Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Начинающий режиссер Павел Сидоров представляет свой первый полнометражный фильм, который называется «Рассвет». В центре сюжета фильма – молодая девушка, которая теряет брата. Её брат погибает при таинственных обстоятельствах, и следствие заходит в тупик. А девушку начинают преследовать кошмары во сне. Чтобы избавиться от этого мучения, девушка отправляется в институт сомнологии. Однако это с виду разумное решение оказывается роковой ошибкой…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 4.698 (3140)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 4.40 (137)
Разделы: Фильм, Триллер, Ужасы
Год выхода: 2019
Название фильма: Рассвет
Режиссеры: Павел Сидоров
Актерский состав: Александр Молочников, Александра Дроздова, Валерий Кухарешин, Анна Слю, Анастасия Куимова, Оксана Акиньшина, Мирослав Пенцов, Олег Васильков, Кузьма Котрелев
Продолжительность фильма: 90 мин. / 01:30
Производство: Россия
Сценарий: Евгений Колядинцев
Продюсер: Алёна Богатькова, Дмитрий Литвинов, Владислав Северцев
Оператор: Иван Бурлаков
Композитор: Гарри Джудд
Художник: Сергей Шарамет, Евгения Царько
Слоган: «Ты не проснёшься»
Сборы в России: $830 657
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 15 апреля 2019
Премьера в России: 31 января 2019, «Каропрокат»
Ключевые слова: yes
Маленькие кусочки смерти ------ Помните эпиграф из Эдгара По в третьей части «Кошмаров на улице Вязов»? «О, эти сны, эти маленькие кусочки смерти. Как я ненавижу вас!»
Сновидения вдохновляли создателей фильмов ужасов с самого начала становления кинематографа - от «Кабинета доктора Калигари» до старины Фредди Крюгера. Одному только феномену сонного паралича за последнее время посвящено сразу несколько лент - от документального «Ночного кошмара» до «Мары». Теперь к погружению в ночные страхи приступает и российский кинематограф.
В 2017 году сценарист Евгений Колядинцев («Лицо», «Диггеры», «Спойлер») стал победителем конкурса студии 10/09 на платформе IWantFilm. Его проект «Рассвет» обошел 1140 других заявок - и был немедленно запущен в производство. По сравнению со многими современными фильмами-долгостроями, фильм был снят и закончен в рекордные сроки, и уже в конце января первые зрители смогли оценить результат. На премьерном показе продюсеры фильма обещали зрителям «настоящий коктейль страха и мистики» - и не соврали.
Мы следим за историей девушки, чья мать погибла еще при ее рождении при странных обстоятельствах, а со старшим братом случается беда. Девушка обращается за помощью к исследователям «осознанных сновидений», и, словно кэрроловская Алиса, оказывается в Очень Странном Месте.
Фильм удачно сочетает современность - действие происходит в августе 2019 года, и никто не прячет мобильники и социальные сети из кадра - и прошлое. Основные события фильма происходят в загадочном постсоветском «НИИ Сомнологии». Его бесконечные коридоры, обшитые коричневыми панелями в лучших традициях архитектуры советских госучреждений, кажутся вычурной декорацией, вот только они существуют на самом деле - вы можете найти этот НИИ через Гугл-карты в районе метро Беляево и сами «побродить» по его территории. В этом самом загадочном НИИ оказываются четверо героев, у каждого из которых в прошлом - душевная травма, и их «совместное сновидение», как легко догадаться, окажется не самой приятной прогулкой.
В арсенале авторов «Рассвета» практически все козырные карты современного хоррора - тут и игра на психологических и социальных фобиях, и умело перемешанные реальность и сновидения - не чураются они и прямого изображения кровавых подробностей (теперь надо быть очень осторожными, доставая бутылку воды из торгового аппарата!) Удивительно, что описание чудовища, живущего в глубинах снов, было найдено авторами, казалось бы, в самом безобидном месте - в стихотворении Маршака про ночного Угомона.
«...Начал пальцы он считать: - Раз-два-три-четыре-пять, Но сбивается со счета Не дает считать дремота... Вдруг он слышит: - Дили-дон! Появился Угомон...»
М-да... Фредди Крюгер отдыхает, а ведь эти стихи из детской книжки, получившей Ленинскую премию (!) в 1963 году... За год до смерти писателя...
Традиционно в ужастиках пугает не то, что мы видим, а то, чего не видим - пустые коридоры, ночной лес, зияющие провалы дверей - но «графического ужаса» в «Рассвете» хватает - тут и обгорелые мертвецы, и демонические собаки, и внезапно появляющиеся за спиной призраки. Тревожная музыка не останавливается почти ни минуту, не давая передохнуть. Цветовая гамма у фильма под стать ночному кошмару - пугающе кислотная, напоминающая о старой «Суспирии» и «Неоновом демоне».
Самой же страшной сценой, на мой взгляд, стали не сжимающиеся стены и не погоня от демонов в узких трубах, и даже не оторванные головы - а невинный голос тети героини, которая утешает ее по телефону... но потом начинает говорить что-то не то. Совсем не то. Вот это ощущение движения на грани сна и реальности, когда ничему нельзя верить, и когда «самая глубокая тьма - перед рассветом» - удалось авторам на славу.
Что ж, как сказали на премьере продюсеры картины, «русский хоррор жив, и он будет жить». Хорошо, что это не сон! ------ Маленькие кусочки смерти ------ Отпраздновав свой день рождения вместе с друзьями, девушка Света получает от брата Антона шикарный подарок - он самоубивается путем выхода в открытое окно. Пытаясь понять, что же толкнуло парня на столь радикальный шаг, она выясняет, что их покойная ныне мать вместе с Антоном когда-то давно состояла в секте «Рассвет», адепты которой старались вызвать некого Безликого (увы, это не Каонаси из «Унесенных призраками»), Демона Снов. Далее у Светы начинаются жуткие глюки и ночные кошмары, и она решает отправиться в загадочный НИИ сомнологии, где погибший брат изучал осознанные сновидения. Там ее вместе с другими людьми погружают в коллективный сон, который каким-то образом должен дать ей ответы на все вопросы.
Никогда такого не было и вот опять. Хотя жанр хоррора по-прежнему не хочет имплантироваться в российское кино, студия «10/09», ответственная за выход «Невесты» и «Пиковой дамы», с завидным упорством продолжает клепать одну второсортную страшилку за другой. Все они имеют схожие черты: многообещающую задумку, претензии на стильный и эффектный видеоряд, заимствования у голливудских собратьев и тотальное непонимание основных принципов нагнетания страха у зрителя. «Рассвет» идет тем же самым путем и делает это с таким гордым видом, будто на тему сновидений и ментальных приключений никогда не было картин вроде «Кошмара на улице Вязов», «Клетки», «Астрала» и прочих хитов. Основная загвоздка фильма в том, что желание режиссера-дебютанта Павла Сидорова напугать зрителя очень настырное и вычурное, а потому не работающее совсем. Авторы никак не могут постичь уже давно ставшую понятной всем грамотным хоррормейкерам истину: страх извлекается из умело рассказанной истории, ситуаций и искусного владения образами, а не тупых скримеров, бестолково вылезающих монстров и обилия затемненных локаций. Мрачняк разливается где надо и не надо, неестественные квартиры с жуткими обоями, где темно даже днем, таким образом уже стали неотъемлемой частью интерьера российских страшилок, а пространство таинственного НИИ (его экстерьер изображает Московский институт биоорганической химии РАН) обыгрывается скудно и безыдейно.
Сценарий вообще представляет собой гонки роялей в кустах вперемешку с жуткими сценарными дырами (например, каким образом главная героиня сумеет отыскать ключ к своему прошлому, погружаясь в коллективный глюк совершенно посторонних людей, авторы разумно объяснить даже и не пытаются), играют актеры плохонько, а все путешествия по царству снов ограничиваются унылыми блужданиями в коридорах, где каждый рано или поздно столкнется со своей фобией. Однако создатели полны энтузиазма, поскольку финал открыто намекает на сиквел, вполне возможно, не один, вплоть до развития целой вселенной а-ля «Заклятие». Вот только смогут ли поклонники хорроров выдержать еще один визит в «НИИ сомнологии», где подобные проекты стоит крутить в качестве пособия для скорейшего погружения в сон. ------ Спасительный рассвет... ------ Вы знаете, слоган «спасительный рассвет» - это даже не фигура речи, чтобы более интересно представить свою рецензию. А получилось неожиданно так, что новый российский фильм ужасов «Рассвет» действительно «спасительный» фильм для жанра, в котором российские фильмы долгое время не могут нащупать почву под ногами. За последние полгода было множество наших ужастиков в прокате, но не один не приближался настолько к слову «хороший», как этот фильм.
Идея фильма хоть и не нова, но достаточно оригинальна. Главная героиня, которая после личной трагедии испытывает проблемы с невероятно реалистичными кошмарами, решает обратиться в институт сомнологии, который предлагает ей необычный способ избавиться от кошмаров: совместное погружение, с такими же страдающими от кошмаров, в осознанное сновидение. Эта «процедура» приводит к обратному эффекту и теперь героям эксперимента придётся столкнуться с невероятным количеством кошмаров, чтобы дожить до рассвета. Ну, круто же? Что же мы увидели.
На самом деле, сюжет достаточно лихо закрутили. Несмотря на множественно обыгранную тему сновидений, создателям удалось создать нужное настроение и держать зрителя весь фильм в напряжении. Да, тут есть диалоги, которые слегка притормаживают действие, но зато следующие за ними сцены с лихвой компенсируют некоторое замедление. Хочется отметить работу гримёров - все страшилища в фильме выглядят убедительно и не отталкивающе. Несмотря на то, что главной звездой тут заявлена Акиньшина, у нее все-таки тут небольшое количество экранного времени. Основной же удар по актёрскому мастерству держат молодые - Дроздова, Молочников и Слю. Убедительно играют, без переигрывания и видно, что очень и очень стараются.
Моё лично мнение по поводу «Рассвета» - однозначное: есть у российских хорроров будущее. Несмотря на то, что у фильма режиссер дебютант, не очень известные актёры и очень узкий жанр - фильм получился хорошим. Если в молодых и талантливых поверят «мастодонты» нашего киношного бизнеса, то я точно уверен, что российский ужастики достаточно скоро сумеют на равных конкурировать, конечно же, не с Голливудом, но с европейскими фильмами точно. И меня это радует. Ведь не комедиями едины мы в желании получить качественный отечественный продукт.
Советую к просмотру не только любителей жанра, но и людей, которые хотят окунуться в нестандартную и интересную историю. Честно - не пожалеете. ------ Спасительный рассвет... ------ В какой ситуации русский хоррор? Очевидно, что плохой. Такие фильмы как «Невеста», «Дизлайк» и «Диггеры» втаптывают русский ужас раз за разом в могилу. К созданию «Рассвета» съемочная группа подошла со всей ответствнностью - по крайней мере они так заявляют. В качестве сценариста привлекли Колядинцева, чьи творения креативны, но до сих пор бросают в дрожь и отнюдь не из-за элементов ужасов: настолько плохи были «Дизлайк» и «Диггеры». Что ж, его новая идея действительно оригинальна и достойная игра с ней позволяет развиваться сюжету в различных направлениях. Режиссером избрали Павла Сидорова - перспективного клипмэйкера. На роли героев позвали как симпатичных молодых актеров, так и несколько громких имён русского кинематографа для придания «Рассвету» солидности. Что же могло пойти не так? Как оказалось, всё. Формально «Рассвет» действительно включает в себя всё вышеперечисленное, но дальше строчек на афише это не заходит. Хоррор реализован спустя рукава и вызывает исключительно кислое ощущение.
Итак, «Рассвет» повествует о девушке Свете, которая страдает из-за того, что по сути убила мать - женщина умерла при родах Светы. Брат этой двадцатилетней девушки покончил с собой из-за ночных кошмаров. Виноват в этом, судя по всему, какой-то демон, так что Светлана отправляется в НИИ сомнологии, где отечественные ученые изобрели аппарат из «Начала», позволяющий группе людей испытывать коллективный сон. Как тебе такое, Илон Маск? Естественно, что всё идёт не по плану, а в сны вторгаются демоны и прочие чумазые черти.
«Рассвет» реализован по стандартному сценарию: здесь найдется место и клише, и предсказуемым сюжетным поворотам, и скримерам, и дурно прописанным героям, и каким-то деталям русского быта, которые есть только в кино. Печально то, что самой перспективной идее фильма, т. е. путешествию сквозь сны, уделяется преступно мало внимания. Вместо этого зрителя пичкают каким-то кремом, чтобы, судя по всему, добавить персонажам глубину, а на практике всё выливается в слабых героев, написанных широкими мазками. От этого страдает и атмосфера: несмотря на все попытки саспенса, за персонажей не переживаешь, что попросту негативно сказывается на впечатлениях.
Засунув себя в рамки хоррора, сценаристы оказались ограничены жанровыми приемами. Из «Рассвета» вполне, без шуток, могли бы выйти русские версии вышеуказанного «Начала» или «Клетки», однако всё тонет в натянутых сюжетных элементах и сценах формата ужасы. Это всё попросту не работает: такое чувство, что сценарий составляли из задумок, имеющих отношения к абсолютно разным проектам.
По части реализации, увы, всё в очередной раз плохо. Легко видеть желание создателей возвести атмосферу приемами старой школы, т. е. без компьютерной графики, но на практике всё выполнено халтурно и попросту глупо. Погрузиться в иллюзию фильма не получается и из-за статичной актерской игры. Музыка? Такое чувство, что композитором выступил какой-то доморощенный русский Ганс Циммер: эпичность звукового сопровождения ни разу не оправдана.
В итоге «Рассвет» оказывается заметным проектом, хотя бы из-за своего сюжета и подхода. Заметным не значит хорошим. Увы, дебют Сидорова в игровом кино натыкается на те же проблемы, что и другие русские хорроры до него: отсутствие символизма, экзистенциализма и того, что можно назвать кошмаром русской души. ------ Рассвет отечественного жанра ужасов? ------ Премьера фильма прошла вчера в кинотеатре Октябрь.
Это дебютное кино режиссера Павла Сидорова, который сказал на конференции, что хотел снять свой первый фильм именно в данном жанре.
Начинается вся история со дня рождения героини, которую играет молодая актриса Александра Дроздова, и со смерти ее брата.
Девушке начинают сниться кошмары. Из-за этого она идет в институт сомнологии и погружается еще с 3мя участниками в совсместный сон..
Ничего не напоминает, о, Нолан?
Стоит отметить подругу героини, которая не просто украшает фильм, но и намекает нам о своей интересной роли во всей истории. Раскрывать ее роль не буду, пусть будет маленькой загадкой.
Отсылок ко многим известным фильмам будет много. Для людей, которые постоянно смотрят кино, не новость, что все режиссеры и операторы, безусловно, применяют все полученные визуалы, чтобы сделать свое кино очень интересным. И мне понравилось, что в данном фильме планы хорошие и сняты профессионально. Но ничего сверхвыдающегося.
С первых минут повествования начинаются скримеры.
Сразу скажу, что бу-пугалок с резкими жуткими вещами будет много!
Они сделаны хорошо, я аж вскрикивала пару раз, и дергалась на каждое появление страшилок. Но я ожидала увидеть более атмосферный и нагнетающий напряжение фильм, где есть только ощущения страха, и нет страшилок. О чем говорили на пресс-конференции за день до фильма его создатели.
К сюжету есть вопросы:
-Как работает система?
-Как люди одновременно погружаются в сон?
-Почему именно 4 участника эксперимента?
-Почему именно 2 парня и 2 девушки?
-Какая задача во сне у каждого из них?
-Почему они все попадают в кошмар, если пытаются от этого избавится?
-Как данный групповой сон должен был помочь преодолеть свои проблемы?
-Почему все участники соглашаются заснуть непонятно с кем в одном помещении, не задав предварительно кучу вопросов?
-Что в итоге дает эксперимент институту?
И еще куча тех, которые без спойлеров не обойдутся.
На вопросы можно только додумать свои ответы. В «Рассвете» все затрагивается поверхностно и намекает на некие моменты, которые вызывают лишь недоумение.
Я верю, что ответы будут в следующих фильмах, которые уже стоят в планах.
Еще нашлись недочеты по звуку. Немного, но все же... В кинотеатре громкость огромная, и я слышала каждый косяк, это отвлекало от серьезности происходящего.
Обычно я отхожу от ужастиков еще неделю, боюсь выключать свет, обдумываю каждую сцену, но сейчас я лишь думаю, какое следующее кино снимут создатели, и ответит ли оно на вопросы этого фильма.
Плюсы у картины тоже есть.
Фильм хорош в целом. Цвета очень приятные, кадры сняты профессионально, локации симпатичные... Даже фотография героини Оксаны Акиньшиной с мальчиком грамотно проработана по цветам.
А вот ГРАФИКА в этом кино была просто ни к чему. Смотрелась как инородное тело. Опять же, если кино атмосферное, давящее на психику через эмоциональную составляющую героев, через их переживания, то к чему адово неуместный визуал, который стирает нужные впечатления?
В целом, ужастик получился вполне нормальный и смотрибельный (если закрыть глаза на вопросы без ответа и некоторые другие косяки, которые невозможно описать без спойлеров).
Если развиваться дальше в этом направлении, то вполне сможем конкурировать по качеству с Голливудом.
Поэтому фильм можно назвать рассветом в данном жанре и ждать новых интересных картин.
|
Отзывы о фильме Рассвет