Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Фильм расскажет про молодоженов-девственников Эдуарда и Флоранс, из-за боязни половой близости уже в первую брачную ночь пустивших свой брак под откос.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.399 (593)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.30 (4504)
Разделы: Фильм, Драма, Мелодрама, Музыкальный
Год выхода: 2017
Название фильма: На берегу
Иностранное название ленты: On Chesil Beach
Режиссеры: Доминик Кук
Актерский состав: Эдриан Скарборо, Mia Burgess, Билли Хоул, Бебе Кейв, Andy Burse, Расмус Хардайкер, Энн-Мэри Дафф, Сирша Ронан, Эмили Уотсон, Anna Burgess
Продолжительность фильма: 110 мин. / 01:50
Производство: Великобритания
Студия: BBC Films, Number 9 Films
Сценарий: Иэн МакЮэн
Продюсер: Элизабет Карлсен, Бабак Эфтехари, Стивен Вулли
Оператор: Шон Боббитт
Композитор: Дэн Джонс
Художник: Кит Мэдден, Сюзанна Бру, Сьюзи Дейвис
Монтаж: Ник Фентон
Слоган: «This is how the entire course of a life can be changed: by doing nothing»
Сборы в США: $745 971
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 7 сентября 2017
Брезгливость ------ Двое стоят на берегу моря, словно на берегу новой жизни, неуверенные перед стихией. Им надо бы решиться и ступить в воду. Но ещё так не хватает сил и лезь в воду страшновато.
Флоренс не выносит прикосновений Эдуарда, хотя сама не понимает своей неприязни, она юна и целомудрена, её тело совсем не жаждет плотских утех. Однако сердца двоих тянутся к друг другу, и они решили пожениться.
Флоренс - скрипачка, тонкая натура. Эдуард -простой парень, по- юношески неотесан. Они сошлись быстро на общей любви к музыке- он, правда, любит рок, она- классику. Страстные музыкальные пассажи непрерывно звучат в ушах девушки. Эдуард осторожен, боится обидеть любимую и молчит о желаемом.
Ну не все же юные пары бывают горячими, как Ромео и Джульетта! Кому- то достаточно смотреть на горящую свечу, пожать слегка руку, чмокнуть в щечку. Без лишней близости, без слияния душ и тел. И это тоже прерогатива человека.
«Персонажи этого романа вымышленные и не имеют никакого сходства с живыми или умершими людьми. Гостиницы Эдуарда и Флоренс в миле с лишним к югу от Абботсбери в Дорсете, стоящей на возвышенности над полем позади прибрежной автостоянки, не существует. И. М.» ------ Пособие о том, как сделать из мухи слона или испортить себе жизнь, не сделав ничего. ------ В 2001 году британский писатель Иэн МакЮэн опубликовал свой роман «Искупление», получивший множество наград и номинировавшийся на Букеровскую премию. В 2007 году вышла нашумевшая одноименная экранизация с участием Джеймса МакЭвоя, Киры Найтли и начинающей на тот момент Сиршы Ронан. Примечательно, что сам МакЮэн выступил не только в качестве сценариста, но и продюсера ленты. В итоге фильм получил 6 номинаций на Оскар, в том числе за лучший фильм и лучший адаптированный сценарий. Это однозначно можно считать успехом в совокупности с тёплым приёмом как у критиков, так и у обычных зрителей.
И вот, 10 лет спустя, в 2017 году выходит мелодрама «На берегу» (On Chesil Beach) - также одноименная экранизация МакЮэна, где он также выступил в роли сценариста и продюсера, и главную роль исполнила уже состоявшаяся звезда Сирша Ронан. Но, к сожалению, данный фильм не смог повторить успеха «Искупления» и для большинства зрителей остался незаметным.
Действие фильма происходит в Англии в 1962 году. Двое молодых людей - Эдвард и Флоренс только что поженились и обедают в номере отеля для новобрачных где-то на морском побережье. Впереди их ждет первая брачная ночь и молодожены явно нервничают. Параллельно с развитием событий нам показывают серию флешбэков, повествующих о том, как наши герои встретились и что их объединяет, а также об их непростых отношениях со своими близкими.
Стоит сказать, что описание фильма, представленное здесь на сайте, слишком упрощенное. Сложно однозначно обозначить, что мешало главным героям построить своё счастье. Вот как автор сам перечисляет причины их неудачи:«... Их индивидуальности и прошлое, их неосведомленность и страх, робость, щепетильность, неуверенность в своих правах, отсутствие опыта и непринужденности, остатки религиозных запретов, английское воспитание, сословная принадлежность и сама история». Как бы там ни было, но фильм больше похож на театральную пьесу, чем на реальную душещипательную историю. Несмотря на весь драматизм происходящего повествование иногда кажется нарочито легким, непринужденным и даже комичным, словно подчеркивая всю надуманность и преувеличенную важность проблемы. Видимо подобная постановка связана с театральным прошлым режиссёра Доминика Кука.
Среди достоинств картины следует отметить хорошую игру актрис, сыгравших основных женских персонажей - уже упомянутой Сиршы Ронан (здесь она сыграла гораздо лучше, и роль у неё более глубокая, чем в «Леди Бёрд», за которую она получила Золотой глобус), а также Эмили Уотсон и Энн-Мэри Дафф, сыгравших матерей Флоренс и Эдварда соответственно. Билли Хоул, в образе простоватого, но искреннего и наивного паренька местами переигрывает, что объясняется недостатком актёрского опыта, но всё же смотрится весьма убедительно.
Хочется отметить также великолепный саундтрек фильма, который можно слушать, как отдельный музыкальный альбом, и интересное сочетание джазовой и классической музыки в самом фильме, отлично передающее вкусовые предпочтения главных героев. Музыкальные вставки весьма уместны и длятся ровно столько, сколько нужно, что во многом является заслугой опытного монтажёра Ника Фентона. Особо запоминается The thrill is gone Роя Хоукинса, точно передающее внутреннее состояние Эдварда.
При всех своих немногочисленных недостатках «На берегу» является довольно содержательной мелодрамой и определённо заслуживает внимания молодых людей, находящихся на стадии начала или разрыва серьёзных отношений, заставляя в очередной раз задуматься о важности таких понятий, как доверие и компромисс, и немного менторским тоном давая понять, что разбросанные в молодости камни приходится собирать потом на пустынном берегу одиночества. ------ Пособие о том, как сделать из мухи слона или испортить себе жизнь, не сделав ничего. ------ Каждый раз, когда речь заходит об экранизации хорошего литературного произведения, да еще и удостоенного, либо номинированного на престижнейшие литературные награды (в данном случае одноименного романа Иэна Макьюэна, номинанта Букеровской премии), в прессе часто звучала фраза, что конечный результат ожидается с опаской. Это справедливое утверждение связано с тем фактом, что хороший писатель редко задумывается о потенциальном переносе своей книги на экран и потому стремится рассказать историю теми способами, какие превосходно ложатся в плоскость литературную, но не кинематографическую, с чем могут справиться только очень тонкие и сильные постановщики. Экранизировать композиционно довольно непростой и камерный (несмотря на флэшбеки) роман Макьюэна хотел еще Сэм Мендес в 2010 году, выбрав в качестве исполнительницы главной роли Кэри Маллиган. Увы, Мендес быстро выпал из проекта ввиду занятости над боевиком «Координаты «Сайфолл» и работа над фильмом повисла в воздухе. В 2011 году за экранизацию решил взяться Майк Ньюэлл, но тоже не срослось, в итоге съемки «На берегу» стартовали лишь в 2016г., а кресло постановщика досталось театральному режиссеру Доминику Куку, что стало его дебютом в игровом полнометражном кино. Справился ли он? Ну, как сказать...
Несмотря на то, что сценарий фильма написал сам Макьюэн, грамотно перенести на экран историю, в которой парень с девушкой по большей части сидят в номере отеля и боятся переспать друг с другом, да еще и удержать этим зрительское внимание, оказалось задачей не из легких даже для него. Понятно, что многочисленные флэшбеки, призванные рассказать о знакомстве и сближении Флоренс и Эдварда, необходимы, и как-то иначе внедрить их в основную линию, не нарушая общей композиции, довольно сложно. Но если на страницах это было аккуратно и естественно, то в фильме «лирические отступления» постоянно выбивают из ритма и не позволяют зрителю прочувствовать то психологическое напряжение, которое царило между персонажами и вот-вот должно было прорваться наружу. Кук словно нарочно делает все наоборот, постоянно выбирая неверные режиссерские приемы вплоть до общего настроения, которое у него постоянно слишком приподнятое и веселое, чуть ли не комическое, включая саундтрек. Подход к материалу у него ощутимо театрализованный - актеры зачастую ведут себя, словно находятся на сцене и как-то не шибко ярко взаимодействуют друг с другом, играя неплохо, но не более. Кук никак не может добиться того важного ощущения интимности между героями, создать вокруг них особый мир, состоящий из нежности, страха, неловкости и того странного чувства, когда Флоренс и Эдвард внезапно осознают, что они не до конца уверены, любят ли друг друга. Вместо этого есть лишь красочный конспект книги с очень красивой картинкой, шикарными английскими пейзажами и добротной атмосферой эпохи, напоминающий скорее легкую мелодраму о шестидесятниках, нежели полноценную драму молодых влюбленных, лишившихся личного счастья из-за ряда условностей. И если характер Эдварда еще понятен, то фригидность Флоренс объяснена невнятно, ну разве что ее страсть к музыке можно воспринять как проявление заложенной где-то глубоко внутри и подавленной чувственности. Особенно филигранно должен был сработать финал, но здесь авторы картины полностью показали свою неспособность к кинематографическим тонкостям. Они зачем-то понесли грубую отсебятину с обилием разжевывающих происходящее реплик и спорных моментов, прежде всего это касается скверно поставленной финальной сцены с паршивым возрастным гримом и дешевыми соплями. И только самый-самый последний кадр, снятый очень красиво и по-настоящему изящно, напоминает, что это была история впустую прожитой жизни, когда обоим просто немного не хватило терпения, взаимопонимания и поддержки для преодоления трудностей и собственных предрассудков. А вовсе не рассказ о том, как фригидная девушка устроила истерику из-за преждевременной эякуляции, раздув из мухи слона. ------ Фригидность и музыка ------ Фильмы про женскую фригидность - редкость. Даже не могу припомнить чего-то подобного, на ум приходят разве что «Марни» Хичкока и «Натали» с Фанни Ардан, но и там это лишь одна из пружин психологической интриги.
Но вот так, чтобы сразу после свадьбы горячо любящие друг друга молодые супруги наткнулись на такое ужасное препятствие быть счастливыми вместе - это эксклюзив. Смелость и оригинальность темы заслуживает всяческих похвал и уважения, но вот ее раскрытие...
Возможно, в книге Иэна МакЮэна психологическая подоплека происходящего, с помощью авторского текста, убеждает читателя. Зрителя в фильме - совсем нет. Более того, у меня, например, душевная черствость и одервенелость Флоренс, очень странные на фоне ее музыкальности, вызвала раздражение. Для мелодрамы это огромный недостаток -неспособность вызвать у зрителя сопереживание главным персонажам. И ответственность тут солидарная -и сценариста, и режиссера, а также исполнительницы главной роли, которая (роль) ей абсолютно не по плечу.
В фильме много красивой музыки, но сама по себе она не вытаскивает фильм. Очень старается Билли Хоул, да и роль его всё-таки получше прописана и не лишена убедительности, он-то временами цепляет зрителя. Но рядом с деревянной Сиршой Ронан его усилия пропадают втуне. Может быть, по сравнению с «Леди Бёрд» актриса и сделала маленький шажок в развитии своего мастерства, но уж очень маленький.
Мне кажется, сценарист и режиссер в глубине души и сами понимали, что Сирша не годится на такую сложную роль, и приберегли для нее, ближе к концу фильма, любопытный эпизод. Подробностей раскрыть не могу, но вот там ее статичность и замороженная мимика сыграли на руку персонажу. Но фильм в целом не спасли.
Скучно, а местами даже глупо. Может, стоило психоаналитиков привлечь в качестве консультантов, чтобы фабула «смотрелась», не теряя своей драматичности. Может, стоило добавить чуть-чуть эротики - в истории отношений двух молодых, не лишенных привлекательности людей, это бы точно не повредило.
Тем, кому тема женской фригидности особо не интересна, смотреть не советую.
А красивую классическую музыку слушать на концерте или на диске. ------ Фригидность и музыка ------ Дебютный фильм театрального режиссёра Доменика Кука - отличный пример того, что литературные приемы так сильно отличаются от кинематографических, что иногда играют злую шутку с теми, кто пытается их примирить.
Роман Иэна МакЮэна рассказывает о молодой паре, которая безумно друг друга любит, но не может преодолеть страх перед первой брачной ночью. Конечно, за этим страхом и личные психологические проблемы героев, и даже неуверенность в их чувствах. В фильме же вся камерность (около полутора часов действие происходит в номере отеля) разрушается постоянными флэшбеками. В кино они, конечно, необходимы, иначе мы не сможем узнать историю героев, но именно они и разрушают ту странную и напряжённую атмосферу, которая царит в номере. Зритель совершенно не чувствует нежности и страха, которые одолевают главных героев. И грустная история настоящей любви превращается в историю о странной девушке, которая из-за своих закидонов испортила жизнь мужчине. Мотивы и причины страха героини Сиршы Ронан зрителю непонятны. Сцены близости героев перемежаются с ее воспоминаниями об отце (тут то ли детская травма, то ли намеки на Фрейда). Поведение ее возлюбленного (Билли Хоул) вообще поставлено настолько комично, что даже сочувствуешь такой насмешке режиссёра над персонажем. Ну а финальная сцена с нелепым возрастным гримом окончательно убеждает в том, что это плохая театральная постановка.
Из положительных моментов, конечно, стоит отметить работу оператора. Картинка в фильме - это единственное, что передаёт уют и камерность истории. Но ее оказывается недостаточно.
Фильм снят по одноименному роману Иэна МакЮэна (2007)
|
Отзывы о фильме На берегу