Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: В центре сюжета фильма окажется один из самых успешных голливудских сценаристов, автор «Римских каникул» и «Спартака» - Далтон Трамбо. Наш герой и не подозревал, что черный список «Hollywood 10» реально существует, пока сам не попал туда и не был навсегда выкинут из жизни фабрики грез…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.298 (5125)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.50 (24 247)
Разделы: Фильм, Музыка из фильма, Биография, Драма
Год выхода: 2015
Название фильма: Трамбо
Иностранное название ленты: Trumbo
Режиссеры: Джей Роуч
Актерский состав: Майкл Стулбарг, Дайан Лэйн, Адевале Акинойе-Агбаже, Эль Фаннинг, Дин О'Горман, Хелен Миррен, Джон Гудман, Алан Тьюдик, Луис С.К., Брайан Крэнстон
Продолжительность фильма: 124 мин. / 02:04
Производство: США
Студия: Groundswell Productions, ShivHans Pictures
Сценарий: Брюс Кук, Джон МакНамара
Продюсер: Моника Левинсон, Майкл Лондон, Кевин Келли Браун
Оператор: Джим Дено
Композитор: Теодор Шапиро
Художник: Лиза Маринаццио, Джесси Розенталь, Марк Рикер
Монтаж: Алан Баумгартен
Слоган: «Are you now or have you ever been...»
Сборы в США: $7 851 324
Сборы в мире: + $377 920 = $8 229 244
Сборы в России: $43 260
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 12 сентября 2015
Премьера в России: 18 февраля 2016, «Парадиз»
Ключевые слова: драма, биографический
Working man, или «Без красной рыбы я и проживу, а вот без работы — нет» ------ Это проклятие – родиться трудоголиком. Неважно в какой среде обслуживания ты вкалываешь и кем – сварщик ты или порно-актер, печешь хлеб в супермаркете или доводишь бездарные идеи до фешенебельного блеска, способствуя рождению шедевров кинематографа из второсортного мусора. Отними у тебя эту работу – и ты умрешь. В лучшем случае, начнешь спиваться или займешься вырезанием картинок из журналов. Что-то в этом есть волшебное – в изнурении себя трудом. И все, что есть волшебного в фильме «Трамбо», создано игрой Брайана Крэнстона, сыгравшего, в первую очередь человека, одержимого своей работой. Благодаря его игре на экране отсутствует дестабильное состояние человека, которому отказала во всем его прошлая жизнь. Чем плохи байопики – стремлением охватить необъятное, саму жизнь, вместо того, чтобы сосредоточиться на одном моменте. Да, мне было бы приятнее смотреть кино об эгоистичном фанатике своей работы. Фильм становится интересным после того, как Трамбо возвращается из тюрьмы и попадает на студию к Фрэнку Кингу. Джон Гудман дьявольски хорош. Не знаю, номинирован ли он на Оскар, но я бы номинировала. Экран преображается, становится живым, когда эти двое, - Трамбо и Кинг сидят у последнего в кабинете, а на заднем плане всплывают афиши дешевого нуара – «Саспенс» и «Диллинджер». «Без ума от оружия», наконец. Не случись всей этой политической возни, я бы никогда не увидела эту жемчужину кинематографа. Никто бы не увидел «Без ума от оружия» и прочий раритет второсортного Голливуда. Мой взгляд был сосредоточен именно на этом периоде его жизни, когда Трамбо доказал, что мастерство – это не бюджет, известные актеры и недоплаченные чаевые статистам. Эта великолепно сыгранная середина фильма, в которой и сконцентрировано само творчество Трамбо, задыхается с двух сторон скучнейшим переложением фактов. Что коробит в фильме? Появление половозрелой Эль Фаннинг. Нет, Трамбо отсутствовал всего год, а его семью, кажется, посетили пришельцы и подменили старшую дочь. Я все понимаю, что с растущими детьми в кинематографе туго, но можно было хотя бы отдаленно похожую на Эль девочку подобрать на роль Ники. Это катастрофа. Второе разочарование – это переснятые с современными актерами куски старых лент. Очень напрягали загримированные под Эдварда Дж. Робинсона и Кирка Дугласа актеры. Особенно случай со «Спартаком». Это надругательство над кинематографом. «Спартак» не лучший фильм Кубрика, да и не самый мой любимый у него, но это пощечина для любого киномана. Еще немного и современное кино опустится до переснятия целых фильмов по программе шоу «Один в один». Кризис. Финальный спич также не добавил картине искренних эмоций. Ее нужно чем-то закупорить, пусть будет традиционный капустник (пафосные лица, слезинки в уголках глаз, отщепенцы, одиноко сидящие в задних рядах). Безыдейно, но срабатывало всегда. Что было бы действительно оригинально и смешно, если бы Крэнстон повторил совершенно незапоминающуюся словесную болтовню, смотря все на те же пафосные лица со слезинками в уголках глаз, только уже со сцены театра Долби. P.S. Удивительно, что в фильме ни разу не упомянули, либо как-нибудь затронули режиссерскую работу Трамбо «Джонни взял ружье». Какой же ты «Трамбо» после этого? ------ Несгибаемый мятежный гений. ------ Ежегодно в предоскаровской гонке есть ряд фильмов, которые задают лейтмотив всей церемонии. Палитра тем нынешних оскаровских фаворитов настолько ярка и разнообразна, что выделить единый их лейтмотив невозможно, но все же я возьму на себя смелость предположить, что в период нынешних непростых взаимоотношений между Россией и Западом, лейтмотив нынешнему Оскару будет задавать тема «Холодной войны» между СССР и США, недаром ведь целых два фильма, засветившихся в числе номинантов, так или иначе эту тему затрагивают. Первым был шпионский триллер Стивена Спилберга «Шпионский мост», вторым стал «Трамбо» Джея Роуча, в котором режиссёр решил обратиться к позорной странице американской истории, когда дважды оскаровский лауреат (пусть и заочно), обладатель почётной награды Гильдии писателей США, голливудский сценарист Далтон Трамбо подвергся в стране, кичащейся своими демократическими свободами, гонениям за свою приверженность идеям коммунизма. Заря 50-ых годов, самый разгар холодной войны между СССР и США. Далтон Трамбо – талантливый писатель, востребованный голливудский сценарист, считающий себя убеждённым последователем марксистко-ленинских идей. До определённой поры правительство, учитывая былые заслуги Трамбо в качестве военного журналиста и его популярность, закрывает глаза на его политические убеждения, считая их проявлением эксцентричности, однако когда нагнетаемая истерия, гласящая, «что каждый коммунист является шпионом Москвы», перехлёстывает через край, Трамбо становится одним из изгоев. После одиннадцати месяцев, проведённых в тюрьме, Трамбо оказывается в Голливуде персоной нон-грата, студии отказываются с ним сотрудничать, коллеги по кинематографическому цеху позволяют оскорбительные нападки… Однако Трамбо примером всей своей жизни доказывает, что настоящий талант всё это сломить неспособно. Как и от «Шпионского моста», от «Трамбо» не стоит ждать тщательно задокументированной хроники жизни человека, заслужившего своей жизнью всяческих наград и реалий, но волею чужих страхов ставшего изгоем – выдумки в картине предостаточно. Решившись поднять в своём фильме настолько смелую тему и пытаясь сделать его максимально правдивым, Роуч затронул все стороны травли Трамбо – и нападки со стороны врагов, и предательство бывших друзей, и красноречивые косые взгляды сокамерников, и подлые проделки соседей… Формально придраться вроде бы не к чему, но эти эпизоды так и остаются разрозненными эпизодами фильма, неспособными воссоздать целостной атмосферы напряжённости и паранойи, царившей в те годы в США. Не красит творение Роуча и излишняя спекуляция на драматизме – приукрашенная драматургия (после всего одиннадцати месяцев заключения Трамбо почему-то не узнаёт собственных детей), несколько притянутые за уши конфликты и абсолютно карикатурная героиня Хелен Миррен, напоминающая какую-нибудь Стервеллу Девиль из «101 далматинца», нежели серьёзную антагонистку Трамбо. Однако творению Роуча при всех его неточностях нужно отдать должное хотя бы за то, что он в столь непростое время доказал, что в насквозь лживом США ещё есть люди, стремящиеся к объективности – ведь «Трамбо» - это реверанс Голливуда почившему сорок лет назад несправедливо обиженному соотечественниками писателю, талант которого страна долгие годы пыталась тщетно затоптать. Немалая заслуга в этой дани уважения принадлежит Брайану Кренстону, заслуженно номинированному на золотую статуэтку и эффектно заткнувшему рот тем, кто считал, что звезда сериала «Во все тяжкие» не стоит и мизинца Гари Олдмана, которому роль Трамбо отводилась изначально – Трамбо Кренстона не только талантливый автор и великолепный оратор, он ещё и заботливый муж и отец, и достаточно противоречивая историческая личность, позволившая актёру раскрыть все грани его таланта. Благодаря великолепной игре Кренстона смотреть «Трамбо», как минимум нескучно. А если добавить к этому тот факт, что фильм Роуча, даже несмотря на вышеуказанные огрехи, получился достаточно уверенным байопиком, апеллирующим к нисколько не красящей Америку истории, то он вас точно не разочарует. ------ Римские каникулы у Большого театра ------ Коммунистом в Америке пятидесятых быть небезопасно, а заявлять об этом открыто — ещё опаснее. И когда один из самых известных голливудских сценаристов Далтон Трамбо с дюжиной товарищей оказываются членами Коммунистической партии или сочувствующими — вся индустрия Голливуда оказывается под угрозой. Что, если среди коммунистов окажутся агенты Советов? Что, если в фильмы просочится социалистическая пропаганда? «Езжайте в свою Москву и вступайте в труппу Большого театра», — говорят голливудские маккартисты вчерашним друзьям и коллегам. Налёт левизны свойственен Голливуду уже целый век (Screen Actors' Guild к концу тридцатых считалась одним из самых могущественных — и самых богатых — профсоюзов Америки), и неудивительно, что среди кинематографистов оказалось немало «красных». Но фильм режиссёра Джея Роуча — не о коммунизме, а о борьбе против дискриминации. Сколько ни вглядывайся в «Трамбо», никакого коммунизма не найти: Далтон организует митинги и распространяет памфлеты, но фильм ни слова не сообщает о деятельности Компартии США (CPUSA). Трамбо — борец не за марксистские идеи, а за свободу слова; коммунист оказывается на стороне Первой поправки и либеральных ценностей, свойственных скорее не Коммунистической, а Демократической партии (которая упоминается в фильме заметно чаще, чем CPUSA). Фильм Роуча бегло, но умело затрагивает моральную дилемму «богатого революционера». Трамбо — владелец загородного дома и собственного пруда, и он вовсе не собирается отказываться от благ цивилизации ради политической борьбы. «Но я готов ими рискнуть», — дополняет он, утверждая, что хитростью и красноречием сможет вернуть себе право на свободу творчества и высказываний. Право на творчество действительно будет завоёвано, но причиной тому станет не лукавство, а усердный труд, которому сопутствовало употребление алкоголя и спидов. Бензедрин, препарат на основе амфетамина, безмерно популярен среди творческой интеллигенции пятидесятых, и таблетки становятся не менее влиятельными врагами Трамбо, чем консервативные голливудские киноассоциации. Что же до свободы высказываний… вы ещё помните про свободу высказываний? Роуч не концентрирует внимание на идеологии Трамбо не только потому, что коммунизм ему безразличен. «Трамбо» — фильм одного героя, и всё, что ставит под сомнения зрительские симпатии, допускается лишь в строго отмеренных количествах. Эгоцентричность — сила «Трамбо» и его слабость: Далтона показывают во всех возможных ракурсах, он пишет, терроризирует семью, курит, кормит птиц и чешет брюхо, тогда как остальные персонажи довольствуются краткими появлениями в случайно разбросанных по ленте эпизодах. Среди окружающих Крэнстона актёров можно выделить лишь Эль Фэннинг, сыгравшую дочь Трамбо, и Кристиана Беркеля в роли Отто Преминджера; более всех запоминается Джон Гудман, воплотивший на экране короля би-муви Фрэнка Кинга. Роуч проявляет незаурядное мастерство, чтобы сделать фильм смешным и не уйти в морализаторство, но к финалу у режиссёра будто опускаются руки, и место иронии занимают патетические речи. В попытке показать как можно больше Роуч смешивает в запутанный клубок «Спартака», «Исход», Кирка Дугласа (в исполнении Фили из «Хоббита»), Преминджера, Оскаров и печатные машинки. После смазанного финала остаётся чувство, будто пробыл в кинозале три часа — и с удивлением обнаруживаешь, что прошло всего два. «Трамбо» остаётся в памяти не как фильм, а как человек; как старый знакомый, от которого ждал советов и решений, думал, что ничего не получаешь, а получал между тем самое главное: возможность наблюдать, как деятельный человек меняет мир вокруг себя. Даже будучи не согласным с Трамбо идеологически, невозможно ему не сочувствовать, особенно потому, что сочувствие ему совершенно не требуется. Он — себе на уме, жадный, грубый и вспыльчивый, открыто заявляющий о своей готовности писать чушь за деньги (много ли сценаристов, от великих до посредственных, решатся сказать о себе такое?). Эпоха «чёрных списков» давно окончена, Трамбо и его товарищи добились справедливости, и его примирительная речь — скорее последнее слово победителя, беспощадного в своей благожелательности. И пусть весь мир подождёт: не Трамбо начал эту войну, но он её закончит. ------ Охота на ведьм и сценаристов ------ Биография сценариста Далтона Трамбо – это история Америки середины XX века. Именно в этом ракурсе позиционирует свой фильм «Трамбо» режиссер Джей Роуч. Несмотря на свои политические взгляды, сценарист Далтон Трамбо – типичный тщеславный американец, мечтающий о славе и деньгах. А еще он неутомимый трудоголик и предприимчивый делец, остро чувствовавший кинорынок и дающий зрителям именно то, что они ждут. С одним лишь «но»... Трамбо, попавший в «черный список Hollywood 10», вынужден продавать свои гениальные сценарии под чужими именами. Это его угнетает, но жизнь заставляет поверить в мудрость Фридриха Ницше: «Всё, что меня не убивает, делает меня еще сильнее!» А еще амбициозные американцы любят повторять: «Препятствия – это новые возможности!» Вот Далтон Трамбо и реализует эти новые возможности: преодолевая на своем пути многочисленные преграды или с хитростью обходя их. Очень хорош Брайан Крэнстон в главной роли. Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день – это лучшая работа Крэнстона в его актерской карьере. Такие роли – подарок артисту, его бенефис. И Брайан Крэнстон выложился на двести процентов, показывая Далтона Трамбо не только как гениального сценариста, но и как сумасбродного человека со своими комплексами, сомнениями, заблуждениями. Думаю, что это самая главная удача (даже Победа) фильма «Трамбо». Да и другие актеры не оказались в тени. И Дайан Лэйн, и Джон Гудман, и Хелен Миррен играют так, что забываешь о «киношности» происходящего на экране. Конечно, любой художественный биографический кинофильм слегка «корректирует» реальные события жизни того или иного персонажа. И кинокартина «Трамбо», в этом смысле, не исключение из общего правила. Однако режиссер и продюсеры этого фильма с большим пиететом излагают историческую драму, основанную на жизни прославленного сценариста, который волею судеб долгие годы не указывался в титрах, не получал свои «Оскары», не тусовался среди голливудских звезд. И в результате – у создателей получилась очень душевная киноистория. Рекомендую фильм «Трамбо» к просмотру не только любителям байопиков, но и всем, кто любит эстетское кино. ------ «Чёрный список, как чёрный рынок, цветёт и пахнет» ------ Как известно, окончившаяся Вторая Мировая война обернулась продолжительной Холодной войной, из которой по нелепым причинам страдали невинные люди. Так, например, в годы макартеровских «охот на ведьм» были заведены так называемые «черные списки», куда вносили людей, состоявших в коммунистической партии или имевших с ней даже самое отдаленное отношение. Такие «черные списки» появились среди голливудских сценаристов, одним из которых оказался Далтон Трамбо, история борьбы за справедливость которого легла в основу биографической драмы «Трамбо». Синопсис После военные годы, а США уже во всю погрузились в холодную войну, устроив самую настоящую инквизицию в отношении инакомыслящих. К великому сожалению, тень злосчастной политики упала на гениального голливудского сценариста Далтона Трамбо, которого вскоре даже сажают в тюрьму. Однако, отбыв свой срок, Трамбо не намерен сдаваться и не отказывается ни от своих убеждений, ни от своего призвания, и в результате напишет сценарии к легендарным фильмам, которые мир пересматривает до сих пор. Пожалуй, именно игра актёров оставила самое приятное впечатление от всего фильма. Прежде всего, хотелось бы отметить превосходную игру Брайана Крэнстона, исполнившего роль Далтона Трамбо, убежденного коммуниста и просто умного и порядочного человека, который не побоялся вступить в борьбу с могущественной системой. Также стоит выделить Хелен Миррен, сыгравшую роль легендарной скандальной журналистки и просто конченой стервы Хедды Хоппер. Ну и еще из второплановых ролей я бы упомянул Эль Фаннинг с роли старшей дочери Трамбо, которая пошла умом и характером в своего отца. Режиссёр Джей Роуч в основном работал с комедийным жанром, а тут он решил попробовать себя в драме, причем в биографической. Конечно, фильм снят красиво, стильно. Режиссер максимально передал атмосферу старого Голливуда, его закулисья, фальшивых улыбок, бесконечной конкуренции и, конечно, всеобщей паранойи, когда в каждом человеке видели агента Москвы. Однако все же режиссер это преподнес как-то плоско, словно по шаблону. Поэтому зритель опытный в таких фильмах догадается, каким именно образом завершится эта история и к чему приведет. В плане сценария «Трамбо» вполне меня удовлетворил. Внимание равномерно уделяется тем, вещам которым его стоило уделить. Само действие фильма развивается на протяжении нескольких десятилетий, начиная с середины 40-х гг., останавливаясь на наиболее значимых событиях в жизни Трамбо, включая судебное разбирательство и тюремное заключение, а также написание сценариев, принесших ему славу и Оскары. Внимание уделяется взаимоотношениям Трамбо с его близкими друзьями и членами семьи, которую он чуть ли не потерял. Так или иначе, но фильм в целом не скучно смотреть. Итог Не скажу, что я был в восторге от фильма, но мне он понравился. Все-таки он затронул действительно важную историческую проблему, которая, казалось бы, должна была коснуться обычных американских граждан, а, на самом деле, по сути сломала жизнь многим известным талантливым людям, немногие из которых нашли способ вернуть себе доброе имя, как это сделал Далтон Трамбо.
В гостиной дома Трамбо на стене висит свидетельство о приёме в члены студенческого братства «Delta Tau Delta». Далтон Трамбо действительно принадлежал к этому братству в годы учёбы в Колорадском университете в Боулдере. ------ Фильм основан на реальных событиях. ------ В перерыве между съёмками Алан Тьюдик развлекал детей (включая Элайджа Мисковски, игравшего в фильме его сына), подражая голосам Короля Карамели («Ральф»), герцога («Холодное сердце») и Алистера Крея («Город героев»). Узнав, что Алан также принимал участие в озвучении компьютерной игры-шутера «Halo 3», дети до конца съёмок просто ходили за ним по пятам. ------ В 1950-е годы сценарии Далтона Трамбо были удостоены двух премий «Оскар» в номинации «лучший сценарий», но Трамбо не получил ни одной из них. В титрах обоих фильмов были указаны другие авторы сценария, так как сам Трабмо был в чёрном списке. Первым фильмом, за который Трамбо получил награду, стали «Римские каникулы» (1953), романтическая комедия с Одри Хепбёрн и Грегори Пеком в главных ролях. Здесь автором сценария был указан Йен МакЛеллан Хантер, который действительно писал сценарии к фильмам и тоже впоследствии оказался в чёрном списке. В 1993 году, уже после смерти Трамбо и Хантера, Американская киноакадемия попыталась забрать у семьи Хантера статуэтку и передать её вдове Трамбо. Сын Хантера Тим, режиссёр («На берегу реки», «Текс» и другие) отказался расстаться со статуэткой, так что Американской киноакадемии пришлось выдать вдове Хантера другую. В титрах фильма «Римские каникулы», вышедшем на DVD в 2003 году, вместо Хантера указана фамилия Трамбо. Вторым фильмом, завоевавшим Трамбо награду, стала драма «Храбрец» (1956). Здесь в титрах была указана фамилия Роберта Рича. В отличие от Хантера, Рич не имел вообще никакого отношения к написанию сценариев. Он просто был племянником одного из продюсеров фильма. В мае 1975 года, приблизительно за полтора года до смерти Трамбо, Американская киноакадемия вручила ему золотую статуэтку за сценарий к этому фильму. ------ Вначале предполагалось, что роль Далтона Трамбо исполнит Гэри Олдман. ------ Это уже третий художественный фильм за последние четыре года, в котором Джон Гудман сыграл роль владельца или топ-менеджера кинофирмы. Он уже снимался в фильмах «Артист» (2011) и «Операция «Арго» (2012). Кстати, обе эти картины получили «Оскара» в номинации «Лучший фильм». ------ Хелен Миррен и Ричард Портноу снимались вместе в фильме «Хичкок» (2012), ещё одной картине, сюжет которой разворачивается в Голливуде ушедших лет. Сюжет фильма в основном сосредоточен на создании «Психо» (1960), в котором сыграла Джанет Ли. «Трамбо», в свою очередь, рассказывает о создании фильма «Спартак»(1960), в котором снялся муж Джанет Ли Тони Кёртис. ------ У Трамбо был билет члена Коммунистической партии за N 47187. ------ Как утверждает режиссёр Джей Роуч, многие сцены, где Трамбо пишет либо сидя за столом, либо лежа в ванне, были придуманы Брайаном Крэнстоном, что называется «на ходу». Более того, перед камерами Крэнстон действительно записывал на бумагу целые предложения. ------ Четверо актёров, занятых в «Трамбо», снимались у Бена Аффлека: Брайан Крэнстон и Джон Гудман снялись в «Операции «Арго», Дайан Лэйн сыграла роль в фильмах «Смерть Супермена» и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а Эль Фаннинг - в «Ночной жизни», которая готовится к выходу на экран. ------ Все фильмы, которые Джей Роуч снял до «Трамбо», были комедиями. ------ Этого не было в реальной жизни, однако в фильме показано, как Эдвард Г. Робинсон совершает акт предательства по отношению к друзьям, называя их на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности палаты представителей конгресса США коммунистами. Робинсон четырежды выступал перед Комиссией, но ни разу не назвал ни одного имени своих знакомых, даже тех, кого подозревал в симпатиях к коммунистам. Он признался, что сам стал жертвой обмана со стороны организаций, служивших коммунистам прикрытием, но ни Далтона Трамбо, ни кого-либо ещё коммунистами не называл. Робинсон заявил, что считает их, как и себя, либералами, и что некоторые из них периодически приглашали его на митинги и другие мероприятия, однако коммунистами не называл никого. ------ Стив Мартин однажды заявил, что когда-то в молодости его тогдашняя подруга и её близкие познакомили его с совершенно новыми для него идеями и постулатами. Её отца звали Далтон Трамбо. Кто это такой, Мартин понятия не имел. ------ Отто Преминджер был в действительности и режиссёром, и актёром. Он снялся в анимационном фильме «Хоббит» (1977) Артура Ранкина мл. и Джулза Басса. Дин О`Горман сыграл в трилогии «Хоббит» (2012-2014) Питера Джексона.
|
Отзывы о фильме Трамбо