Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Подростковый возраст – это такой возраст, когда многим детям (которыми подростки по сути своей и являются) кажется, что они гораздо умнее всех взрослых, что именно они познали ту истину, которая была скрыта от всех. Именно таким подростком и является Вениамин. Убежденный, что только он владеет сокровенным знанием о том, что такое мораль, нравственность, честь, этика и правота, он навязчиво делится этим знанием с окружающими. Его совершенно не беспокоит тот факт, что люди могут придерживаться разных взглядов, а граница между религией и фанатизмом очень тонка… В главных ролях в этой драме Кирилла Серебренникова – Виктория Исакова, Петр Скворцов и Александр Горчилин.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.446 (3142)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.50 (366)
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2016
Название фильма: Ученик
Режиссеры: Кирилл Серебренников
Актерский состав: Александра Ревенко, Светлана Брагарник, Ирина Рудницкая, Александр Горчилин, Марина Клещева, Антон Васильев, Петр Скворцов, Николай Рощин, Юлия Ауг
Продолжительность фильма: 118 мин. / 01:58
Производство: Россия
Студия: Hype Film
Сценарий: Кирилл Серебренников, Мариус фон Майенбург
Продюсер: Илья Стюарт, Диана Сафарова, Юрий Козырев
Оператор: Владислав Опельянц
Композитор: Илья Демуцкий
Художник: Татьяна Долматовская, Екатерина Щеглова
Монтаж: Юрий Карих
Сборы в России: $228 492
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 18 лет
Премьера в мире: 13 мая 2016
Премьера в России: 13 октября 2016, «Вольга»
Выход в прокат фильма на DVD: 15 декабря 2016, «НД Плэй»
Ключевые слова: драма
Сейчас я прочитаю тебе один отрывок, который знаю на память. Он, типа, подходит для такого случая... ------ Чем может похвастать новая работа Кирилла Серебренникова? Ну хотя бы своей точностью. Точность каждой фразы. Точность каждого персонажа и его поведения. А так же стоимостью меньше миллиона евро и теплыми приемами на Каннском кинофестивале. Прямолинейным текстом и простецкой картинкой, которая кстати тоже стоит большого внимания, нам расскажут не простую историю. Историю взаимоотношений, в первую очередь. Инга Южина (Юлия Ауг). Мать. Работает на трех работах. Разведена, за что будет наказана. Елена Краснова (Виктория Исакова). Учитель биологии. Впадает в драматизм, иногда слишком далеко заходит. Вениамин Южин (Петр Скворцов). Сын и Ученик. Религиозный фанатик. Сделает все что угодно ради Господа. Нам, зрителям, нужно решить - кто из всех персонажей самый вменяемый, где чье место, кто сопротивляется и кто отправится в крестовый поход, а кого настигнет кара Господня; в противном случае нас всех настигнет туман. Туман из которого не выбраться. И после просмотра ты скажешь себе: 'И на это я потратил два часа?' На сегодняшний день сильнейшее кино, которое мне удалось посмотреть за этот год. И я очень рад, что это отечественный фильм, снятый со вкусом и выдержкой. Нужное кино, то, что я буду проповедовать своим друзьям ближайшее время как Обязателен к просмотру. ------ Ты хоть на мать-то не ори… ------ Аннотацию, я думаю, все знают: школьник Вениамин начинает проповедовать и немного перебарщивает. И что из этого получается… После просмотра фильма у меня сложилось впечатление, что Серебренников (прим. ред. – режиссер «Ученика» в кино и в театре) решил не утруждаться и не приближать жизнь на экране к реальности, а сосредоточиться на действиях главных героев. Главных героев, на самом деле, очень мало – всего три. Это, во-первых, Вениамин. Школьник, который совершенно внезапно из просто замкнутого и нелюдимого мальчика превращается в активного пропагандиста Библии и Заветов, при этом абсолютно самостоятельно истолковывая все Священное писание. Самое интересное заключается в том, как именно это безумие, эта навязчивая идея проникла в голову Вениамина. Мы знаем о нем не так уж и много. Отец ушел из семьи, мать работает на трех работах, чтобы обеспечить сына всем необходимым, она часто вспыльчива, но очень сильно поддается влиянию. В школе, куда ходит Вениамин царят достаточно свободные нравы, даже несмотря на то, что ребятам читает лекции по ОПК (основы православной культуры) настоящий батюшка. На деле же сусальный служитель Церкви оказывается неграмотным и беспомощным – он цепко держится за теплое место в школе и пытается разными подколками унизить преподавательницу по биологии Елену Львовну. Елена Львовна – второй главный герой картины. Она единственная в школе, кто пытается дать отпор странностям мальчика, который скачет голым по партам, наряжается в горилл и смеет унижать весь преподавательский состав, прикрываясь потрепанной книжечкой с крестом. Роль учительницы биологии сыграла талантливая актриса Виктория Исакова (сериал «Оттепель»). Перед ней стояла непростая задача – сыграть полностью отверженного человека, «своего среди чужих», единственного здорового в отделении психиатрии. Хотя действия ее героини тоже не отличаются адекватностью: ну кто будет показывать детям на уроке морковку в презервативе? Или кто позволит ученику раздеться донага и стоять в таком виде перед всем классом? Для российского сознания это не очень типично, такое трудно представить в обычной школе. Но это уже дело режиссера, а он, видимо, дал задачу не отрываться от главной цели. Действия. Прибить кроссовки к полу. Ударить, наконец-таки, мальчишку. Сойти с ума. Понять, что ты последний, кто сошел с ума. Очень непростая роль, но нервная аристократичность Исаковой идеально вписалась в образ современной, умной и до последнего спокойной Елены Львовны. Третий главный герой фильма – это тихий калека Гриша, одноклассник и единственный друг Вениамина. Гриша – гей. И этим все сказано. Кстати, в оригинальном названии пьеса звучит как «(М)ученик», и это никак не относится к Вене. Вениамин выступает в фильме как ложный спаситель, как проповедник, несущий ложь и неразумие. А Гриша – его ученик. А точнее, его мученик. Поскольку он любит Вениамина, а тот ненавидит гомосексуалистов. В конце концов, фильм заканчивается трагедией. И я уж не знаю, но почему-то мне захотелось сравнить Венино толкование Библии с толкованием Корана террористами. Они ведь тоже перевирают Священное писание, подделывая его под себя, чтобы добиться своих целей, но сохранить видимость смирения перед Всевышним. И Вениамин ничуть не лучше этих самых террористов. Он только пока маленький террорист, терроризирует пока только в школьных масштабах. И, как говорилось пару лет назад ВКонтакте: -Боже, я так хочу быть хорошим и добрым, хочу приблизиться к тебе, хочу спасти человечество и пожертвовать собой! Что мне сделать, Боже? И тихий голос отвечал ему: - Ты хоть на мать-то не ори… Вердикт: можно идти, иль не идти, но это громкая премьера, и вам будет стыдно, что вы ее не видели, хоть одним глазом. ------ Чего же ты хочешь, Вениамин? ------ Кирилла Серебренникова смотреть всегда интересно. Его ленты неизменно вызывают эмпатию, герои его картин интересные люди с живыми диалогами, попадающие в сложные жизненные ситуации. Подростковый 'минимализм' главного героя, ученика средней школы Вениамина, странным образом находит свое отражение в неистовом клерикализме. Протагонист собирается излечить свой внутренний мир и мир, всех попавшихся ему под руку, цитатами из библии, не совсем осознавая их смысл, буквально трактуя изречения обоих заветов. Подростковые беснования, поиски себя, актуализация и социальный протест выходят на первый план. Школьная диаспора испытывает дискомфорт от сосуществования с новоиспеченным 'воином господа', учителям проще пойти на поводу у юного адепта, одноклассники чураются подростка, но ему будто бы это и нужно. Взвинченная атмосфера взаимоотношений одинокой матери, современной учительницы биологии, нашедшей в себе силы глубже других постичь месседж Вениамина, недалекого физрука, служителя православного культа в светской среде, и главного героя, наполняют фильм конфликтными и неразрешимыми ситуациями. Чего же ты хочешь, Веня? Достучаться до истины явно так и не удастся никому. Вениамин хочет безусловно любви, безапелляционной, похожей на материнскую, всепрощающей. Но добивается ее он скрытно, люто, а главное с причинением моральных и телесных увечий окружающим. Герой уже догадался, как надо делать больно, но легче самому от этого не становится. Будто бы все окружающие и он в их числе должны собственноручно пригвоздить себя к крестам. Никому не уложиться в строгие рамки божьего закона в интерпретации ученика. Но это ли главное? Главное, на мой взгляд, это некоторое разочарование от прекрасного саспенса и одновременно сдутого шара однозначности толкования сюжета. Школьные годы не всем даются легко и на многих они откладывают нечто иное, нежели, чем приятные воспоминания. А еще все так гротескно реалистично... просто сказка! ------ Просвещенность против 'просвященности'. ------ Камера, мотор.. Алё, а где свет? С первых кадров все погрузилось во тьму, ту, которая зовется «тьма невежества».. О чем же речь? Фильм «Ученик». Камера буквально прилипла к стене малометражной квартиры: темной, облупившейся.. Стены колхозно поросли лютиками и прочей хохломой. Всюду цветочный принт: обои, обивка, декор…Как в тоннель, зритель въезжает в квартиру героя – несколько астеничного и угловатого парня-старшеклассника. Страсти начинают кипеть практически сразу: происходит шумный конфликт с матерью по бытовому вопросу. Из-за чего суматоха? А парень просто взял и уверовал в Бога. Не будет он ходить в бассейн, который оскорбляет его религиозные чувства: девушки в бикини отвлекают от чтения духовной литературы. И этот водоворот безудержных эмоций, выплеснутых и выблеванных слов, безумных и вместе с тем завораживающих поступков в духе перформанса, затягивает вплоть до финальных титров. И что только не успело до этих титров попасть на экран: коллективная обнаженка на фоне цементных буйков (очаровательно-философский кадр), просто публичное оголение, насилие и драки между несовершеннолетними, религиозные и не очень галлюцинации, сцены гомосексуальных домогательств, неподобающее обращение с предметами религиозного обихода, массовые скандалы..убийство.. И камера виртуозно шествует за сиюминутными прихотями сюжета. Своеобразная скачущая любительская съемка. Красивые, будто замершие, и, вместе с тем, экспрессивно-декадансные панорамы дворов, улиц, задумчивые виды набережной. Все это соседствует с вполне привычной операторской работой. Точка, тишина.. Мусорный бак: на горе отходов, освещенный солнцем, весь в белом в позе эмбриона лежит подросток – «калека, инвалид» (как его называет главный герой). Одноклассники пошутили шутку и закинули мальчика в помойку. Почему нет? Еще и на телефончик снять. Ведь в самом фильме также есть свой режиссер-оператор: все яркие моменты школьной жизни снимает на камеру первая красотка в классе. Но вернемся к 'калеке'. Хромой мальчик, явно гомосексуальной наклонности, одевающийся исключительно в белое (на контрасте с вечно «черным» героем), - будущий «мученик». Быстро зародившийся черно-белый дуэт - вовсе и не дружба: один влюбился, а второй видит в хромом своего любимого ученика и проповедует, постоянно заклинает его больную ногу расти.. Отражение эгоистической идеи собственной святости.. Но первый надеется, что это своеобразная форма флирта и сексуальной игры. Каждый страстно стремится воплотить в дружбе свои чаяния. А на пике развития эти «горячих» отношений герой убивает своего несчастного поклонника...Это-то зачем? Да, мучеников у нас от православия мало нынче стало, смеются мусульмане над христианами. Негоже. Догнать и перегнать! Яркие проработанные очень харизматичные персонажи, захватывающий сюжет, провокационные сцены.. А о чем фильм то? Быть может о мировоззренческих позициях современного российского общества? Малолетний новоиспеченный религиозный фанатик не на шутку схлестнулся с самопровозглашенным «светочем современной гуманитарной (или гуманистической, как модно) науки». Она- школьный психолог и учитель биологии. Каждый свято верует в свою идею..Да простит меня биологичка-атеистка. Два слепых оттиска тщеславия на единственной фальшивой медали. Вместе с тем, мировоззрение первого и второго хорошо разработано, четко аргументировано и существует вне зависимости от того, удобно ли оно его носителю или нет. Но, как ни странно (а может вовсе и не странно), религиозный фанатизм быстро обретает поклонников и защиту (ибо это «СВЯТОЕ» и наше, «РУССКОЕ»), а яркий пример современного гуманизма, демократизма, толерантности и просвещенности, хоть и весьма самодовольный, остается в одиночестве. Преподавателя, пытающегося отстаивать «трезвое мышление», «достижения 21 века», вообще все блага современного общества и цивилизации, постепенно покидают все: мужчина, коллеги, начальство, хулят родители школьников. Общество выбирает сторону убийцы - тронувшегося на почве веры крикливого пацана. Конечно, ну а вдруг нимб засияет над светлой головой. Но это не единственный мировоззренческий акцент в фильме. Это сжатая пародия на типы мышления в современном российском обществе. Мы наблюдаем и позицию типичной истеричной мамочки, ревниво повернутой на своем чаде, и сжиженные в кашу пуританские ценности в радикально-демонстративной форме директора школы (по типу «там точно что-то есть, а все новое- это от лукавого, на всякий перестрахуемся и что-нибудь запретим еще»). Или другая «притча во языцах»: изнеженный и, как часто водится, далеко не бедный, священнослужитель, плохо знакомый с текстом священного писания. Есть и простоватый, не очень толерантный красавчик-физрук (нас трое – я, моя штанга и наше отражение в зеркале)..И куча простых школьников со смартфонами, которые друг от друга мало чем отличаются: пинать калеку до помойки – вместе, голым загорать – вместе, поносить верующего – тоже вместе, да и аплодируют они ему тоже дружно..Классическая первая красотка в классе: сексуально-раскованная, липнущая ко всему смелому, необычному, ко всему, что в центре общественного внимания –представитель мировоззрения современных дам. Соблазняет героя, как только его замечают многие. Чтобы быть в тренде? Все это –формы мировоззрения удобные, лабильные, принимают порой форму сиюминутной нужды. Ментальные джунгли современной цивилизации. Все проповедуют, но мало кто готов умереть за свои слова и «веру». Потому-то у айсберга есть своя макушка - на вершине этого аморфного шлака возвышаются две позиции: психолог и верующий. Они вступили в схватку, вцепились друг другу в горло, слетают с катушек, сходят с ума, но никто никого не отпускает. И нет среди них правого, виновного, или даже более опасного зверя, худшей из двух зол..Есть только тщеславие и эго, мешающее услышать и понять чужое мнение, критически отнестись к своему.. И вот логичная кульминация – коллективное безумие, базар дешевых мнений. И вовсе проблема не в типе мировоззрения. Интересно, была ли позиция режиссера на чьей-то стороне? Показалось, что нет - просто констатация хаоса. Но, может быть, немного осуждался примат религии перед психологией. Первой почему-то у нас доверяют больше. В общем-то яркий фильм получился на злободневную, хоть и не сразу заметную тему. Посмотреть со стороны на себя, посмеяться, а потом прикусить язык. Почему нет. ------ Типичный современный российский фильм ------ Смотрела последний фильм Кирилла Серебренникова 'Ученик' в кино с последующими комментариями известного кинокритика Антона Долина и психолога. Претензий к актерской игре, качеству съемки и режиссуре никаких нет. Но вот что хочу сказать про идейную составляющую данной картины, хотя именно ее критики приняли на ура,: 1) Актуальность. Произведение адаптированно автором на российские реалии. Это все знают. Ну а какие у нас могут быть реалии - тоталитарные. Знаем, проходили - ничего нового и оригинального. В современном российском кино это модно и популярно, тем более шанс получить награду на известном западном кинофестивале резко возрастает. Сама история и идея замечательная, но смотрится она, увы, совершенно искусственно и неубедительно именно из-за своего преподнесения. 2) О героях. У каждого героя своя цель, свое мнение на происходящие вокруг изменения личности подростка Вениамина. Сначала все отрицают искалеченное прочтение Библии главного героя, потом постепенно прислушиваются к нему и подчиняются. Так более удобно и безопасно. По такой же схеме приходит и нацизм к власти, строятся все тоталитарные режимы. И только учитель биологии, единственная сопротивляющаяся личность, противостоит 'отупевшему' большинству, тотально отрицая их позицию и жестко настаивая на своем мировоззрении. В конце она сама впрочем доходит до насилия. Какой же вывод нужно сделать вдумчивому и неравнодушному зрителю? - Любое проявления фанатизма, будь то религиозный, или естественно-научный, приводит к плачевным последствиям. Быть фанатиком = испытывать страсть = мыслить нетрезво = причинять боль себе и близким. Но нет, товарищи. Автор так не думает. Автор встает на позицию фанатичной учителя биологии, которая остается сражаться с всеобщей глупостью и жестокостью. Которая сама не замечает своей фанатичности и от которой, собственно, тоже не ясно, чего ждать. Я уже не говорю о том, как смешно смотрится то, как учительница прибивает свои кроссовки NB гвоздями к полу. Эпатажно, модно. Но думается, широкий зритель не оценит такого самопожертвования. Итог. Фильм, я считаю, неудачно лег на российскую действительность. Вместо открытого конца (было бы логичнее предоставить зрителю самому выбирать сторону), автор утверждает свою позицию, что смотрится достаточно спорно. Я не читала немецкую версию и не знаю, так ли выражено все было там, но преподнесение Серебренниковым смотрится совсем не убедительно, слишком поверхностно и избито. Поинтересней, поживей чего-нибудь хотелось бы. Проблема евреев выглядит однобоко. В нашем обществе еврейский вопрос остро не стоит. Вот если бы фильм был про нацистскую Германию, - пожалуйста. Но это всего лишь мое мнение. Я лишь радуюсь, что большинство зрителей, смотревшие вместе со мной фильм, также здраво рассудили картину 'Ученик'. Надо все-таки стремится к созданию своего контента, к настоящей российской жизни и проблемам.
В основу оригинального сценария легла пьеса «Мученик» знаменитого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. ------ Съемки фильма прошли в августе 2015 года в Калининграде. ------ Действие из Германии перенесли в российскую действительность, в рядовую общеобразовательную школу. ------ Премьера оригинальной постановки «Мученика» состоялась в 2012 году в знаменитом берлинском театре Шаубюне, а в 2015-м пьеса была поставлена Серебренниковым в московском «Гоголь-центре».
|
Отзывы о фильме Ученик