Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Начало 70-х годов. Майор Черкасов и его команда расследуют новое дело. На этот раз речь идет об ограблениях. А это сфера отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Во время грабежей бандиты беспощадно убивают свидетелей. Ограбления организованы четко и продумано. И готовит их кто-то очень осведомленный. Руководство принимает решение объединить против «беспредельщиков» усилия двух ведомств московской милиции: МВД и ОБХСС. Вместе они готовят операцию по задержанию банды. Милиционерам придется столкнуться с хитрым и коварным противником. И потребуются огромные усилия доблестной опергруппы и проницательного Черкасова, чтобы победить жестокого врага.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.689 (8 487)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.30 (90)
Разделы: Сериал, Детектив
Год выхода: 2016
Название фильма: Шакал
Режиссеры: Евгений Звездаков
Актерский состав: Андрей Феськов, Юрий Ицков, Андрей Смоляков, Екатерина Климова, Вадим Андреев, Павел Чинарёв, Алексей Бардуков, Сергей Белов, Марина Александрова, Александра Бортич
Продолжительность фильма: 50 мин.
Производство: Россия
Студия: Красный квадрат, Студия Русский проект
Сценарий: Зоя Дзюбло
Продюсер: Денис Евстигнеев, Константин Эрнст
Оператор: Михаил Искандаров
Композитор: Антон Шварц, Дмитрий Чижевский, Денис Новиков
Монтаж: Александр Чудинов
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в России: 17 октября 2016
Загнанных лошадей пристреливают, не так ли? ------ К четвёртому сезону сериал про майора Черкасова окончательно выдохся. Нет, он по-прежнему не плох, и чем-то даже симпатичен, вот только проблемы со сценарием так лишь усугубились, а ведь это для сериала самое важное.
В отличии от предыдущих сезонов этот не основан на каком-то конкретном деле, и может поэтому слепить стройную реалистичную историю без провисаний сюжета, аляповатых сценарных решений и поднадоевшей черкасовской рефлексией, сценаристом оказалось не под силу. В добавок, похоже появились проблемы с бюджетом, поскольку количество съёмок на улице резко уменьшили, и смотрится забавно, когда почти все городские сцены снимаются на фоне главного здания МГУ, не имюещего никакого отношения к сюжету.
Безусловно не стоит ставить этот сезон в один ряд с бандитским ширпотребом канала НТВ. Операторская работа, режиссерская несопаставимо лучше. Здесь также трудно объявить какого-либо актёра в том, что он не «доигрывает», более того, например, Павел Чинарёв и Андрей Феськов превосходно справились со своими ролями, раскрыв своих персонажей больше, чем позволял материал. Однако даже они не способны зажечь сильный интерес к происходящему на фоне вторичности: всё это мы уже видели и не раз в первых трёх сезонах.
Как итог, рейтинг в 7,7 я считаю несколько завышенным, около 7,0 было бы более справедливым, хотя бы потому, что он не должен быть выше рейтинга первого сезона. Я бы не стал рекомендовать его к просмотру, как и не стал бы отговаривать. Как мы говорили в молодости «под пиво сгодится». ------ Зачем топтать СССР? Его и так давно не стало ------ Первое, что сразу неприятно бросается в глаза в сериале: излишнее количество кровавых убийств и откровенная неправдоподобность некоторых эпизодов. Преступники орудуют ножами и заточками направо и налево так легко, как будто справляют нужду, и с каменными лицами опустошают рожки автоматов. Ладно, это еще можно списать на художественные особенности: может быть, зрителям и вправду нравится побольше крови и трупов, и сценаристы руководствуются правилом «кашу маслом не испортишь». Но есть и откровенные «ляпы», которые никакими художественными особенностями оправдать нельзя.
Когда мы смотрим фантастический фильм, то, скажем, прибытие инопланетян на Землю не вызывает у нас особенного удивления. А вот если бы герои фильма смотрели на приземлившийся космический корабль и в упор его не видели - это уже откровенный «киноляп». То есть вопрос не в том, как сильно разыграется фантазия у авторов фильма, а насколько они при этом сумеют остаться в рамках логики и элементарных причинно-следственных связей.
Телесериал «Шакал» отнюдь не заявлен как фантастический, однако временами преподносит нам чудеса похлеще прибытия инопланетян. Банда в милицейской форме заходит в ювелирный магазин и расстреливает из автоматов всех его работниц. Гром выстрелов, который почему-то не слышит ни один горожанин из множества находящихся в этот людный вечерний час на улице. То же самое при предыдущем ограблении универмага. Разрядив автоматы, израсходовав тучу патронов, так что все помещение внутри обезображено, бандиты спокойно выходят из здания и садятся в милицейский УАЗик. Никто ничего не слышал. Милиционера убивают прямо в отделении, а его коллеги ходят по коридору и соседним кабинетам, не слыша выстрела.
Это все мелочи, на которые можно было бы закрыть глаза при всех остальных достоинствах сериала: закрученная детективная линия, хорошая работа актеров из «старой гвардии». Но остается главное, хотя и менее очевидное: сериал представляет собой очередной, пусть и тщательно завуалированный, антисоветский пасквиль (хотя что еще можно было ожидать от Первого канала?).
Сравнить хотя бы со вторым, как бы сейчас сказали, сезоном приключений майора Черкасова - «Палач». Там тоже были отдельные тычки, пинки по трупу СССР - так сказать, штрихи к портрету «империи зла». Но в целом настрой был более позитивным: общая для всех Победа, молодой неглупый Брежнев. Понятно, что «Палач» снимался летом, а «Шакал» - зимой. Но в последнем словно нарочно создается атмосфера всеобщей серости, безысходности, захудалости. Нищета рабочего класса и безудержная роскошь интеллигенции, которая этот самый рабочий класс еще и презирает.
Да и мотивация бандитов как будто только и обусловлена бесчеловечным советским строем. Член банды Нюра Горбатова (хладнокровная убийца с личиком современной «секс-бомбы»): «Мам, ты вкалываешь на двух работах. Ну посмотри на свои руки: у тебя руки старухи. А знаешь, как они живут? Они обманывают, воруют, унижают, у них все в золоте и в серебре. Мама, да они ногтя твоего не стоят, ты понимаешь? А тебя даже на порог не пустят. Да пускай они сдохнут все к черту, мама! Не жалко их: нас с тобой никто не жалеет. Мама, у нас с тобой будут деньги, много денег, ты будешь ходить в драгоценностях, в шубе, и никто не посмеет сказать, что ты нищая. Пусть только попробуют, я их всех убью, мама!». Главарь банды называет своих бывших однокурсников «убогими» (имущественный ценз). Наводчица банды про своих опекунов: «Это не люди, это твари, они написали донос на моего отца» (прозрачный намек на «сталинский террор»). Ну и, наконец, организатор всей схемы, собственно, «шакал»: «Ты что, не видишь, в какой стране мы живем? Да, я хотел денег, много денег, для того, чтоб нормально жить в нормальной стране, не в этой».
Ладно бы еще на все эти обвинения был четкий ответ, хотя бы со стороны «правильного» майора Черкасова. Мол, конечно, жизнь у нас не сахар, но зато есть высшая цель, а вокруг нас враги, и сейчас мы должны сплотиться и вместе работать для того, чтобы элементарно выжить, а не убивать друг друга на радость нашим «западным партнерам». Но ничего подобного мы не слышим. Моральная оценка поведения бандитов авторами не дана и даже не вложена в уста якобы положительных героев.
Вообще, за исключением самого «шакала», все повествование больше ведется от лица банды, чем тех, кто ее ловит. Авторы словно испытывают некую симпатию к убийцам и пытаются вызвать ее у зрителя. Бывший зэк дядя Миша, у которого нож «сам выпрыгивает из кармана», внезапно раскаивается и начинает всем помогать, в том числе Нюре, которая тоже слабо соответствует образу отрицательной героини: например, справедливо убивает свою омерзительную соседку тетю Дусю.
Все перевернуто с ног на голову. Честные советские граждане - как минимум «убогие», а то и откровенные сволочи (как тетя Дуся), а бандиты - эдакие романтики-авантюристы, доведенные до отчаяния «совком». Только вот незадача - трупов накрошили многовато, но это создателей сериала не смущает: для них, как и для их героев-бандитов, люди словно мухи, и бить их можно, как мух, чем быстрее и больше, тем лучше (особенно советских граждан, которые жалости совсем не заслуживают). Милиция снабжает бандитов оружием и транспортом, КГБ-шники хватают людей на улицах и потом шантажируют ими.
Наконец, главный редактор газеты «Советская трибуна» произносит сакраментальную фразу: «Другие времена наступают. Времена беспредельщиков». Такое ощущение, что речь идет где-то о середине 80-х, хотя даже тогда подобное вряд ли происходило в таких масштабах. Но время действия сериала - 1972 год. Как же мы спокойно прожили почти 15 лет (до горбачевских «художеств»), если уже в 1972 г. творилось такое?
Понятно, что зрители, увлеченные перипетиями сюжета, могут не обращать внимания на все эти как будто мелкие штришки. Но для того они так аккуратно и расставлены, так умело вплетены в канву сериала, чтобы воздействовать на подсознание людей. А потом молодые люди, особенно те, кто не жил в советскую эпоху (а таких сейчас все больше), воспринимают ее как сплошную беспробудную серость, в которой государство сплелось с криминалом, бытовало гигантское социальное расслоение, а людей грабили и убивали штабелями. И причем сами не помнят, откуда такое представление взялось, но убеждены в его истинности.
А ведь все вышеперечисленное - скорее реалии дня сегодняшнего. Но привластные пропагандисты пытаются втиснуть их в наше светлое прошлое, чтобы убедить людей, будто тогда в этом смысле жизнь была не то, что не лучше, а значительно хуже, чем сейчас. Крайне неприятно, когда хорошие в целом художественные идеи оказываются перепачканы такой вот политической мерзостью. Предположу больше того - когда они являются лишь средством для насаждения этой мерзости, для «промывания мозгов» доверчивому зрителю. ------ Конвейер ------ Даже посмотрев одним глазом на очередное конвейерное творение, очередную «Премьеру» центрального канала, уже знаешь и видишь, о чем это и чем закончится. Очередная поделка о временах СССР для ностальгирующей целевой аудитории, где толчком для преступного пути молодых ребят служит американское кино. Впрочем, кроме СССР, бандитов и любовных треугольников, а чаще многоугольников с одними и теми же действующими лицами по одним и тем же сюжетам у нас на ТВ давно уже ничего снять не могут. Оно и понятно, если посмотреть на сценаристов, точнее сценаристку в единственном экземпляре, которая, словно Дарья Донцова, шлепает эти сценарии за зарплату, а не как творческие полотна, плоды многолетнего труда, навроде выношенной и многократно отполированной идеи. Или хотя бы идеи нескольких сценаристов, в конце концов, одна голова - хорошо, а 2 - лучше.
Однако тошнота наступает не только от однообразных сюжетов уровня студента театрального ВУЗа и интерьеров, кочующих из одного сьемочного павильона в другой, но и от постоянных переигрываний и кривляний наших актеров, что даже по эту сторону экрана почему-то становится немного стыдно.
Авторы таких сериалов, понятное дело, руководствуются рейтингами и зарабатыванием денег, ну а что еще смотреть целевой аудитории, она уже привыкла. Особенно у нас, где и интернет только в крупных городах нормальный, и кабельное телевидение существует даже не на всех улицах мегаполисов. А для остального люда, у которого существует 3 канала, после новостей самое то под стакан посмотреть очередной «шедевр». А может, просто лень канал переключить, так, для фона работает.
Куда уж там такие сложности, как толковый сценарий, раскрытие и харизма персонажей. Нам бы побольше советского инвентаря показать в очередной раз, да удивить «неожиданными» поворотами, видаными то на соседнем канале, то в прошлом «шедевре», либо наоборот, еще много лет назад в забугорных сериалах.
У нас еще принято западные сериалы помоями поливать. Вот только почему тогда большая часть из них выкупается и снимается адаптация - не понятно. Ну а оставшуюся треть занимают вот такие «оригинальные» проекты. ------ Полный беспредел ------
Ну почему они такие, с одной стороны они люди, но они не люди, а кто они я не понимаю, и что делать, я не знаю
Новая история про майора Черкасова действительно получилась про беспредел. Уже не простая жажда наживы, не тёмное военное прошлое и не только какие-то конкретные мотивы, а само хладнокровие, с которым совершаются преступления, вернее убиваются люди, является здесь предметом анализа, ну или предметом шоу, представления, кому как нравится. Российские сериалы стали более достоверными, может быть не столько даже в смысле соответствия их реалиям времени, сколько в смысле того, что ты вживаешься в то, что происходит на экране. Актёры, которые в других фильмах воспринимаются только как играющие персонажей здесь воспринимаются как живые настоящие люди, когда они живые, и как по-настоящему мёртвые, когда их убивают. Даже самый финал фильма, когда видишь последний взгляд персонажа, чувствуешь всю безысходность и реалистичность его конца.
Конечно, можно сказать, что такой банды и такого беспредела в начале 70-х годов в СССР быть не могло. Уже показанные в трейлере сцены, когда несколько человек в милицейской форме врываются в столичный магазин, и спокойно, как будто кур режут, перестреливают молодых женщин, шокируют, и обескураживают. Если бы такое было, об этом бы вовсю уже бы трезвонили те, кто не симпатизирует советского режиму.
Но, я скорее с пониманием отношусь к создателям сериала, к их стремлению придать большую значимость истории, так как и в случае с Мосгазом, воплотить на экране реального убийцу, так как всё это было на самом деле, было бы слишком скучно, и не впечатляюще. И я доволен, как авторы поработали с атмосферой, с внутренними миром всех героев, и особенно бандитов, как они их показали, возможно где-то есть несостыковки по мотивации, но по психологической достоверности несостыковок нет. Мне впервые в российском сериале удалось почувствовать элементы ужаса, настоящего переживания, кошмарных видений... и мучения или смерть.
Актёр, сыгравший Илью, особенно хорош, его мотивация малопонятна, ведь у него каказалось бы всё и так было, девушка, которая якобы его бросила, совсем не предел мечтаний, но... всё это перебивает его дьявольская харизма, абсолютная беспредельность, циничность, спокойствие во время убийств, здесь нет никаких раскольниковских колебаний и размышлений. И всё же, там в глубине души, как будто есть какие-то свои принципы, и своё объяснение.
Далее. Полусумасшедший маньяк. Ему веришь вообще на 100 %. Его история как бы объясняет и мотивы всех остальных. На чём может свихнуться человек? Самые лучшие собеседники - это трупы. Близкие других участников банды очень трагически отмечены. Вот кого по-настоящему жалко. Их не убивают. Но жестокая правда проникает глубже пули и бьёт больнее.
Помимо самых участников банды, здесь гораздо больше людей, внутренне прогнивших, алчных, и просто себялюбцев, никого и ничего не видящих кроме себя и своей жилплощади. Их не жалко. Даже чувствуешь, какое-то удовлетворение, если их убивают.
Конец фильма не оставляет ничего, кроме полной апатии и чувства опустошенности и бессмысленности жизни вокруг. Может это и не про СССР, но это точно про нас, вне времени. ------ Следствие ведут колобки ------ Уж не знаю являются ли продюсеры сериальной эпопеи про Черкасова и его команду поклонниками Квентина Тарантино. Одно могу сказать - по части создания сплавов из несовместимых жанро-компонентов, таких как кровавый триллер и детская комедия, они могут дать сто очков голливудскому маэстро.
Каждая серия любого из кинотворений, начиная с Мосгаза и заканчивая рецензируемым Шакалом, делится на две равные части. Первая, это то, что происходит на улицах, в домах трудящихся и сопутствующих им тунеядцев. Там льется кровь, леденят душу злодейские характеры и коварные замыслы. Все всерьез и, на мой вкус, на приличном уровне. Актерские работы, как в предыдущих, так и в последней версиях: Матвеев, Кузнецова, Толстоганова, Журавлев, Грушка, Нахапетов, Чинарев, Ицков, Бортич и другие хороши, а иногда и великолепны.
Но тут мы переходим с натуры в павильон, где выстроены кабинеты майора Черкасова и его компании. И начинается комедия!
Так называемая группа Черкасова состоит из персонажей похожих на МУРовцев чуть меньше, чем Чебурашка на Илью Муромца. Соня и присоединившаяся к ней Настя - девицы на выданье, со всеми атрибутами: скромность, застенчивость, глазки в пол. Старший лейтенант Гаркуша - инфантильный юноша, боящийся и шагу сделать без приказа старшого. Еще один вечный подросток, в ранге лейтенанта, по имени Вася Иванцов. Всехошный начальник полковник Саблин - добрый дедушка, которого никто не слушается. И наконец, сам - Иван Черкасов.
Черкасов в исполнении явно переснимаемого Андрея Смолякова удивительно подходит для изобретенного Маяковским выражения «плачущий большевик». Половину экранного времени он бьется головой о стену и проклинает себя за никчемность, бездеятельность и прочую профнепригодность.
Самое удивительное, что потенциал этой гоп-компании показался создателям слишком высоким. Иначе чем можно объяснить наличие в группе Ч персонажа майора Пожидаева, эдакого мальчиша-плохиша, всем мешающего и вредящего.
Жутко представить, что бы случилось со столицей СССР, если бы дела государственной важности поручались таким милым недотепам, собранным по воле остроумных сценаристов в группу Черкасова. Финал Шакала и предшественников полностью соответствует жанру криминального абсурда.
Сдается, что здесь, эти самые веселые сценаристы пошли по пути мсье Мольера в его Тартюфе. После семи с половиной серий ошибок, тупости и безделья, в конце последней серии все преступники вдруг сами сдаются или же самоуничтожаются. А на традиционном прощальном обеде майор Черкасов рассказывает потрясенным подчиненным, что это он самостоятельно все расследовал и всех поймал, чтобы не беспокоить сослуживцев.
Сознательно не распространяюсь о существовавшей, по версии авторов, в одной отдельной взятой московской газете полной свободе слова и печати, поскольку об этом хорошо сказано в предыдущих рецензиях.
Тем не менее, я бы поставил сериалу 6 из 10. Что ни говори, а сцены, снятые за пределами управлений и редакций, держат зрителя в приличествующем случаю напряжении.
|
Отзывы о фильме Шакал