Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Труп Чарльза Баскервиля обнаруживают неподалеку от его родового поместья. Выражение нечеловеческого ужаса на лице покойника и следы крупной собаки поблизости заставляют вспомнить старинную легенду о проклятии, тяготеющем над родом Баскервилей. Шерлоку Холмсу предстоит докопаться до истины.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 8.601 (156 434)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.70 (6K)
Разделы: Фильм, Детектив, Криминальный, Приключения
Год выхода: 1981
Название фильма: Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей
Режиссеры: Игорь Масленников
Актерский состав: Александр Адабашьян, Виталий Соломин, Никита Михалков, Алла Демидова, Сергей Мартинсон, Ирина Купченко, Олег Янковский, Евгений Стеблов, Василий Ливанов, Светлана Крючкова
Продолжительность фильма: 154 мин. / 02:34
Производство: СССР
Роли дублировали: Игорь Ефимов
Сценарий: Игорь Масленников, Артур Конан Дойл, Юрий Векслер
Оператор: Дмитрий Долинин, Владимир Ильин
Композитор: Владимир Дашкевич
Художник: Белла Маневич-Каплан, Римма Штиль, Нелли Лев
Монтаж: Людмила Образумова
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 6 лет
Премьера в мире: 25 июля 1981
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 10 декабря 2013, «Lizard Cinema Trade»
Выход в прокат фильма на DVD: 9 февраля 2010, «Lizard Cinema Trade»
Из всех произведений Конан-Дойля о Холмсе мне больше всего понравилась именно «Собака Баскервилей». Видимо, это связано с тем, что тут детектив совмещён с жанром ужасов, и при прочих равных условиях «Собака» получилась (ИМХО, конечно) интереснее других рассказов о Холмсе. Если говорить о литературном произведении «Собака Баскервилей», то уж здесь-то я бы поставил 10 из 10.
Нашим кинематографистам оставалось не ударить в грязь лицом и на основе блестящего литературного произведения снять достойный его фильм. И в принципе, им это удалось. ИМХО, «в десятку» попали сама собака Баскервилей, Холмс, Лестрейд, Френкленд (вот его хочу отметить особо), Лора Лайонс. Берримор тоже вписался хорошо, но, правда, рост у него неподходящий - кто читал книгу, тому это бросается в глаза. Степлтон... ну вроде бы тоже годится. Менее успешно получились жена Степлтона (неподходящая внешность), жена Берримора и доктор Мортимер (переигрывают, особенно жена Берримора). Зато музыка и вся атмосфера фильма, на мой взгляд, тоже «в десятку».
Но. Но всё же один балл мне придётся снять с фильма! За это расследование в пьяном виде, которое устроили Ватсон и Генри Баскервиль. В книге ничего такого не было, и именно этот эпизод, когда они, выпимши, сначала охотились за Берримором, а потом за Селдоном, подвёл всю картину. Что это было, «особенности национального Шерлока Холмса»? Зря, очень зря.
Итого получается: ------ Овсянка, сэр!.. ------ В отрочестве я прочитала много историй про Шерлока Холмса, но почему-то именно «Собака Баскервилей» мне не далась в руки. Хотя общую идею и разгадку я, конечно, узнала еще до просмотра. Тут и анекдоты виноваты ('это рыбки Баскервилей!»), и... знаете, иногда такие знания впитываются прямо из воздуха. В общем, фильм смотрелся почти на свежую голову, в рамках просмотра всего сериала.
Не могу сказать, что этот фильм как-то особенно выделяется на фоне других серий. В каждой есть своя неповторимая изюминка. В «Собаке» это, конечно, Михалков. Некоторое доброе чувство к нему у меня было всегда, а тут он просто приводит в восторг и умиление. Ну такая, не побоюсь этого слова, лапочка его сэр Генри. Его пьяный забег по болотам с Ватсоном, его страдания в скучной и страшной для него Англии... его честный взгляд и яркое отсутствие чопорности...
Остальное - достоинства всего сериала. Камерная, удивительным образом из российских по большей части пейзажей созданная Англия, лучший Холмс из всех - Ливанов, прекрасный, интеллигентный, добрый и умный Ватсон - Соломин... тут их дуэт несколько распадается, правда.
Хороший, хотя и очень неторопливый фильм. ------ Гениально и Непостижимо! ------ Бессмертное творение! Классика! Настоящая легенда!
Фильм Игоря Масленникова вряд ли оставит кого-либо равнодушным!
Василий Ливанов - признанный лучший Шерлок Холмс всех времен и народов!Виталий Соломин -верный его помощник! Никита Михалков - джентльмен, настоящий сэр Чарльз!
И картина получилась прям «по конан-дойловски» захватывающей, стильной, напряженной, наполненной фразеологизмами с Туманного Альбиона, виртуозными фокусами Холмса, изобретательностью злодеев и сбивающими с толку расследованиями Ватсона!
«Овсянка, сэр» - это звучит истинно, по-английски, лишь чем-то выдавая русские глаза Бэрримора-Адабашьяна!
Манеры сэра Чарльза, атмосфера замка Баскервилей, грозная собака, появление Холмса, ниточки расследования - всё это наполненно какой-то несравненной харизмой, присущей лишь фильмам Игоря Масленникова!
А сам сюжет, рассказанный Конан-Дойлом, безупречен!
Ну, что тут можно сказать - КЛАССИКА ОНА И ЕСТЬ КЛАССИКА! ------ Гениально и Непостижимо! ------ В 1893 году читающая Англия была потрясена убийством. В декабрьском номере журнала «Стрэнд» был напечатан рассказ Артура Конан-Дойла «Последнее дело Холмса», в котором знаменитый сыщик погибал в схватке с профессором Мориарти. Это было единственное, что мог сделать автор со своим осточертевшим детищем. Публике это не понравилось. Она стала требовать воскрешения любимого героя. Выдёргивать сыщика из Рейхенбахского водопада Дойл до времени не стал, но новую повесть всё-таки выдал. Называлась она «Собака Баскервиллов» и в ней рассказывалась банальнейшая история о борьбе за наследство. Но она была подана настолько эффектно и неожиданно, что никто на это не обратил внимание. Атмосфера торфяных болот и флёр древних легенд сделали своё дело. К тому же Конан-Дойл провернул весьма ловкий трюк, максимально удалив от расследования догадливого Холмса и предоставив свободу действий туповатому Ватсону. В общем, повесть вышла что надо.
Казалось бы, бери и ставь. Взяли и поставили. Предыдущие части славного советского сериала о Шерлоке Холмсе выбивались из ряда схожей продукции Гостелерадио своим качеством. Стиль, общая культура постановки, превосходная музыка, атмосфера - всё это так не походило на остальные экранизации западных детективов.
Начиная с «Собаки Баскервилей» у создателей пошли осечки. И главной осечкой стало приглашение Никиты Михалкова на роль баронета Генри Баскервиля. Михалков может играть хорошо. В «Собаке» этого не случилось. Никита Сергеевич пытается изобразить американскую дурость и нахрапистость, но на деле выдаёт только кривляния, ужимки и прыжки. Такой карикатурный дурачок действует на ткань фильма с тем же эффектом, что кислота на холст - разъедает. И вот вместо зловещего дворецкого Бэрримора появляется весёлый гном Адабашьян. На эту роль он не подходит уже из-за метрических данных (Бэрримор в оригинале высок), а уж актёрская игра... Зато он друг Михалкова. Потому и в кадре. Есть тут ещё один друг Михалкова - Евгений Стеблов в роли доктора Мортимера. Но он хотя бы держится в рамках приличия. Роль коста-риканской красавицы Берил Гарсиа досталась Ирине Купченко, которую назвать красавицей не повернётся даже самый дерзкий язык. Добавить к этому предсказуемо невыразительного Олега Янковского и прекрасную актрису Светлану Крючкову, которая тут почему-то тоже не блещет - и за актёрский ансамбль «Собака Баскервилей» получает большущий минус.
Присутствие дурачащегося Михалкова сказалось ещё и на атмосфере фильма. Вся загадочность, вся опасность, навеваемая фразой «Остерегайтесь выходить на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно» - всё это делось непонятно куда. Жутковатый эпизод, где герои проникают на болота и видят человека на гранитном столбе, превращён в анекдотец о том, как пьяный барин с хлыстом и его хмельной друг отправились каторжника ловить. Неуют Баскервиль-холла, который должен пробирать до костей, подменён сценой кормления Михалкова овсянкой (выдумка пошлая и до крайности тупая). Так детектив превращается в не очень смешную тяжеловесную комедию.
Конечно, нельзя повесить всех собак Баскервилей на одного Михалкова. В этой серии выбрана неважная натура. Насколько авторы в предыдущих частях изощрялись, воссоздавая на экране английские улицы (и это им, в общем, удалось), настолько здесь они пролетели с природой. Обычные невзрачные пейзажи (представить на нём цветущие орхидеи, о которых говорит Берил сэру Генри, невозможно в принципе). Сэр Чарльз почему-то умирает зимой - ладно, на снегу собачьи следы виднее, чем на почве. После этого события проходит много времени (проведены все процессы, из Америки успел приплыть сэр Генри), герои приезжают в Девоншир и... там по-прежнему лежит снег!
Итак, многообещающая «Собака Баскервилей» оказалась одной из наиболее неудачных (по паллиативности уступающей разве что «Сокровищам Агры») частей знаменитого сериала. И в то же время - одной из наиболее популярных.
-Запутанная история! -Как это верно, Ватсон... ------ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ КЛАССИКА ------ Иногда бывает и так, что отношение к классике складывается однозначным, особенно, это относится к классике кино. В этом искусстве все так быстро меняется, публика постоянно ждет новинок, а веяния моды порой стирают память о старых фильмах. Особенно сложно тем фильмам, которые разошлись на цитаты и уже не воспринимаются в своем органическом единстве.
За последние 4 года появилось сразу две резонансные версии приключений величайшего сыщика в истории литературы. Это фильмы Гая Ричи «Шерлок Холмс» и «Шерлок Холмс: Игра теней», а также британский сериал «Шерлок». Несмотря на их огромную популярность, зрительская любовь к классическому советскому сериалу Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» не только не убывает, но часто возрастает - как будто бы вопреки.
В 1981 году на экранах прошел очередной эпизод сериала - «Собака Басервилей», который стал настоящим хитом советского телеэкрана. Он рассыпался не только на цитаты, но и стал источником анекдотов, пародий и стереотипов. К последним можно отнести и дворецкого в пятом поколении Бэрримора, и доктора Мортимера, и, конечно, сэра Генри.
Здесь стоит отметить, что образы трактовались постановщиками фильма довольно свободно, многие нюансы были придуманы уже на съемочной площадке, к примеру, внешний вид героя Никиты Михалкова, и даже часто диалоги - результаты импровизации: тот же Никита Михалков и Александр Адабашьян придумывали сами по ходу съемок.
Видимо, именно это ощущение легкости, ироничности передается и зрителю и во многом объясняет популярность этого фильма. Нет никаких сомнений, что без мастерства артистов, принявших участие в фильме, эту атмосферу невозможно было бы ни создать, ни передать через экран. Василий Ливанов и Виталий Соломин создали канонические роли героев Артура Конан Дойля, более того, перенесли свою экранную дружбу в жизнь. Однако и остальные артисты не уступают им: Никита Михалков, Александр Адабашьян, Олег Янковский, Светлана Крючкова, Алла Демидова, Ирина Купченко, Евгений Стеблов. Интересно наблюдать за тем, как этот ансамбль советских актеров сумел создать образ английского общества, и именно этот образ надолго сформировал наше общее впечатление о той эпохе, стиле жизни и, вцелом, о стране.
Еще интереснее перечислить тех, кто проходил пробы на различные роли в этом фильма: Анастасия и Марианна Вертинские, Анатолий Солоницын, Любовь Полищук, Николай Губенко, Жанна Болотова, Юрий Богатырев, Олег Даль, Александр Кайдановский и др.
Сегодня остается только удивляться тому, что в советском кино даже сериал мог собрать созвездие самых талантливых актеров, и, притом, исполняющих свою работу с огромным воодушевлением. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в настоящее время для артистов практически нет такого пространства на нашем телевидении.
Фильм снят по мотивам повести Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей» (The Hound of the Baskervilles, 1902). ------ Монетный двор Новой Зеландии ввел в обращение серию серебряных двухдолларовых монет, посвящённых рассказам о Шерлоке Холмсе, на аверсе которых используются кадры из этого фильма. ------ Характерные диалоги сэра Генри и Бэрримора, послужившие основой для многочисленных анекдотов, Никита Михалков (Генри) и Александр Адабашьян (Бэрримор) придумали сами по ходу съёмок. ------ Весь фильм снят в Эстонии, а городские сцены - в Таллине. ------ Бэрримор при первом знакомстве ошибся, назвав доктора Ватсона сэром Баскервилем, на что Ватсон произнёс: «Erare humanum est» [эраре хуманум эст] - человеку свойственно заблуждаться (ошибаться),а ехидный Доктор Мортимер произносит о Берриморе фразу: «sancta simplicitas»[санкта симплицитас]- «святая простота!» - выражение, приписываемое Яну Гусу. Приговорённый католическим церковным собором к сожжению как еретик, он будто бы произнёс эти слова на костре... ------ На роль Генри Баскервиля пробовались Николай Губенко и Игорь Васильев. ------ На роль Мортимера пробовались Анатолий Солоницын, Игорь Ясулович, Пётр Меркурьев, Эдуард Марцевич, Сергей Заморев. ------ На роль Джека Стэплтона пробовались Олег Даль, Юрий Богатырёв, Александр Кайдановский. ------ На роль Бэрримора пробовались Александр Пороховщиков и Борис Иванов. ------ На роль Бэрил Стэплтон пробовались Анастасия Вертинская, Светлана Орлова, Любовь Полищук, Жанна Болотова, Матлюба Алимова, Светлана Тома. ------ На роль Лоры Лайонс пробовались Марианна Вертинская, Ирина Муравьёва, Елена Коренева, Лариса Удовиченко.
В древней рукописи о Собаке Баскервилей, которую доктор Мортимер зачитывает мистеру Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, есть орфографические ошибки: вместо «in» - «im», «who» - «woho», «with» - «noth», «would» - «worid», «believe» - «belive», «Justice» - «Justiee», «Learn» - «Jearn», «this» - «his», «earnestly» - «larnestly», «commend» - «comend», «nor» - «war». А также несколько раз пропущены куски предложений, что делает их бессмысленными. ------ Александр Адабашьян, игравший Бэрримора, носит обручальное кольцо на правой руке, как это принято в России (в то время в СССР). Английский же Бэрримор должен носить обручальное кольцо на левой руке. ------ В фильме Холмс находит коробочку с белым фосфором в хижине, где содержалась собака. Но белый фосфор - ядовитое вещество, кроме всего прочего, быстро окисляющееся (его хранят под водой из-за опасности самовоспламенения). На съёмках использовался фосфоресцирующий состав без содержания фосфора. ------ Чудак Френкленд обозревает окрестности Гримпенской трясины при помощи зрительной трубы с зеркально-линзовым объективом (создан только в 1930 г.). Когда Френкленд приглашает Ватсона на балкон, где установлена зрительная труба, в правом нижнем углу экрана видны 3 керамических изолятора на стене дома - вероятно, трехфазная электропроводка. В левой части балкона вдоль стены также свисает белый провод, очень похожий на телевизионный антенный кабель. ------ Когда Ватсон в Баскервиль-холле пишет отчёт мистеру Шерлоку Холмсу, на крупном плане видно, что запонки на рукавах рубашки доктора Ватсона квадратные, а на общем плане - они круглые. И конверт на общем плане тоже выглядит не так, как на крупном. Причём доктор Ватсон неправильно оформил адрес, куда надо доставить письмо, ибо «настоящие» англичане пишут сначала номер дома, а потом улицу. ------ Когда Шерлок Холмс, доктор Ватсон и инспектор Лестрейд едут к месту засады на Собаку Баскервилей, перед Лестрейдом висит фонарь. Когда они приехали, фонарь исчез. Причём Холмс сказал сэру Генри ехать в гости на коляске, а сам поехал на ней встречать инспектора. Когда инспектор Лестрейд, доктор Ватсон и Шерлок Холмс выбегают из сарая и бросаются в погоню за Стэплтоном, этот самый сарай неожиданно оказывается у них впереди.
|
Отзывы о фильме Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей