Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: В начале XX века в мастерской создается уникальная скрипка, предназначенная в подарок еврейскому мальчику. Инструмент попадает в эпицентр трагических событий, становясь их невольным свидетелем. Главный герой фильма до середины жизни был полностью уверен, что знает всё о своей семье, пока не получил полное драматизма и эмоций письмо из прошлого. Тот, кто был таким близким и родным, оказывается совсем другим человеком… Как теперь жить с этой болью? Как найти себя, и вернуться к истокам? Герою предстоит отыскать ответы на эти вопросы и обрести Любовь…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.788 (525)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.50 (24)
Разделы: Фильм, Драма, Исторический
Год выхода: 2018
Название фильма: Свидетели
Режиссеры: Константин Фам
Актерский состав: Филипп Янковский, Ленн Кудрявицки, Владимир Кошевой, Михаил Горевой, Оксана Фандера, Анжелика Каширина, Сергей Агафонов, Вячеслав Чепурченко, Маруся Зыкова, Мария Кинг
Продолжительность фильма: 104 мин. / 01:44
Производство: Беларусь, Россия, Чехия, Франция, Польша, Израиль
Студия: Ark Pictures, Russian Film Group
Сценарий: Константин Фам
Продюсер: Юрий Игруша, Егор Одинцов, Борис Минц
Оператор: Давид Стражмайстер, Джиора Бейач, Михаил Вихров
Композитор: Егор Романенко
Художник: Филипп Лагунович-Черепко, Офелия Арзуманова, Карел Ваничек
Монтаж: Варфоломей Курага, Александр Поддубский, Фил Ли
Слоган: «Чтобы тебя услышали - нужно стать музыкой»
Сборы в России: $31 544
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в России: 26 июля 2018, «RFG Distribution»
Музыка нас связала ------ Да, в этом фильме первое место занимает музыка только потом сюжет. Сюжет мне показался разорванным: слишком серьёзные проблемы подняты в фильме за такой маленький хронометраж. Музыка стоит на первом плане. Игра на скрипке позволяет спастись некоторым евреям во время второй мировой войны. Искусство (музыка, живопись) покоряет всех и даже тиранов и садистов. Начало фильма (часть 1 - туфельки) поражает своей музыкальной составляющей. И как через туфельки рассказывается любовь людей.
Ещё в фильме поднимается острая тема, которая замалчивается в международных СМИ. Эта острая тема называется «Сент-Луис». Этот лайнер так и не высадил евреев на Кубе. Да, это «плавание обречённых» старательно замалчивается в международных СМИ. В этом фильме это событие промелькает быстро, но музыка в этот момент становится фатальной. Вообще в этом фильме острые проблемы обыгрываются через любовь, через память, через тайну прошлого. И музыка играет роль рока, чего-то фатального, но и одновременно дарит надежду на лучшую участь.
Острые проблемы еврейского народа во время второй мировой войны обыграны через верность животных, через любовь, через занятия музыкой, через воспоминания дневника. Мне очень понравился диалог современных людей:
Немка: «Во время войны погибло 6 миллионов евреев!»
Русский космополит: «Во время войны погибло 20 миллионов советских людей только потому, что они советские граждане».
Слоган фильма - «чтобы тебя услышали - нужно стать музыкой» - раскрывает весь сюжет. Ту боль, ту трагедию еврейского народа во время второй мировой войны проносит через года классическая музыка. Композитору удалось шикарно написать музыку трагедий, верности, любви, надежды. «Музыка нас связала» - это верно сказано про героев фильма. ------ Пока мы будем играть, мы будем жить. ------ Фильм Константина Фама «Свидетели» неожиданен по своему композиционному и сюжетному решению. Он завораживает своей условностью и простотой, обыденностью и сказочностью и составлен из трех самостоятельных новелл. Но эта самостоятельность кажущаяся. Все истории переплетаются друг с другом. Ничего случайного и ни одного лишнего человека, с каждой вещью и с каждым героем зритель уже был знаком или хотя бы слышал. Выстраивается линейная временная перспектива из конца тридцатых годов прошлого столетия в современность. Но времени как будто не существуют, а все события происходят одновременно. Здесь и сейчас продолжают стрелять в музыкантов или травить собаками пленных. Прошлое, настоящее и будущее находятся в тесном пространстве и знакомы между собой; они как люди, которые с неизбежностью встречаются.
Начинается фильм тишиной, а заканчивается прекрасной музыкой у стены плача. Молчание и звук также существуют в единстве своих противоположностей.
Титры беззвучно мелькают на черном фоне, как мгновения скорби о погибших в месиве Холокоста. В первой новелле «Туфли» показана история любви и трагедия войны с помощью камеры, установленной на уровне ног. Оказывается наши движения не требуют слов и лиц, говорят сами за себя и универсальны на всех языках. Жесты тоже не имеют национальных оттенков. Когда мужчина встает на одно колено это значит, что он либо признается в любви, либо уже предлагает руку и сердце. Но звуки и предметы внешнего мира имеют свою национальную специфику. Движения же (в зависимости от ситуации) тоже могут потерять свою всеобщность. Сама идея создания фильма возникла у Константина Фама в Освенциме у витрины с тысячами пар обуви. Все, что осталось от узников, потеряло индивидуальность, превратилось в прах, но осталось во времени. Режиссер возвращает их к жизни и предлагает прожить ее заново. В этой истории нет недосказанностей. Взгляд снизу, а не сверху объективнее, поскольку не мешают эмоции. За 15 минут экранного времени проходит вся жизнь, точнее ее очень значимый отрезок. Приобретение туфель, случайное знакомство с мужчиной, свадьба в еврейских традициях. путешествие, рождение ребенка, недолгое семейное счастье и война - ключевые этапы жизни героини, которые осознаваемы без лиц и слов, только через фиксацию движений. Панорамная съемка вводит в мир еврейского квартала и человеческих отношений.
Мгновения жизни в своей стремительности остаются в вечности. А вот и Париж с величавыми Нотр-дамом и Тур Эфель, видимые в ракурсе камеры, фиксирующей свое внимание на обуви. А вот влюбленные бегут по набережной Сены, опаздывая в свой рай (так называется экскурсионный пароходик), но успев заскочить в последний момент. Так Ада, но уже в третьей новелле, попадет в барачный вагон, увозящий в Освенцим. А вот в жизнь элегантных ботинок и изящных туфелек входят и детские сандалики с платьицем, но все в том же месте, где они всегда счастливы, их как будто вечность ждут тупоносые и грубые боты. Все идет своим чередом, но вот на глади воды отражаются контуры пролетающих самолетов, и по набережной вышагивают солдатские сапоги с явным национальным признаком. Начало войны символизирует как будто случайно выхваченная камерой валяющаяся в пыли сломанная минора и отскочивший от туфель мечты каблук. Предметы ломаются, как и устои прежней и мирной жизни, к которой нет возврата. А потом они остаются жить без людей. В финальных кадрах - огромная необозримая куча обуви в витрине Освенцима, превратившаяся в тлен, как и жизнь их носителей.
Свидетели это не только люди, это весь мир и живой, и вещный. В фильме туфли, собака и скрипка оказываются и свидетелями. и участниками великой трагедии, и даже вершителями судеб людей.
Сначала зритель встречается с теми, о существовании кого он давно знал, но не догадывался кто это. История разворачивается таким образом, что событийный ряд, отсутствовавший в первой новелле, перенесен в последнюю. Теперь становится понятно кто обладатель элегантных ботинок и изящных туфелек. Известно все - их имена, чувства, их музыка жизни. История проходит сквозь время и отражается в судьбах наших современников. Сначала режиссер погружает зрителя в атмосферу мастерской, где создается скрипка, которая пройдет войну и окажется в руках очень талантливого музыканта - потомка тех евреев, которые играли музыку, когда их расстреливали. Эту роль исполняет Ленн Кудрявицки, немецкий актер и режиссер российского происхождения. Инструмент оказывается невольным свидетелем трагических событий истории еврейского народа. Режиссер продолжает смысловую линию, которая началась еще в первом сюжете. Теперь рассказ о войне ведет скрипка, она плачет и переливается всеми оттенками чувств. Ее взгляд и вовсе лишен объективности, но она может увидеть и ощутить то, что неподвластно туфлям, собаке, и даже человеку. Судьбы переплетаются, многие герои встречаются и расходятся именно под звуки скрипки. Немногие остаются в живых, часто волею случая, реже потому что отсутствует совесть.
Главная мелодия трагедии еврейского народа и памяти создается в концлагере, а потом спустя десятилетия звучит у стены Плача в Иерусалиме. Народ, переживший массовое истребление, сохранил себя и обрел Родину. К финалу складывается мозаика фильма, где главный элемент - старик, бредущий к воротам Освенцима. Память не стереть, она возвращает туда, где больно. Очень важно не повторить этот ад.
Ада Бернатоните ------ Ни на что не похожий фильм ------ После «Собибора» и других фильмов на тему концлагерей, просмотренных в последнее время, я уже и не ждала, что какой-то фильм на данную тематику сможет меня удивить или восхитить. Но это случилось. «Свидетели» шли маленьким «тиражом», их мало где можно было посмотреть, и то, что мне удалось увидеть этот фильм на большом экране, большая удача. Давно заметила, что фильмы, идущие малым прокатом, очень часто оказываются очень и очень стоящими.
«Свидетели» образно разделены на три части, которые постепенно сплетаются воедино, да так мастерски, что ты не устаёшь поражаться мастерству авторского коллектива. Каждая из трёх частей повествования ведётся от «лица» одного из «свидетелей» событий тех лет - сначала это туфельки одной из главных героинь, затем собака другой героини, и завершается повествование «рассказом» скрипки. Звучит странно, согласна. Разумеется, вещи и пёс не заговорят человеческим голосом, но зритель сразу поймёт, как воспринималась история со стороны того или иного предмета и животного.
Первая часть показывает нам героев только снизу до пояса, туфельки ведь выше не видят. Главные герои встречаются, влюбляются, а затем сталкиваются с военной машиной. Туфельки видят и других персонажей - собаку другой героини, прошедшей свой путь, а затем и скрипку в руках ещё кого-то из ключевых персонажей. Во второй части мы видим события глазами собаки, в третьей - скрипки. Каждый из трёх «свидетелей» видит и других «свидетелей», и у каждого свой кусочек мозаики, который только к финалу соберётся в единую красочную картину. История настолько трогательная и настолько круто скроенная с точки зрения монтажа, что хочется аплодировать стоя.
Очень и очень рекомендую к просмотру! Гениально сделанный фильм, я в полном восторге! ------ Смотреть надо! ------ «Чтобы тебя услышали - нужно стать музыкой»
Есть фильмы, смотреть которые надо.
Фильм «Свидетели» из таких.
Его смотреть НАДО.
И каждый из зрителей найдёт свой собственный самый веский повод для просмотра.
Во-первых, это очень близкая нам и важная тема трагедии ВОВ и Холокоста.
Во-вторых, это очень качественное российское кино.
В-третьих, в фильме очень красивая музыка.
И т. д., и т. д.
Три кононовеллы: «Туфельки», «Брут» и «Скрипка» - это и есть те самые свидетели и главные герои.
Безмолвные свидетели, которым тем не менее удалось рассказать нам всю правду о той трагедии.
Рассказать благодаря очень талантливому режиссёру Константину Фаму.
(Свернуть)
Каждая из частей рассказана своим особым языком. То есть зритель в какой-то момент то вдруг видит всё происходящее глазами собаки, то становится звуками скрипки. Но больше всего меня поразил приём в новелле «Туфельки» - это просто и гениально!
И не смотря на то, что каждая из частей - это полноценный короткометражный фильм, они все представляют собой единое целое, объединённые не только общей темой, но и общими деталями.
Поэтому фильм смотрится, что называется «на едином дыхании». В нём затянутых мест, а повествовании настолько насыщено эмоциями, динамично, трагично и разнопланово, что зритель следует вслед за действием из дома в дом, от одной истории к другой не отвлекаясь ни на минуту.
Фильм, как воронка, затягивает в себя всё новые и новые истории и судьбы. И историй там гораздо больше, чем три. Возможно, там есть даже ваша история.
После первой части мне хотелось крикнуть браво, после второй хотелось заплакать, а в финале захотелось про сто помолчать, боясь расплескать то большое и светлое, что родилось во мне благодаря этому фильму.
Гениальность режиссёра Константина Фама ещё и в том, что ему удалось рассказать об ужасной, чудовищной трагедии так, что зритель, осознавая весь этот ужас, оказывается не придавленным к полу его тяжестью, а способным вдохнуть полной грудью с твёрдой уверенностью, что добро сильнее зла. Всегда. Даже если в какой-то конкретный маленький отрезок времени зло победило.
Добро сильнее!
Спасибо!!!
Сходите в кино! ------ Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь... ------ Мы все, привыкли окружать себя массой полезных, а иногда, и ненужных вещей, делающих нашу текущую жизнь комфортной и уютной. Только мало кто задумывается, что именно эти вещи, в своём большинстве, и будут теми самыми доказательствами нашего существования на этой бренной земле, после нашего ухода. Причём окажется, что иногда пара стоптанных туфель будет говорить гораздо громче кем мы были, чем все научные звания, полученные за годы корпения над умными книгами. А от многих, не останется даже и этой стоптанной обуви.
Именно о таких, случайных, и зачастую незамечаемых нами свидетелях, и рассказывает нам Константин Фам. Три маленьких, бытовых сюжета. Три истории любви, переплетённых между собой, как клубок запутавшихся ниток. Объединяет которых только одно - время действия. И место.
Итак, Прага 1938-1942 годов. Случайная покупка девушкой новой пары туфель, случайная встреча с мужчиной, свадьба. Свадебное путешествие в Париж, катанье по Сене на речном трамвайчике, под говорящим названием PARADISE, рождение ребёнка. И всё это, без единого слова, и без единого взгляда. Только ноги. Только движения. Я бы даже сказал танцевальные па. И музыка. Чарующая и нежная. А потом придёт тень. Точнее пролетит, и унесёт на своих крыльях счастье наших героев. Как и многих других людей, чья вина которых заключается только в неправильной национальности.
А вчерашние добрые соседи, и знакомые теперь плюют тебе в спину, и оскорбляют, не забывая скупать по дешёвке твоё добро. А иногда просто забирают его даром. И мстят, за лучшую - чем у них одежду, за красивый дом, за то, что девушка выбрала тебя, а не его. За талант. За последний особенно. Мстят изуверски мелочно, не оставляя ни единого шанса.
Так, как это умеет делать только человек, ведь животное просто убивает, но не мучает. А мучают как раз нечастного пса, чтобы избавить его от любви к человеку. Мучают, чтобы забыл прежних хозяев, мучают - чтобы доказать своё превосходство.
Конечно, как и всякая многоструктурная композиция, фильм «Свидетели» не однороден по своей структуре. Третья часть «Скрипка» - показалась мне наименее удачной из всех. В ней появляется некоторая ходульность сюжета, попытка снять трагедию Холокоста по лекалам западного кинематографа. Отсутствует лёгкость первых двух частей. Да и игра Михаила Горевого в ставшем уже привычном ему амплуа злодея, сильно диссонирует на фоне игры Владимира Кошевого, и Вячеслава Чепурченко.
А в остальном, «Свидетели» пожалуй лучший отечественный фильм за последние лет 10 точно. Надеюсь, в своих следующих работах Константин Фам не собьёт установленную им же самим планку мастерства.
Специально для съёмок была приобретена уникальная скрипка XVIII века немецкого мастера Себастьяна Рауха. ------ Впервые международная съёмочная группа получила разрешение на съёмки уСтены Плача в Иерусалиме. Здесь был снят финальный эпизод ленты всопровождении оркестра и скрипки. Также впервые в истории были разрешены съемки на территории музейногокомплекса Освенцим.
|
Отзывы о фильме Свидетели