Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Капитан Федор Волконогов служит в правоохранительных органах. Он на хорошем счету у руководства, коллеги его уважают. Но однажды его жизнь резко меняется — его объявляют преступником. Капитану удается сбежать до того, как его арестуют. В одночасье он превращается в изгоя, которого по всему городу разыскивают бывшие коллеги. Ночью Волконогову является вестник с того света и предупреждает, что после смерти он попадет в Ад на вечные муки. Но у него есть возможность изменить свою участь и попасть в Рай, если он раскается, и хотя бы один человек его простит. Капитан отправляется в путь, чтобы получить прощение. Но он даже представить себе не может, какие испытания ждут его на этом пути.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.724 (24825)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.3 (1641)
Разделы: Фильм, Драма, Триллер
Год выхода: 2021
Название фильма: Капитан Волконогов бежал
Режиссеры: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Актерский состав: Тимофей Трибунцев, Дмитрий Поднозов, Юра Борисов, Наталья Кудряшова, Никита Кукушкин, Александр Яценко, Юрий Кузнецов, Виктория Толстоганова, Анастасия Уколова, Владимир Епифанцев
Продолжительность фильма: 126 мин. / 02:06
Производство: Эстония, Франция, Россия
Сценарий: Алексей Чупов, Март Таниэль, Наташа Меркулова
Продюсер: Александр Плотников, Валерий Федорович, Евгений Никишов
Оператор: Март Таниэль
Композитор: Елена Строганова
Художник: Надежда Васильева, Сергей Февралев
Монтаж: Мухарам Кабулова, Франсуа Гедижье
Сборы в мире: $104 774
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в мире: 7 сентября 2021
Ужастик и чернуха ------ Это кино на троих сообразили Россия, Эстония и Франция. Если одним словом охарактеризовать фильм, то это ужас. Сразу в двух смыслах: и как оценка картины в целом, и как её жанр (ну очень много жестоких сцен и крови). Ленинград, 1938. Главный персонаж (назвать его героем не решусь) - сотрудник советского карательного органа НКВД Фёдор Волконогов. Он в перерывах между пытками и расстрелами «врагов народа» непринуждённо общается с коллегами и участвует в ведомственной художественной самодеятельности. И вот вдруг, прихватив папку со списком расстрелянных, он спешно покидает место службы. Что его побудило на внезапный побег, авторы не удосуживаются объяснить, как и то, почему его сразу же начинают разыскивать чуть ли не всем личным составом питерского НКВД. Зрителя хотят убедить, что Фёдор сошёл с ума (вот так моментально?), так как он «разговаривает» с мертвецами, которые подводят его к мысли, что ему необходимо попасть в рай. И коммунист (а разве чекист мог им не быть?), т.е. атеист, всерьёз вознамеривается добиться этой цели. Он решает, что для попадания в рай ему необходимо получить прощение родственников тех «врагов народа», которых он пытал («ну почему они сразу не признавались в государственной измене?», - сокрушается Федя). Ясно, что это совершенно сумасбродная идея терпит фиаско… Пару слов об актёрах. На роль главного злодея (начальника Волконогова) взяли Тимофея Трибунцева, который играет в основном недотёп и мимишных персонажей. Как сказал бы Станиславский, не верю! Небольшую эпизодическую роль доверили Виктории Толстогановой. По всей видимости, её персонажа авторы также считают сбрендившей, иначе просто нельзя понять почему на сообщение Фёдора о расстреле супруга она реагирует весьма неожиданно – полностью обнажается перед ним. К чему это было? Никакой сюжетной необходимости этого стриптиза я не увидел, но то, что 49-летняя актриса охотно оголяется – это уже факт (смотрели «Чиновницу»?). Фильм получил несколько наград на международных фестивалях. Могу это объяснить лишь темой картины: ведь показаны зверства советского государства. Этот трагический и печальный период в жизни СССР, безусловно, был. Но вот как именно это показано в данном фильме, мне совсем не понравилось. Резюме: не рекомендую смотреть. ------ Заблаговременная вина ------ «У нас невинных не расстреливают», - говорит герой фильма, и фраза отдаёт металлическим привкусом - ведь прошлогодний фильм дуэта Наташи Меркуловой и Алексея Чупова посвящён Большому террору. После «Человека, который удивил всех» - тонкого размышления на квир-тему в современных российских реалиях - они вновь взялись за «неудобную тему» - на этот раз, в фокусе оказались сталинские репрессии. И создали фильм-событие. В российском кино давно не было высказывания более смелого, острого и оригинального, чем «Капитан Волконогов бежал». И, может быть, именно по этой причине он все ещё не добрался до наших экранов. Мне довелось посмотреть фильм зимой, на европейском онлайн-фестивале. И он действительно способен удивить. Эта история о служащем НКВД, которого в эпоху Большого террора объявляют «врагом народа», интересна уже хотя бы тем, как в ней расставлены акценты. Но эффект от происходящего в разы усиливается причудливым тоном повествования и самобытным стилем фильма, в котором уживаются мотивы конструктивизма и стрит-арт, народные песни и спортивные костюмы а ля «adidas». И пусть фантастическое допущение в фильме только одно, ощущение ирреальности происходящего удачно поддерживается авторами на протяжении всего фильма - ровно до той степени, чтобы за ним не терялась страшная историческая правда. Завязка фильма переворачивает все с ног на голову. Главный герой в точном исполнении органичного в любом амплуа Юры Борисова - из равнодушного палача и бесстрастного хищника в мгновение ока превращается в жертву, за которой следует по пятам та самая грохочущая машина убийств, винтиком которой он сам был еще вчера. Бегство для Волконогова начинается как спасение собственной шкуры, но постепенно обретает нравственный аспект, когда перед ним появляется мёртвый сослуживец в исполнении Никиты Кукушкина - такой же новоиспеченный «враг народа» - и говорит, что единственный шанс избежать мучений ада - раскаяться и получить прощение хотя бы от одной из своих жертв. Но потенциальный личный ад героя не мешает разглядеть на экране ад вполне реальный, прописанный где-то в застенках органов госбезопасности и воплощённый в выразительнейших демонических образах Тимофея Трибунцева, Игоря Савочкина и Александра Яценко. Трехчастную дантовскую структуру продолжает личное чистилище героя, которое настигает его, когда, он открывает глаза и впервые соприкасается с многочисленными человеческими трагедиями и по-своему поломанными по его вине, но не по его воле судьбами, и это безвозвратно меняет его самого. Этот ретроспективный взгляд на незакрытую рану общества производит своей смелостью и остротой невероятный эффект, и одновременно предлагает неизменно актуальное решение - раскаяние и прощение. «Они действительно невиновны», - скажет персонаж Яценко, глядя главному герою прямо в глаза. И кто знает, будет ли Волконогов достоин своего абстрактно-личного рая. Ведь в конце концов важнее всего будет рай уже иного порядка - в котором живые человеческие души выпустят со двора НКВД. ------ Фильм про опричников, который давно стоило снять ------ Впервые поставила фильму оценку 10 после 'Апокалипсиса сегодня'. Но не из-за художественного воплощения идеи (за это я поставила бы твёрдую 9), а за то, что это очень хороший пример работы над прошлым, которое поможет будущему. Я отношу такие фильмы к категории художественного переосмысления истории.1938 год, НКВДшник получает весточку с того света, что если он не раскается и не получит прощения, ему грозят вечные муки. И он идёт искать прощения: у дочери - за убитого отца, у отца - за убитого сына, у жены - за убитого мужа, у мужа - за убитую жену. Родственники погибших адаптируются живут с тем, что их родных признали изменниками родины. Кто-то сходит с ума, кто-то не может себя простить, кто-то отрекается от осуждённого, кто-то верит, что осуждённый всё ещё жив, кто-то верит государству и не хочет видеть реальность. Причины расстрелов, конечно, абсурдны и сфабрикованы. Хотела сделать отсылки на происходящее сегодня, но закон - что дышло.НКВДшники выглядят стильно, за это фильм ругают, но не понимаю, почему. Если бы режиссеры не ввели элемент фантазийности, то сложно было бы принять происходящее на экране за реальность, психика бы просто отказывалась в это верить, так как это нечеловеческий уровень бессмысленного насилия (осторожно, в фильме есть кадры пыток). В российской культуре очень много насилия и унижения. И эта фраза 'можем повторить' звучит как символ вечного ада цикличного повторения одних и тех же событий с очередным Иваном Грозным, очередными опричниками, очередными врагами народа, с очередными тёмными временами. ------ Капитан капитан улыбнитесь ------ Начнем с хорошего. Прекрасный звук и свет (этим занималась эстонская часть съемочной группы).Прекрасная работа художника - Надежды Васильевой. Надежда снимала в том числе и фильм Брат, так что Петербург в фильме играет свою роль, и можно даже сказать, что играет лучше других актеров. Отдельно стоит упомянуть граффити на стенах советского Ленинграда, которые напоминают работы раннего авангарда. Вообще к реальному Ленинграду место действия имеет мало отношения, скорее это какой-то мифический город, с красивейшими пейзажами и с серыми троллями в ватниках вместо жителей.Хорошая актерская игра Юры Борисова и Никиты Кукушкина. Но Борисов в купе номер 6 играет намного лучше. Здесь же часто просто произносит текст с минимальными интонациями.Остальное - плохо. Очень плохо. В первую очередь это сценарий - нет сюжета, нет диалогов, надуманные эмоции, большую часть слов в диалогах успешно заменяет матерное слово. Маты вообще не несут никакой функции, кроме как сделать просмотр этого фильма еще более мучительным. Как будто нам мало детально снятых сцен пыток, насилия, голых трупов и вывалившихся кишок.Действие фильма происходит в течение двух дней. При этом на море мы видим лед, а следующая сцена - с зелеными деревьями. Утром Волконогов просыпается, идет на чердак, оттуда выходит на крышу. Когда он стоит на крыше, то наблюдает закат солнца. Где он был целый день? Не рекомендую тратить время на просмотр этого фильма. ------ Волконогов и «Век-волкодав» ------ Капитан Волконогов, предчувствуя риск стать жертвой кадровой чистки внутри НКВД, бежал. Из бывших «коллег» догоняет его только несвоевременно чувствительный Веретенников, ненадолго выбираясь из ада, и сообщая, что все опричники (о чудо) в этом аду мучаются и горят, а спасти капитана может только прощение кого-нибудь из родственников, казненных им невиновных. В ужасе от грозящей вечной расправы, Волконогов, под топот копыт своих сменщиков - «зеленых героев Красной армии» - совершает «крестный путь» по выцветшему от голода и страха Ленинграду, как и Данила Багров, пытаясь найти в себе не силу, а скорее слабость, которая должна помочь капитану противостоять месту и времени. Мир, в котором невиновных казнят «превентивно», чтобы они чего плохого не удумали, преследует Волконогова, пытаясь воздать тому за предательство опричнины. Как бы в ответ эйзенштейновским львам, над Ленинградом 38-го стоят скульптуры ангелов и кроваво-красный год-аэростат, который, кажется, экзистенциально уже лопнул, забрызгав всех зевак соответствующим цветом: многие, кого капитан встретит на своем пути, отнюдь не готовы отменить реальность и открыться ему навстречу, некоторые и вовсе, видят в просьбе прощения что-то враждебное и подозрительное.В долгих и апатичных поисках прощения, капитан находит нечто другое. Потерявшая все после казни отца, взрослая дочь; прямая и проницательная дочь-школьница «врага народа»; чувствующий вину за арест жены, безутешный муж; жена, потерявшая рассудок после расстрела мужа-немца; отец, отрекшийся от сына - как бы разные фазы этого пути. Волконогов - то ли колобок, то ли балабановский герой-убийца, то ли тот же Иисус: решать зрителю. Удивительная работа операторов и художников, до нервного смеха жуткая откровенность героев и рефлексирующие убийцы в исполнении Борисова и Кукушкина. Меркулова и Чупов, давая себе волю допускать, открывают историю, делая ее более доступной и честной. Во время, когда все вполне однозначно, они позволяют себе лишний раз не прибегать к иносказательности и говорить со зрителем напрямую о его времени через время сталинских репрессий. «Что не казнь у него - то малина», с учетом цветовой гаммы «Капитана», точнее и не скажешь.
|
Отзывы о фильме Капитан Волконогов бежал