Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Жестокая, таинственная и неуловимая банда «Черная кошка» из культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя», действительно, существовала. Более того, она была не одна. Их называли по-разному: «банда Митина», «Красногорские оборотни», «Черная кошка». Бандиты вышли на улицы Москвы прямо с Доски почёта оборонного завода Красногорска. Это были молодые парни — спортсмены, комсомольцы, ударники труда — лучшие представители передовой советской молодежи. Но это все днем… А ночью эти «передовые» ребята совершали дерзкие налеты, грабежи и убийства, несколько лет державшие в страхе всю страну. Их видели в лицо, их знали по именам, но никак не могли поймать, потому что никому не приходило в голову искать бандитов в рядах образцово-показательных комсомольцев…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.174 (13918)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.6 (26)
Разделы: Сериал, Исторический, Криминальный
Год выхода: 2016
Название фильма: Черная кошка
Режиссеры: Антон Сиверс
Актерский состав: Юрий Чурсин, Екатерина Гусева, Игорь Петренко, Гела Месхи, Дмитрий Соломыкин, Юлия Галкина, Алексей Шевченков, Александр Лобанов, Константин Лавроненко, Мария Андреева
Продолжительность фильма: 50 мин. (800 мин. всего)
Производство: Россия
Студия: Русское
Сценарий: Олег Маловичко
Продюсер: Илья Папернов, Александр Кушаев, Ирина Смирнова
Оператор: Илья Дёмин
Композитор: Дарин Сысоев
Художник: Регина Хомская, Алим Матвейчук
Слоган: «Настоящая история легендарной банды»
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в России: 14 ноября 2016
Послевкусие ------ Сериал «Чёрная кошка» изначально обречен на сравнение с фильмом Говорухина «Место встречи изменить нельзя», но между ними есть существенное отличие: «Место встречи...» это рассказ о сыщиках, а «Чёрная кошка» - главным образом, о бандитах. Сейчас я попытаюсь обосновать свою точку зрения.
Скажу сразу, сериал мне понравился, но для начала напишу про его слабые стороны.
Пусть главные положительные персонажи фильма Каратов и Шеин «списаны» с тех же прототипов что и Шарапов с Жегловым, между ними и близко нет сложных взаимоотношений сотрудничества-соперничества-противостояния, как между героями Говорухина. Я не являюсь поклонницей творчества Константина Лавроненко /Шеин/. По моему мнению, в «Чёрной кошке» он занят тем же, что и всегда - демонстрирует себя на экране. Персонаж Игоря Петренко /Каратов/ тоже не особо впечатлил, но упрекнуть актера не поворачивается язык, слишком скудный материал предоставил ему автор сценария.
Бледненько смотрится героиня Марии Андреевой /Тая/. За поступками героини мне почти никогда не удавалось рассмотреть перемены в ее душевном состоянии. Когда она еще любит Ивана, а когда уже перестала надеяться на лучшее? Что она в нем нашла? Ведь чем-то он смог заслужить ее симпатию? Когда в ней зародилось чувство к Каратову?
В общем, шеренга положительных героев выглядит довольно блекло. К тому же, в первых сериях фильма появляются персонажи, которые не участвуют в дальнейшем развитии сюжета и сами никак не развиваются.
Но все же, я считаю, что достоинства фильма перевешивают все его недостатки. На протяжении почти всех шестнадцати серий мы наблюдаем метаморфозы, происходящие с отрицательными героями фильма - членами банды «Чёрная кошка». Создатели сериала искали ответ на вопрос, который интересен и мне: как простые ребята из провинциального города перерождаются в грабителей и убийц? Как вообще такое возможно? В центре внимания персонажи Гелы Месхи /Иван Мишин/ и Дмитрия Соломыкина /Андрей Гаранин/.
Тут главное, не что показано, а как показано. Для превращения нормального человека в преступника необходимо стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, но я не верю в формулу: «Не мы такие, жизнь такая». В случае имущественных преступлений это, может, и работает, но для того, чтобы стать убийцами, нужна личная готовность человека. Жизнь взяла героев в жесткий оборот, но при других обстоятельствах для Ивана и Андрея было бы возможно иное, непреступное будущее. Каждый делает свой выбор. Необузданному Ивану достаточно небольшого толчка. Хорошо воспитанный, утонченный Андрей, казалось бы, не склонен к агрессии, но он попадает под чудовищный пресс - оказывается в лагере в разгар войны между блатными и «с@@ами».
Характеры и судьбы Ивана и Андрея (а я именно их считаю главными героями фильма) показаны без какой-либо однобокости. Они творят зверство за зверством, одно бессмысленное убийство за другим, но до самого конца в них сохраняются крупицы добра. Изначально Иван переступил черту, пытаясь спасти Андрея. Другой член банды - Евгений Лившиц спасает от расправы своего отчима Джуро (довольно страшная сцена).
Самая сильная линия сюжета - взаимоотношения Ивана и Андрея -держит в напряжении почти до самого конца, заслоняя все любовные повороты типа «люблю, разлюблю, дай-ка я ее убью». Очень выразительная сцена на крыше, над заснеженной Москвой, где Иван говорит: «...Гниль какая-то между нами...»
Предсказуемый финал - ликвидация банды и заслуженное наказание преступников не приносит радости, а воспринимается как очередной трагический эпизод этой печальной истории. После финальных титров фильм отпустил меня не сразу, оставив горькое послевкусие.
Этот сериал стоит посмотреть тем, кто не ждет, что его начнут сразу же бодро развлекать. Действие развивается не очень динамично, но, возможно, так и задумано. Невысокий темп позволяет полнее воспринимать развитие героев. Но если вы никуда не торопитесь и готовы погрузиться в атмосферу 1950-х годов, вы не пожалеете. ------ «Дело» остаётся нераскрытым... ------ Согласитесь, мини-сериал «Чёрная кошка» о 16-ти сериях- работа серьёзная, увлекательная, заслуживающая как минимум внимания. Особо радует то, что история знаменитой банды Ивана Митина (он же «Высокий блондин» в чёрных советских ботинках) показана, как говорится, «близко к тексту» исторических сведений. Действительно, роковым для банды стал эпизод с закупкой одним из её членов бочки пива. Точны и многие другие важные детали. Но не стоит забывать, что мы смотрим художественный фильм, а не соответствующую серию из «Следствие вели...» с Леонидом Каневским (настоятельно рекомендую её посмотреть!). Потому и «было вымысла в избытке» (Б. Окуджава). Иногда даже чересчур. И вправду, так и хочется взять в руки большие ножницы и «постричь» «Чёрную кошку» от усов до кончика хвоста серий до 12-ти, удалив всю «мыльную» пену с её шерсти. А то ведь наши сыскари выглядят вялыми, узколобыми пентюхами, так как большую часть экранного времени устраивают свои личные дела, а не бандитов ловят, уподобляясь на ковре у начальства усталым автоответчикам: «Работа ведётся...»
Теперь вкратце о том, чего в сериале нет и что в нём «не так». На самом деле различных «чёрных кошек» (в основном подростковых) в конце 40-х годов в СССР было много- преступникам понравился сам образ, независимый (кошка) и пугающий ('чёрная метка»). Но то были «мелочи», и к 1950-му году кошачья бравада почти затихла. Однако именно в этом году (а не в следующем, как по сериалу) внезапно начала орудовать банда, впоследствии названная по имени её главаря (в сериале их как бы двое). Население переполошилось: страшная кошка реанимировалась (у неё же 9 жизней!)! На самом же деле, «официально» банда Митина «Чёрной кошкой» не считалась. Мало ли, как её кто-то называл... В неё входило 11 человек, из них два курсанта военных училищ (у нас их нет) и старший «дядька», причём партийный (тоже в сериале отсутствует). Любопытный факт: совершенно внешне не похожий на Митина Гела Месхи в детстве-юности активно занимался футболом, так что в этой стороне роли главаря он особенно убедителен (не потому ли его и утвердили?). А вот с «производственной тематикой» есть серьёзные нестыковки. Хотя, как выяснилось в конце, на заводе спортсменам-активистам и ставили порой липовые «восьмёрки», то есть отработанные смены, всё равно, по сериалу, у них было слишком много свободного времени. Как же они тогда выполняли по две, а то и три нормы? И с ног не валились от усталости? Сразу видно, что никто из создателей картины и актёров в заводском цеху не вкалывал. По этой же причине отпадает вопрос, что делал названный токарем Иван за сверлильным станком? Или он суперуниверсал? И последнее на сегодня. Банду Митина брали «без шума и пыли», поодиночке, в основном на квартирах. Но сериальщикам захотелось эффектного финала, вот и приплели сюда другое громкое «дело»- Гознака...
Но почему же я в заголовке написал, что наше «дело» остаётся нераскрытым?- Да потому, что так и есть! Ведь за все 16 серий мы не получили внятного, логичного, драматургически обоснованного ответа на вопрос: Как же простые ребята с провинциального завода, передовики-спортсмены-активисты стали Такими??? С Иваном ещё более-менее понятно. В этого гиперхолерика (мать говорила- «весь в отца») просто давно вселился Сатана и вёл его по жизни (вот когда необходим экзарцист!). Но остальные? Версия слепой преданности дружбе (один за всех, все за одного) и подчинения «альфа-догу» работает лишь частично. А совесть, а душа? А сомнения в творимом, хорошо оно или плохо? Сомнения частично присутствуют, но чисто «технического» свойства (а не «заметут»? а не зря ли рискуем? а столько ли возьмём?). И никаких явных сожалений об убитых людях (сожгли беременную вдову друга и согласились-«так было надо»), порой просто случайных, ни мысли о том, что ты, честный парень-труженик, становишься зверем-бандитом вроде Пантелеева или Кошелькова... Нам показывают каких-то запрограммированных биороботов: щёлк- работа на заводе, щёлк- футбольный матч, щёлк- пуля в лоб продавщице. А я в такую вот «простоту» Не Верю!!! В противном случае жить становится страшно-престрашно. Тогда любой обычный прохожий или даже знакомый вдруг закричит «Красная собака!», воткнёт тебе перо в бок, вытрет финку носовым платком и поспешит в литобъединение при Союзе писателей читать стихи о берёзках...
Так что за всё про всё ставлю сериалу «7» с двумя минусами. ------ Мне было интересно. ------ Сериал мне понравился, смотрели с большим интересом за судьбами персонажей в этом фильме. Интересно было смотреть, как многое в жизни может измениться из-за не правильно выбранного пути героев. Одни выбирают путь беспредельшика, желающего жить как он того хочет и до самого конца, остающегося на этом пути. И другие герои, которые ради ложного чувства дружбы или братства, идущие в направлении, указанном более сильными членами банды. Но есть и такой герой, как Андрей, который в конце концов все понял, но было уже поздно. Сериал крепко держит возле экрана зрителя, психологическая драма показана буквально поэтапно, как из-за спасения друга, невинно обвиненного и посаженного в лагерь, друзья решают ему помочь в освобождении.
К сожалению, исполнитель главной роли Игорь Петренко, как практически и всегда, кроме фильма «Водитель для Веры»,меня разочаровал. Игра его напоминала выход статиста на большую сцену, все время хотелось сказать:«Не верю!«Хотя чего-то многого я от него и не ожидала. Тем интереснее были его партнеры, которые его не только переигрывали, но и просто «закрывали». Исполнители небольших ролей, были очень сильны, это Екатерина Гусева, Михаил Боярский, Константин Лавроненко.
Очень понравились молодые актеры, играющие главарей банды Андрея и Ивана, это Алексей Шевченков и Гия Месхи, они были очень органичны, что порадовало.
Елена Цыплакова прекрасно сыграла роль матери главаря банды Ивана, она излучала любовь и всепрощение к своему сыну, хотя где-то догадывалась, что он идет не по той дорожке, но в своем последнем монологе, она все объясняет и можно ли ей не поверить?
Михаил Боярский играл тяжелобольного отца другого главаря банды Андрея. Человек прошедший лагерь, тяжело болевший туберкулезом, но удивительно сохранивший веру в чистое и светлое, которое он всю свою жизнь прививал своему сыну, но который волею обстоятельств, стал бандитом. И именно он, в своем последнем разговоре с сыном переламывает мировозрение сына на все, что с ним и его товарищами по банде происходило, и Андрей не предает дружбу.
Отдельно хотелось бы отметить Юрия Чурсина, который абсолютно правдив в любой роли, и иногда просто кажется, а есть ли такая роль, которую он не одолеет?
Хочется отметить прекрасную «обстановку» того времени, множество мелочей из обихода, которые навевали воспоминания того времени. Очень хорошая работа оператора, музыка не мешает смотреть фильм, а идет просто хорошим фоном.
Хотелось пожелать нашим сценаристам достойных сценариев для нашего достойного кино! ------ Скрестили «Место встречи изменить нельзя «с «Бригадой» ------ Досмотрела сериал. Если честно, хотелось прекратить просмотр с первых же серий, но любопытство взяло верх: чем же всё это закончится?
Фильм, на мой взгляд, представляет собой нечто вроде плохой пародии одновременно и на сериал «Бригада», поклонницей коего я не являюсь, и на замечательный говорухинский фильм на все времена «Место встречи изменить нельзя». С «Бригадой» «Черную кошку» роднит то, что пацаны оказались втянуты в преступную деятельность волею обстоятельств. Гела Месхи в роли Ивана Мишина - ну очень напоминает Безрукова в роли Саши Белого (и интонациями, и мимикой, и ужимками).
Что касается «Места встречи...» - тут уж сравнения никак не избежать. И банда «Черная кошка» - и там, и здесь; и рисунки кошки или подброшенная кошка на месте преступления в обоих фильмах. Два муровца - милосердный (Шарапов/Каратов) и жесткий (Жеглов/Шеин) - и там, и тут. Офицер, герой войны среди бандитов фигурирует и у Говорухина, и у Сиверса (кстати, а куда Клим делся, непонятно). Даже красавицу-модистку Сиверс счел нужным задействовать в своем фильме. Даже историю с похищением бандитами шуб у иностранцев в гардеробе театра Сиверс не забыл (правда, здесь этот эпизод фигурирует лишь в виде рассказа).
Но... Если «Место встречи...» - фильм талантливо сделанный по прекрасному сценарию, написанному на основе качественной литературы, с блестящей игрой актеров, то здесь... Сценарий сумбурный, образы героев прописаны небрежно, диалоги построены кое-как. Игра актеров не понравилась; такое впечатление, что они сами не верят тому, чтО изображают. Да еще и говорят неразборчиво. Совсем, что ли, перестали учить искусству речи в театрально-кинематографических вузах? Ну, Цыплакова (несмотря на невыразительную роль странной, равнодушной мамаши) и Боярский сыграли нормально - но это уже профессионализм: могут сыграть всё, что угодно. Ну, Гусева - молодец, неплохо изобразила то, что ей предложили. А остальные...
Думаю, если бы сериал сократили раза в 4, можно было бы сделать что-то более стОящее - как говорится, лучше меньше, да лучше. Отбросили бы тягомотину с любовными отношениями Таи - то с Иваном, то с Каратовым. Зануда-Варя - ну совсем недостоверный образ получился. Да и вообще, всё очень затянуто.
Кстати, видела раньше 2 сериала Сиверса: «Вербное воскресенье» и «Спасайся, брат». Оба понравились. Непонятно, что случилось с режиссером? Такое впечатление, что «Черные кошки» снимал совсем другой человек. ------ Можно смотреть, если не увлекаться ------ Википедия периодически выдает такие дикие спойлеры - вплоть до комедийности. Радует, например, статья о «Первом правиле волшебника», где заблаговременно обнародована тайна, которая становится известна то ли во втором правиле, то ли в шестом. Это чтобы читатели не боялись и не сомневались. Или немецкий фильм по Достоевскому под названием «Убийца Дмитрий Карамазов» - очень оригинальное название для предполагаемого детектива. В общем, с сериалом «Черная кошка» тоже самое, если хотите сразу убить подобие интриги, то почитайте статью в вики.
В целом, сериал тоже досрочно признается годным, больно уж интересная тема, которую можно распознать сразу, даже еще не смотревши. И дело не только в том, что российский кинематограф по определению хорошо снимает две вещи - совок и войну. Увидев название «Черная кошка», сразу набегают мысли о Жеглове с Шараповым, Горбатом, Промокашке и др. Сценаристы сего факта и на скрывали, хотя речь в данном случае идет совсем не о той знаменитой банде (подобные тайны можно и нужно выдавать). Зато на протяжении 16-ти серий то тут, то там всплывают словечки, фразочки, даже события, уже прописавшиеся в памяти с помощью «Место встречи изменить нельзя». Сериальная группировка списана также в свою очередь с реально существовавшей банды Ивана Митина, резвившейся в Московской области в 1950-1953 гг, хотя действие фильма охватывает более поздний период времени. Смертная казнь, которую вернули в 1953-м тому подтверждение, а для пущей достоверности позже на экране появляется даже пухлое лицо Хрущева с его неизменными массивными родинками-бородавками.
Сериал, как водится, российский, а значит фуфловый - типажи мифические, поступки неадекватные, но обо всем этом забываешь, ибо тебя накрывает с головой неповторимая непередаваемая атмосфера того времени. Ближе к 60-м, но не позже 1961, так как деньги еще старые. Более точную привязку может дать дата ликвидации ОББ (отдел по борьбе с бандитизмом в сериале существует и процветает), но ее не удалось найти. Разбойники на такси вызывают буйный приступ веселья, так и хочется подкинуть идею многочисленным нынешним таксишным фирмам в виде новой рекламы типа «Перевезем труп» или «Молчим недорого, посекундная тарификация».
Интересно в свою очередь посмотреть на ужасающий образ Елены Цыплаковой, причем не только в роли мамы главного героя, но и вообще - что с нею стало. Еще более тягостное впечатление производит вконец скурившийся Михаил Боярский, ходячая реклама вреда курения, дай бог ему здоровья. Из немногочисленных плюсов на этой ниве - прекрасная игра Гелы Месхи, изображающего главаря банды, хотя и косящего чем-то под забытого уже Безрукова в роли Саши Какого-то там цвета, не помню уже какого. Главное, чтобы не Черный. Екатерины Гусевой совсем немного, потому ничего испортить она не успела. Очень хорошо подобраны актеры, играющие основных ментов - скучные, тяжеловесные, никакие.
В целом же немного затянуто, что и понятно. Самое интересное, что среди сериального засилья и смотреть-то по большому счету нечего. Носки вроде бы одинаковые, но если принюхаться, то они и вовсе одинаковые. За все эти последние годы только Шахназаров снял «Анну Каренину», за что ему спасибо, хотя смотреть и не собираюсь. Все остальные по существу только освоили бюджетные деньги и нахаляву пропиарились, но бог им судья, хотя, конечно, не мешало бы и земного судью подкинуть. И желательно такого же мифического, как и в этом сериале. Честного и неподкупного.
Телесериал основан на реальных событиях. ------ Прототипом главного героя Виктора Каратова (его роль в фильме исполняет Игорь Петренко), также, как и Шарапова в фильме Говорухина, стал знаменитый сыщик УГРо Владимир Арапов. Именно он в 50-х арестовал банду «Черная кошка», на счету которой было 11 убийств и 28 ограблений. ------ Для съемок картины было специально построено более 50 декораций, использовано более 20 единиц исторического транспорта, включая железнодорожные вагоны 40-х годов, и около 1000 единиц костюмов. ------ Для съемок футбола использовался реальный набивной мяч (в то время надувных еще не было). ------ У героя Гелы Месхи, Ивана Мишина, тоже есть свой прототип - главарь банды Иван Митин, спортсмен и рабочий-комсомолец, мастер смены оборонного завода N 34, который на момент ликвидации банды был представлен к высокой правительственной награде - ордену Трудового Красного Знамени. ------ Только за одну смену во время съемок сцены ограбления Гознака было произведено 2160 пиротехнических выстрелов.
|
Отзывы о фильме Черная кошка