Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Сибирский егерь Егор — образцовый семьянин и уважаемый в своем поселке человек. Они с женой Натальей ждут второго ребенка. Неожиданно Егор узнает, что неизлечимо болен, и что жить ему осталось два месяца. В борьбе с болезнью не помогают ни традиционная медицина, ни шаманское колдовство, и в конце концов Егор решается на отчаянный шаг — пытается полностью изменить свою личность, чтобы обмануть приближающуюся смерть, как это сделал легендарный селезень Жамба, герой древнего сибирского эпоса.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.794 (2996)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.60 (287)
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2018
Название фильма: Человек, который удивил всех
Иностранное название ленты: The Man Who Surprised Everyone
Режиссеры: Алексей Чупов, Наташа Меркулова
Актерский состав: Амаду Мамадаков, Наталья Кудряшова, Алексей Филимонов, Павел Майков, Евгений Цыганов, Тимофей Зайцев, Максим Виторган, Елена Ворончихина, Василий Попов, Юрий Кузнецов
Продолжительность фильма: 104 мин. / 01:44
Производство: Россия, Франция, Эстония
Сценарий: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Продюсер: Екатерина Филиппова, Катрин Кисса, Александр Роднянский
Оператор: Март Таниэль
Художник: Сергей Австриевских, Анна Бартули
Монтаж: Вадим Красницкий
Сборы в России: $113 631
Премьера в мире: 4 сентября 2018
Премьера в России: 25 октября 2018, «ПРОвзгляд»
Человек-швейцарский нож, который удивил всех ------ Жил-был человек в российской деревне, работал егерем, защищал любимый лес от браконьеров и был настоящим героем для своей семьи и отличным соседом для всей деревни. Идиллия, одним словом.
Но Егор (идеальный человек) знает, что жить ему осталось - два месяца. У него рак. Он смирился и все просчитал, чтобы уйти с миром и оставить семью в более-менее неплачевном положении. Но, конечно, спокойно оставить бренную жизнь не удается, и Егору приходится сражаться с болезнью, ведь его слезно умоляют об этом жена и сын.
В итоге главный герой избирает максимально радикальный путь: он меняется сам и меняет свою жизнь, чтобы, как это сделал герой древнего сибирского эпоса селезень Жамба, спрятаться и обмануть саму Смерть.
Что получилось в итоге: очень пронзительное кино, в котором раскрываются несколько острых социальных проблем современной России. Первая проблема - полная дезориентация в мире человека, которому объявили смертный приговор доктора.
Кстати, в гениальном фильме «Карп отмороженный» с Алисой Фрейндлих и Мариной Неёловой также показана попытка «тихого ухода» из этой жизни больного человека, который перестает думать о себе и надеется лишь на то, что его смерть не причинит много проблем его близким.
Но, если в фильме с занятым сыном-миллионером и умирающей матерью есть проблески надежды, то в «Человеке, который удивил всех» каждая сцена пронизана безысходностью и почти физической болью. Честно говоря, даже финал не внушает должного благоговения, а лишь рождает миллион вопросов без ответов.
Кажется, будто режиссеры хотели нам показать настоящий край, к которому готов приблизиться человек, бегущий от смерти.
Вторая проблема: это отношение жителей России к людям с нетрадиционной ориентацией и трансгендерам. Третья: чувства и мысли родственников смертельно больного человека. Четвертая: отношение к женщинам (сцена в лесу, когда личность еще не была раскрыта).
Наверное, было бы слишком самонадеянно говорить, что за один просмотр я поняла все главные посылы этого фильма. Но пересматривать его, чтобы убедиться в точности своих наблюдений я точно не буду.
Это очень тяжелое кино. На моей памяти такой же свинцовый, давящий на сердце и на мозг фильм, - это «Синдром Петрушки» с Мироновым и Хаматовой. Гениальный фильм, красиво и очень правильно снятый - никаких нареканий по свету, цвету, оформлению, диалогам или игре актеров. Но пересмотреть его я и через 10 лет не захочу.
В копилку Цыганова упала еще одна замечательная работа, в сравнении с которой даже «Райские кущи» померкли.
Кстати, почему в названии я упомянула фильм Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта «Человек - швейцарский нож»?
Потому что также, как и в драме с трупом Дэниэла Рэдклиффа, это безумие «Человека», рожденное отчаянием, привело героя к поступкам совершенно ему несвойственным, вывернула его внутренний мир наизнанку и заставила вытащить на свет то, что никогда бы, ни при каких других экстремальных обстоятельствах бы не проявилось. ------ Цыганов, который удивил всех ------ Фильм, произведший сильное впечатление, вызвавший вопросы и заставивший проникнуться судьбой главного героя. Хотя, честно говоря, во второй части истории возникло чувство, что это не фильм, а какой-то жестокий эксперимент над бесстрашным актёром Евгением Цыгановым.
Его герой Егор живёт с семьёй в сибирской деревне, он егерь, уважаемый односельчанами человек, добропорядочный семьянин. Настоящий мужик, не робкого десятка, немногословный, рукастый, хозяйственный. Вскоре мы узнаём, что он смертельно болен и ради сохранения жизни, после встречи с шаманкой, он решается на безумный поступок.
И дальше начинается совсем другое «кино». Настоящий мужик Егор исчезает и появляется нечто в женском обличье и этим своим поступком он перечёркивает всё, что было с ним и его семьёй раньше. Родные, в первую очередь жена, и односельчане не в силах понять произошедшей с героем метаморфозы, что порождает озлобление и ненависть с их стороны. Лично меня внезапное остервенение (трудно подобрать другое слово) любящей, казалось бы, жены Егора просто потрясло. Как такое может быть? Неужели общественное мнение дороже любимого человека? Было непонятно, почему она не поговорила с ним по душам? Почему он не объяснил ей ничего? Подобное поведение героев показалось мне неправдоподобным и искусственно усложнённым сценарным ходом. Может быть создатели фильма посчитали, что подобное поведение героя будет понятно и так, но мне, например, хотелось кричать ему: «Почему ты молчишь? Не молчи!» И это при том, что я, в отличие от окружающих, знала причину его перверсии.
Последние двадцать минут экранного времени показались мне бесконечным путём к развязке. При этом трудно было представить, чем же решат закончить авторы эту мучительную историю. И даже появление в лесном домике жены, по непонятной причине вдруг понявшей и простившей героя, не внесло ясности. И глядя на осуществляемое ею, можно сказать, ритуальное омовение мужа, я не понимала: то ли это символизирует возрождение к новой жизни, то ли обмывание перед смертью.
И ожидаемая точка в истории превратилась для меня в многоточие, когда я увидела в конце фильма глаза героя, в которых прочла потрясение и немой вопрос: «И как теперь жить?» ------ Внятно, искренне и глубоко рассказанная история ------ Сибирский егерь Егор - уважаемый в своем поселке человек, узнает, что неизлечимо болен и жить ему осталось два месяца. Одна надежда на чудо, а чудеса они и не чудеса вовсе, а реальность для тех, кто мылит шире своего загона. Чтобы что-то изменить, нужно выйти из загона, а чтобы выйти из загона, нужно как минимум увидеть этот загон и сделать шаг из него. В нашем загнанном в клетку обществе для этого нужна смелость и сила характера. И вот именно это отличает человека от невежды.
Быть искренним с самим собой и решиться на сдвиг, быть верным своему решению каждую секунду и до конца, не дать слабины. Не черты ли это современного героя? Что-то мне подсказывает, что он таков. И как пронзительно честен он в исполнении Евгения Циганова. Его глаза в финале! Ещё один фильм можно снять из того, что в них читается. А их дуэт с Натальей Кудряшовой - просто задушевная песня.
Сила картины в том, что тема, подача, построение сюжета, персонажи выбраны так, что исключаются все спекуляции на известные темы, остаётся только личность и её выбор. Сибирское село здесь только потому, что это место действия более выразительно для данной истории - шаманы, легендарный селезень Жамба, герой древнего сибирского эпоса. В других декорациях, с иными лицами, но с тем же смыслом всё это повторяется каждый день и в мегаполисах, и в глубинках - потому как клетки и загоны одинаково существуют в головах независимо от ПМЖ.
Если вдруг вам захочется дать кому-то дружеский совет или в морду, посмотрите внимательно, кто из вас стоит в загоне, вполне вероятно, что вы. А если вам вдруг встретится человек, который удивил всех - поклонитесь ему, скорее всего - это ваш учитель. А фильм стоит смотреть! ------ Никого не удивить ------ Посмотрела с подачи добрых людей очередной наш отечественный фильм с претензией на артхаусность и «не для всех». Ирония кагбе скрыта уже в названии, потому что назван шыдевр как-то на редкость неудачно - «Человек, который удивил всех».
Отличное название для фильма, который вот вообще ничем удивить не мог по определению. Никого. Ну что же вот все так вторично, а? Зачем вы делаете это?
Начиная с сюжета. Ну снял уже сто лет назад Ларс «наше всё» фон Триер жуткий, пробирающий до костей «Рассекая Волны». Мы уже прорыдались, побились в истерике, успокоились давно, не надо опять бередить. Не надо было косплеить сюжет. И тем более так тупо его перекраивать под наши реалии. Ну не надо. Лучше все равно не сделаете же. Да и градуса такого накала достигнуть не получится, тут изощрённый садист Ларс, сами знаете, вне конкуренции.
Я даже не задаюсь вопросом, зачем прекрасный актер Цыганов подписался на ЭТО. Может его пытали или ещё что. Ну согласился и согласился, его дело. Евгений, если они держат вас в заложниках, моргните пару раз.
Но ведь опять ничего нового, решительно ничего. Похудеть на 20 кг ради роли - браво. Евгений, вы мой кумир. Но все-таки переплюнуть Крысю Бейла, который сбросил почти 30 ради роли в Машинисте вам не удалось, увы.
Женское платье и помада несомненно к лицу Цыганову, даже неожиданно как-то. Но Дастин наш Тутси-Милашка Хофман был круче. Опять провал.
И если уж без хиханек. Ну да. Серьёзная, больная тема в этом фильме, но за счёт кривой совершенно подачи херится всё.
P.S. Евгений, если они по-прежнему держат вас там, моргните, ну в самом деле, сил нет смотреть. ------ Невероятная история о человеке, который обманул смерть ------ Крайне редко российское кино может предложить что-то по-настоящему интересное и оригинальное (по крайней мере для России). Если с проектами, рассчитанными на массового зрителя, зачастую возникает много проблем, но авторское непопулярное кино ещё способно удивить. Наташа Меркулова и Алексей Чупов до «Человека, который удивил всех» занимались, как правило, постановкой короткометражных фильмов, ни один из которых я не видел. Мой интерес к их картине вызван в первую очередь необычной идеей, достаточно смелой для российского зрителя, и, конечно, харизматичным Евгением Цыгановым в главной роли.
Главный герой картины представляет собой некий стереотипный образ типичного мужика из далёкой Сибири. Он замкнутый, серьёзный, заботится о семье и делает много ради её благополучия, его уважают в посёлке за собственное мнение, односельчане хоть и замечают его нелюдимость, но всё равно считают его, как говорится, своим. В результате несчастного случая Егор попадает в больницу, где узнаёт о страшном диагнозе, который переворачивает его размеренную жизнь верх дном. Ситуация, к сожалению, типичная, и очень грустная, но в отличии от огромного числа тех, кто сдался бы и доживал последние дни в подготовке к смерти, Егор продолжает верить. Даже когда он получает очередной неутешительный прогноз, он не опускает руки и цепляется за любую соломинку, какой бы мифической она не была. В конце концов его желание жить приводит его к весьма необычному решению, о котором вы узнаете в самом фильме.
Сейчас в нашем кино популярен образ некого сумасшедшего (в хорошем смысле) героя, который обладает амбициями, смелостью и обязательно закатит истерику в середине фильма в самой напряжённой сцене. При просмотре «Человека, который удивил всех» меня безумно обрадовало то, что Егор не похож ни на одного из подобных персонажей. Он удивительным образом сочетает в себе сильные мужские качества и простые человеческие, которые находятся вне гендерных рамок. В нашей культуре мальчиков воспитывают так, чтобы в будущем они всем своим видом выдавали «настоящего мужика». Мужчины, читающие этот отзыв, поймут меня - «не плачь, ты же мальчик», «ты глава семьи, тебе нельзя показывать слабость» и т. п. Уверен, что в воспитании девочек много своих стереотипов, которые нередко плачевно сказываются на характере. Быть собой у нас не принято, а отличаться от остальных так вообще. Этот фильм как раз про это - про человека, который во имя высшей цели, отринул общественные правила и нормы и не свернул с этого пути, не смотря ни на что. Будучи сибирским мужиком, он не стал непроницаемым камнем, на экране мы увидели в первую очередь живого человека, который может быть слабым - это свойственно людям. Главное - найти силы, чтобы встать вновь и двигаться дальше. Мне не хватало таких героев. Без истерик, без слёз и криков, не выдавливая из зрителя слезу. Что уж говорить, за весь фильм от Егора прозвучало лишь несколько реплик, но каждую секунду ощущалась потрясающая глубина его образа.
Фильм старается быть честным, он не заставляет вас сопереживать (это получается само собой), плакать и сентиментально уводить взгляд в сторону. Он просто показывает определённый промежуток жизнь простого человека, с которым очень легко себя ассоциировать. Вот он узнаёт о страшной болезни, вот у него проблемы в семье, а вот он принимает, возможно, самое сложное для себя решение, и все, кто когда-то его уважали, в один момент отворачивают, ведь он перестал быть одним из стаи. После просмотра невозможно задумываешься и о своём окружении, смогут ли они принять наш выбор или отреагируют так же агрессивно? Вся картина строится на этом незамысловатом сюжете, напоминая некоторые из картин Тарковского, которым свойственны простые истории, но за ними всегда виднеется глубина. Ни в коем случае не сравниваю эти работы, лишь наблюдение в похожем подходе. В подобных проектах, где на первый план выдвигают частную историю, очень важен подбор актёров, ведь именно главный герой задаёт тон всему произведению. Не представляю, как бы сработал этот сценарий без Евгения Цыганова в главной роли. К этому актёру можно относиться по-разному, но это стопроцентное попадание в образ. Он настолько чётко вошёл в историю, что я даже с трудом представляю любого другого актёра на его месте. Очень интересно наблюдать за ярким контрастом - мужская харизма Цыганова в образе Егора и его «новой жизни», эффект потрясающий. Наталья Кудряшова, получившая Золотого льва на кинофестивале в Венеции, прекрасна и убедительна. Ей хочется верить, за неё переживаешь, её героиня попросту понятна. В этом ещё один весомый плюс фильма - герои понятны, это не люди с Марса, которые поступают так, как обычный человек в жизни бы не сделал, они точно такие же как мы. Ближе к финалу, фильм приобретает окраску почти социального высказывания о необходимости перемен, без которых не возможна жизнь. И очень жаль, что в кино, как впрочем и в жизни, далеко не все понимают это.
Прекрасная операторская работа Марта Таниэля создала некое сюрреалистическое ощущение то ли сна, то ли яви. Бескрайний лес, верхушки деревьев, тянущиеся в небо, бегущая река, задумчивый взгляд героя, смотрящего на мир сквозь окно больничной палаты. Визуальные образы дополняют сюжет, от этого на экран интересно смотреть даже во время самых неторопливых сцен. Кому-то это может показаться недостатком, но тут уж такое кино - оно должно быть неторопливым и размеренным, каким-то уютным. «Человек, который удивил всех» именно такое кино, оно будто вводит в транс под ритмы голоса старой знахарки, погружает в состояние глубокой задумчивости, а прекрасные виды только дополняют картину.
Спасибо Наташе Меркуловой и Алексею Чупову за этот невероятный опыт, за эту искреннюю историю, а актёрам за качественную крепкую работу. Я надолго запомню этого героя, который оказался намного большим, чем «настоящий мужик» в представлении этого общества. Высшая ценность - жизнь.
|
Отзывы о фильме Человек, который удивил всех