Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Он и она. Муж и жена в уютном отеле, куда можно приехать на пару дней, рискуя застрять навсегда. Удобно застыть в рутине похожих дней. Ведь нет ничего более постоянного, чем временное. Их время — плоский круг. У него — телефонные звонки и встречи с коллегами, у нее — сны и сомнения. Реакции — предсказуемы, а слова — заучены. Вечная пластинка жизни, которая звучит и звучит, повторяя сама себя. И только трещина в бокале, внезапный взгляд или встреча с незнакомцем — как царапина на пластинке — собьют навязшую мелодию, подскажут: скоро наступит завтра. Вот-вот что-то пойдет не так, заставит сойти с колеи, сделать выбор. Вы когда-нибудь думали о том, что жизнь могла сложиться по-другому? Вы могли родиться в другом месте, сделать другой выбор, пойти по незнакомому пути… Он и она словно застыли в рутине похожих дней, где сны кажутся более реальными, чем череда будней. Но что, если параллельный мир вовсе не иллюзия и однажды кто-то из них погрузится в него как в настоящий?
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.348 (374)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.30 (20)
Разделы: Фильм, Драма, Мелодрама
Год выхода: 2017
Название фильма: Осколки
Иностранное название ленты: Middleground
Режиссеры: Алиса Хазанова
Актерский состав: Роберт Гульюццо, Дэниэл Рэймонт, Эри Бэркэн, Крис Битем, Роб Кэмпбелл, Ной Хантли, Мариса Райан, Лиз Мортон, Адам Девенпорт, Алиса Хазанова
Продолжительность фильма: 74 мин. / 01:14
Производство: США, Россия
Студия: Hype Film, IlCapo Films
Сценарий: Майкл Куписк, Алиса Хазанова
Продюсер: Алиса Хазанова, Илья Стюарт, Роман Волобуев
Оператор: Федор Лясс
Композитор: Игорь Вдовин
Художник: Мисси ДиПьеро, Екатерина Щеглова
Монтаж: Роман Волобуев
Слоган: «А кто выбирает твою реальность?»
Сборы в России: $22 708
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в России: 2 ноября 2017, «ПРОвзгляд»
Ключевые слова: драма, мелодрама
«Тревога сознания в ловушке» ------ Фильм с претензией на размышление, но попытка не удалась. Бытовые муки замужества (в контексте фильма скорее «партнерства») и тоска режиссера в надежде заинтересовать зрителя «артхаусным» подходом (дергание кадра, чересчур крупные планы и т. п.) не оставили места для мысли и чувства.
Сразу следует отметить плохую операторскую работу и актерскую игру, за исключением незначительной роли бармена. Музыка, нагнетающая напряжение, интересна, но более подходит для типичного триллера или фильма ужасов. Но это психологическая драма... Однако у Хазиевой нет мысли для зрителя, и возникает вопрос, что она хотела сказать? Для чего нужна эта картина? После фильма режиссер выходит в зал и говорит, что все дело в ощущениях... все дело в «тревоге сознания в ловушке».
На протяжении всего фильма не оставляет чувство дежавю. Все типично в фильме - роль философствующего бармена была не раз, «мертвые» актеры, выясняющие отношения и «реалистичность» поведения героев типична для современных фильмов. Нелинейность сюжета тоже, как и использование «меньшинств» (негров, гомосексуалов и инвалидов), которое дает понять, что кино для заграничных фестивалей. Все это было и было не раз...
P.S. по своему опыту могу отметить, что когда актрисе очень хочется, что-то сказать она обычно снимает свои ощущения. Они могут быть кому-то близки, но они настолько незначительны, что произведение становится бессмысленным. Есть вопрос «ощущения» психологически-бытовой проблемы, но нет ни единого намека на пути его решения. Словно режиссер (женщина-актер) говорит: «Я так ощущаю, вы ощущайте вместе со мной, или вам нужно развлекательное кино?». И я отвечаю: «Мне нужно кино, в котором «живые» кадры... которое пробуждает мысли и чувства... которое дает надежду». ------ Фильм - намек ------ Этот фильм, больше похожий не на развернутое действие, а на мысль, воспоминание или намек, идет всего 74 минуты. Режиссер и исполнительница главной роли в одном лице, Алиса Хазанова, признается со сцены, объявляя начало показа: «Кому-то покажется, что фильм идет 74 минуты, а кому-то - все 2,5 часа». Алиса напомнила, что во время проведения ММКФ на постере ее фильма она увидела совершенно иную длительность: 150 минут, и это невозможно было проигнорировать - ведь она, режиссер, уж точно знает, сколько длится ее фильм. Но эта чужая оплошность стала дополнительным намеком на изменчивость восприятия времени людьми,- и ошибка стала важным дополнением.
Да, таков уж фильм. Все время гадаешь, в каком же моменте ты находишься параллельно с главными героями: прошлом или будущем? Поможет ли пониманию ситуации следующий кадр? Но ответов не находишь. Следующая сцена может быть как из прошлого, так и из будущего, как реальной, так и выдуманной, либо обрамленной в ложные воспоминания.
И тогда, беседуя с незнакомцем, утверждающим, что вы знакомы, придется задуматься: «Он помнит нереальное или я забыл о реальности?»
Действительно, фильм будто намекает: а вы-то знаете? вы правильно все запомнили?
И вместе с главной героиней, которая, то ли запутавшись, то ли - напротив,- выпутываясь из сетки неверных шагов, вырываемся из некомфортной ситуации, вновь затем в нее возвращаясь, петляя между тем, что было и тем, чего не было.
Все эти мысли и сомнения насчет прожитой жизни рано или поздно настигают всех. Их так легко породить всего лишь парой бесед, так что невольно согласишься: памяти верить нельзя.
Допустим, незнакомый человек подсаживается к вам в баре/ресторане и говорит, что у вас с ним была другая жизнь.
Один раз это смешно или странно, второй - пугающе, а в третий - мы все поверим.
И, несмотря на то, что героиня будто разрывается между гнетом своего мужчины и беззаботным общением с таинственным незнакомцем, речь в фильме идет не столько о конкретном выборе или принятии решения, сколько об осознании - себя, места, пространства, времени,- и реальности своего восприятия.
Сама лента снята преимущественно в сумеречных, вечерних, приглушенных и темных цветах. Иногда воспоминания главной героини кажутся преддверием какого-то совершенно невообразимого происшествия, нагнетают, приправленные музыкой формата «саспенс». И в такие моменты кажется, что вот-вот произойдет что-то жуткое или непоправимое. И оно происходит. Вопрос только: видим ли мы это, или нам только кажется?
Не верьте тем, кто сообщает вам, будто фильм неким образом напоминает творчество Дэвида Линча. Это разная глубина и разная форма. Линча смотреть категорически сложнее и страшнее. Не надо сравнивать: просто проверьте, что это такое: когда действие не выходит буквально за рамки одного помещения, а разум при этом скачет с одного знака и домысла на другой.
Как выяснилось из интервью после премьерного показа в Третьяковке (очень необычное и душевное получилось мероприятие) Алиса и ее съемочная группа отвечали на вопросы.
Упоминался фильм, с которого все начиналось, но который в итоге повлиял на сюжет минимально: «В прошлом году в Мариенбаде». По сюжету этой ленты, мужчина пытается убедить девушку, которая его впервые видит, в том, что они прекрасно провели время в прошлом году. Вот этот факт: воспоминаний искаженных или закрытых в столкновении с реальностью другого человека,- и задействовали в итоге как базовую историю в «Осколках».
Однако, в последующей работе над сюжетом были задействован некий набор снов и образов режиссера, личные размышления о природе памяти.
В итоге действительно получились осколки - сюжета, жизни, памяти,- которые, вероятно, нет смысла склеивать?
***
Фильм в РФ идет только на языке оригинала (английский) - с русскими субтитрами. Название и перевод названия выбирал режиссер, то есть, сама Алиса - так что никаких вопросов к локализаторам: она все пояснила.
Middleground на самом деле пишется отдельно, это всего лишь некая «середина» в географическом смысле.
Но Алиса принципиально «собрала» слово воедино: это уже не точка согласия-соединения, а зазор. Может быть, место, точка на карте, отель - что угодно. Или напротив: полное отсутствие всего. ------ А что, если я живу не одну жизнь? ------ Этим вопросом заставляет задаваться дебютная картина Алисы Хазановой «Осколки» (не очень понятно, правда, как это связано с оригинальным название фильма - «Middleground»). Картина считается ремейком «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), но его я не смотрела, а значит смогу оценить творение свежим взглядом.
История рассказывает о паре- муж-бизнесмен (Крис Битем), увлеченный лишь заключением сделок, бесконечными деловыми встречами и утренним выбором галстуков. Жена (Алиса Хазанова) тихая и потухшая, с нескрываемым раздражением наблюдающая за ним. Фон этой семейной пары - их друзья, пустая светская тусовка, обсуждающая за ужином темы, от которых нестерпимо хочется зевать.
И, наконец, отель без привязки к времени и пространству. Отель, где официанты приносят бокалы, покрытые паутиной, а чтобы добраться до своего номера нужно идти по длинному пугающему коридору. На всем протяжении фильма меня преследовало чувство - казалось, словно бы где-то я это уже видела.
Что бы вы сделали, если бы к вам подсел незнакомый мужчина и сказал, что вы давно знаете друг друга?
Отправная точка - именно этот эпизод, который раскручивается в невероятную историю-метафору. На протяжении картины наблюдаешь, как лихо Алиса Хазанова скидывает маску тихой уставшей женщины и начинает играть в сказку, разбираясь в загадке, происходящей вокруг. Кто этот мужчина? Откуда он ее знает? Весь фильм - ее метания между «двумя реальностями», скрашенные монологами бармена. Складывается ощущение, словно бы он управляет всей происходящей в отеле мистикой и лишь один понимает всю суть загадочной истории.
Не могу не отметить музыкальное сопровождение картины. Это именно тот случай, когда звук ложится ровно на ощущения зрителя, заставляя то улыбаться (как в эпизоде воспоминаний детства), то пытаться понять, что же творится в странном отеле на самом деле.
Казалось бы, плавное задумчивое повествование оставит концовку фильма открытой - что понравится зрителям, любящим поразмышлять после просмотра. Но финал закольцевал историю, расставил все на свои места. Словно бы подчеркнул - да, это фантазия, но целостная, как таинственная сказка, переделанная на современный лад.
Свою режиссерскую деятельность на этой картине Хазанова не закончит. Хочется пожелать ей творческих успехов и понадеяться, что следующий фильм будет таким же интригующим и в хорошем смысле неоднозначным. ------ Новое кино или стилистическое упражнение? ------ 2 ноября в прокат вышел фильм «Осколки» Алисы Хазановой, являющийся ремейком спорной, но оцененной на фестивалях картины «В прошлом году в Мариенбаде» 1961 года. Фильм Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» снят по одноименной книге Алена Роб-Грийе - одного из создателей нового течения в литературе, так называемого «антиромана». Это взаимодействие создателей было на удивление удачным и своевременным: «антироман» порвал с линейностью повествования и логизмом, приведя к абсурду и к сложной игре смыслов.
Свободу повествования «Осколков» создает отсутствие сюжета. В пустынном пятизвездочном отеле затерянного американского города семейная пара пытается найти общий язык. Обоюдное безразличие и нежелание что-либо менять не дают им этого сделать. Изо дня в день происходит одно и то же: вино, разбитый бокал, трёп бармена. Стоит отметить, что атмосфера апатии действительно передана. Всё действие фильма как бы переваривается во сне: вы не можете сказать, где точно происходит сцена, что в ней правда, а что ложь, знают ли друг друга персонажи. Впрочем, подобно сну, в фильме не стоит искать логики и глубокого смысла. Вообще многомерность фильма и его вариативность уводят зрителя от посыла и попыток передать эмоции.
«Осколки» претендует на звание высокоинтеллектуального кино, чем ставит себе подножку. Каждый кадр представляется загадкой без разгадки, а сцены повторяются раз за разом. Этот День сурка, возможно, мог бы удастся, если бы был подытожен каким-то выводом, логическим заключением. Без него, увы, получилось кино с клишированными режиссерскими приемами, вроде резвящихся в полях девочек, памфлетирования поэм, призванных пояснить суть картины, слишком приторной операторской работы, долгих сцен пустых разговоров. Степень заимствования идей у оригинального фильма так же слишком велика, как велико и количество неуместных отсылок к иным произведениям искусства. Порой, кажется, что «Осколки» - это викторина на знание оригинального продукта, а не самостоятельное произведение искусства.
Фильм «В прошлом году в Мариенбаде» был уникален по своей форме, внешней оболочке. Он, несмотря на такую же абстрактность, является целостным и оконченным произведением. «Осколки», в свою очередь - упражнение в стиле, но не более того. ------ можно ли склеить осколки..? ------ Редкое для современного российского кинематографа кино, тягучее и вдумчивое. Побуждающее зрителя к размышлению и анализу. Впервые с игрой Алисы Хазановой, я познакомилась в фильме Николая Хомерики «Сказка про темноту», где она исполнила главную роль. Весь фильм я наслаждалась ее органичной, тонкой актерской игрой.
В фильме «Осколки» Алиса Хазанова выступила режиссером и актрисой. Надо обратить внимание, фильм идет на английском языке, что стирает его идентификацию, как российского. Такое решение помогает зрителю не переносить действие фильма на российские реалии, и делает его вненациональным.
Это кино с самого начало вводит зрителя в свой темп и атмосферу. Уже на пятой минуте начинаешь завороженно следить за историей пытаясь склеить осколки сюжетных линий.
Все действие фильма разворачивается в отеле, это метафизичное место со множеством дверей. В отеле человек всегда гость, как и в жизни, мы всегда гости. У героини Алисы Хазановой нет имени, на ее месте могла бы оказаться любая женщина.
Отдельное внимание заслуживает удачный саундтрек, написанный композитором Игорем Вдовиным. Музыка передает все нюансы сюжета.
Вся наша жизнь это переплетение из осколков воспоминаний, мечт, надежд, ожиданий, и моментов здесь и сейчас. В какой реальности существовать, выбирать нам.
|
Отзывы о фильме Осколки