Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Компания школьников посещает театральную премьеру и вместе с другими зрителями оказывается в заложниках у террористов. В ситуации отчаяния и страха появляется та, чей холодный рассудок и мастерство переговоров, помогают спасти невинные жизни. Однако идти на контакт с преступниками для обычной учительницы оказывается делом сложным и опасным. Здравомыслящая женщина старается взвешенно оценить накаленную обстановку, чтобы не навредить своим ученикам. Учитывая прошлый опыт, она вынуждена прибегнуть к жестоким мерам борьбы с нападающими. Фильм еще называется Училка 2: Последнее испытание.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.113 (346)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 4.50 (11)
Разделы: Фильм, Боевик, Драма
Год выхода: 2018
Название фильма: Последнее испытание
Режиссеры: Алексей А. Петрухин
Актерский состав: Игорь Жижикин, Ирина Купченко, Анна Чурина, Ирина Алферова, Беслан Терекбаев, Иван Кокорин, Андрей Мерзликин, Михаил Евланов, Елена Захарова, Алиса Гребенщикова
Продолжительность фильма: 135 мин. / 02:15
Производство: Россия
Студия: Русская Фильм Группа, Startfilm Group
Сценарий: Алексей А. Петрухин, Дмитрий Чирков
Продюсер: Олег Степченко, Петр Черенков, Алексей А. Петрухин
Оператор: Илья Бойко
Композитор: Александр Бакхаус
Художник: Анна Чернова
Слоган: «Сила слова, сила знаний против насилия...»
Сборы в России: $41 932
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в России: 29 августа 2019, «RFG Distribution»
розовые очки ------ Это будет самый необычный отзыв без спойлеров в моем кинобложике. Потому что... Много почему. Честно говоря, я вообще не хотел бы оценивать этот фильм и писать на него отзыв. Но, всё же, попробую. Впечатления - неоднозначные, и они ниже.
С чего бы начать... Главная мысль - этот фильм опоздал лет на 10. А может быть 15. Уже целое поколение выросло, которое не знает, почему русский может не любить чеченцев, и почему чеченец может не любить русских - тоже. Вся молодежь сегодня живет на музыкальных хитах, написанных множеством исполнителей как раз из южных регионов России. Кавказ сегодня - это даже модно. Та же Чечня залита в три слоя деньгами, полностью отстроилась и превратилась в русский Абу Даби. А образ чеченца сегодня в массовом бессознательном - это преданный воин России. Который не нападёт, а наоборот - придет, спасёт и защитит. Удивительно, как многое может всего за десяток лет поменяться.
Последнее Испытание, а по факту - Училка 2, фильм сложный и очень неоднозначный. С одной стороны, он построен на базе реальных дичайших событий, которые однако в те годы (23-26 октября 2002 года) были, к огромному ужасу, почти обыденными - захвату заложников в театральном центре, тот самый Норд Ост. Почитайте об этом статью хотя бы на Википедии, если не были сами свидетелями этой многодневной трагической драмы. С другой стороны - именно, что только лишь построен на базе событий, но совершенно не является их реальным пересказом. Фильм многократно более мягкий и добрый, честный и справедливый, чем было то, что там было. Создателям фильма не удается вогнать зрителя в ту панику и страх, которые испытывали люди в реальности. Не удалось погрузить в атмосферу ужаса и отчаяния.
Режиссеры и сценаристы Последнего Испытания - ушли в лирику. Пытаясь широкими мазками рассказать современному поколению, в чем была суть претензий сторон друг к другу, очень поверхностно, они затрагивают тему Чеченских военных кампаний, столкновение интересов Ислама и Христианства, многие прочие лирические и моральные моменты. В фильме нападавшие и заложники, особенно в роли той самой Училки, очень много общаются между собой. Тогда как в реальности, конечно, никто и слова пискнуть в зале не смел наверняка. Да и террористы не выпускали огромными пачками многих заложников, увы. Не были даже на 1% такими благородными. Также создатели фильма пытаются как-то оправдать и обелить нападавших террористов, что на мой взгляд делать совершено нельзя и непростительно. Ибо никакие цели не могут достигаться такими мерами, которые были в реальности в 2002, и не только, годах (вспомнить же еще можно много терактов в Москве, а невероятный по дикости и жестокости Беслан, а Питер, а региональные теракты...).
Чисто с художественной точки зрения Училка 2 - это прорыв по сравнению с Училкой 1. Там, напомню, фильм был очень интересным примерно до середины, а потом пошел в жуткий, дичайший трэш и неадекват. При том так резко - что даже удивительно было. Последнее Испытание - отличная работа над ошибками. Режиссеры и сценаристы пытаются познакомить с персонажами в завязке сюжета, дать какие-то зацепки (правда из-за количества активных персонажей, всё равно выходит поверхностно), в середине фильм сильно не проседает, а концовка достаточно динамичная и ровная. Претензия, если закрыть глаза на моральные моменты, чисто одна - фильм на удивление не выжимает слезу из зрителя. Хотя должен и обязан это делать весь свой хронометраж, ну, может кроме завязки. Слишком мало драмы. Создатели фильма взялись за идею, которая им оказалась не по зубам. Показать реальную жестокость всего случившегося. В Училке 2, всё же, всё невероятно в розовых хэппиэндных тонах. С одной стороны - от этого грустно и фильм выходит не полноценный. А с другой, логика и своя мораль, если задуматься, всё же тоже есть. Просто, наверное, она должна была быть другой. Или должна была появиться на свет лет 10-15 назад, когда проблема была актуальной.
Итог такой... Чертовски сложно собрать свои впечатления по фильму, потому что идея слишком глубокая и многогранная, а события, хоть и прошло уже 17 лет, всё еще свежи в памяти старшего поколения (кому 30+ сегодня) и такой шрам со временем не затягивается, конечно. Поэтому в итоге-то, получается, попадание мимо обеих целевых аудиторий. Те, кто помнят Норд-Ост и те три дня - будут сидеть в изумлении, какая наивная детская сказка им показывается с экрана, хотя и со своим смыслом, конечно. Те, кто в это время был еще слишком мал, а теперь подрос - просто не поймут сути претензий и конфликта сторон, скорее всего. И для них может сбыться худшая задумка создателей фильма - может сложиться впечатление, что террористы были как бы и невиновные, а в целом - хорошие ребята. Которых просто так подставили. Но увы, всё было совсем не так... Тяжелый фильм, тяжелая рецензия. Слабый прокат, многие кинотеатры явно боятся показать даже вот эту розовую версию событий. Нет рекламы, будет мало зрителя. Но если сравнивать в лоб, Училка 2 - на три головы интереснее первой Училки. Говорят, будет еще триквел. Посмотрим. ------ Страх один для всех ------ Обычный город живёт обычной жизнью. Люди собираются посетить новый мюзикл, который, судя по сарафанному радио, очень интересный и увлекательный. Парень приглашает девушку, классная руководительница ведёт своих учеников, бабушка идет с внуками - все хотят приобщиться к искусству. И вот, свет гаснет, представление начинается и...люди оказываются один на один со смертью! Очень быстро праздник сменяется кошмаром и жизнь многих людей делится на до и после...
Алексей Петрухин относится к тем режиссёрам, который не эксплуатирует тёмную сторону «великой русской души» и не плодит «чернуху ради чернухи». Он умело препарирует наше современное общество, вычленяя особо острые вопросы и вплетает яркие характеры в интересную историю. Да, его «Училка» знатно выстрелила в своё время и заставила обратить на него внимание не только знающих критиков, но и обычных обывателей, которые ищут в нашем кинематографе что-то необычное и эмоциональное.
Новый фильм Петрухина «Последнее испытание» тоже затрагивает крайне болезненную тему для нашего общества. Современная Россия имеет достаточное количество таких чёрных пятен и одним из них является ужасный теракт на Дубровке. Да, тут явно не указывается на те события, тех героев и тех злодеев, но параллель очевидна.
Невероятно трагическая история оживает вновь на экране не только благодаря отличной режиссуре, но и благодаря великолепным актёрским ролям. Здесь, как и в «Училке», блистает вновь Ирина Купченко, для которой сценарист Петрухин написал невероятно эмоциональные и сложные диалоги. Посредством героини Купченко режиссёр задаёт действительно сложные вопросы, которые может быть боятся задать многие.
На подхвате у главной героини, хотя тут действительно сложно выделить главных героев - тут каждая роль главная - очень хорошо смотрятся Алфёрова, Мерзликин, Захарова - которые с полной самоотдачей визуализируют на экране именно те переживания, которые, скорее всего, испытывали реальные прототипы их героев. Даже Беслан Терекбаев смотрится убедительно, внятно показывая мотивацию свои злодейств, хотя они и идут в разрез с нормальными мирными принципами существования различных этнических групп в одном социуме.
В итоге получился завораживающий фильм, который действительно примут близко к сердцу те, для кого слова «Норд Ост» не пустой звук, а память о безумном акте, который в свое время совершили фанатики. Фильм, несмотря на свою сложную тематику, заряжен всё-таки позитивным и мотивирующим зарядом, который заставляет зрителя задуматься о том, что жизнь у нас одна и нужно быть терпимее, уважительнее и внимательнее друг к другу. Сильное кино от настоящих профессионалов. ------ Не важно, кто это начал. Это нужно закончить ------ За последние несколько десятилетий терроризм стал проблемой, с которой очень непросто бороться спецслужбам передовых стран мира. Готовые уничтожать невинных людей целыми сотнями, вооруженные преступники не размениваются ни на что, им все равно, кого убивать, будь-то старики, женщины или дети.
Вести цивилизованный диалог с террористами просто невозможно, и тем не менее всегда стоит искать выход из ситуации, чтобы спасти максимальное число заложников, чьи жизни воистину бесценны. И в ленте Алексея Петрухина «Последнее испытание» мы сталкиваемся с нешуточной дилеммой, которая держит зрителя в постоянном напряжении до самого конца просмотра.
Сюжет фильма строится вокруг премьеры мюзикла в Доме культуры «Мир», куда направляются старшеклассники вместе со своей учительницей Аллой Николаевной. Ничто не предвещало беды, дети настроились весело провести время, кто-то из них даже романтически настроен, и тут словно гром среди ясного неба в зал прорываются террористы. И не важно, каковы их требования, потому что ничего хорошего из этого точно не будет.
Перекрыв все выходы из Дома культуры, преступники четко дали понять, что они не собираются шутить. Подоспевший спецназ пробует разрешить вопрос своими силами, однако террористы не спешат идти на диалог. В связи с этим единственная надежда заложников, это скромная с виду, но предельно боевая Алла Николаевна, в жизни которой уже было немало сложных моментов и она сделает все, чтобы спасти своих подопечных от кошмара.
Скажу сразу: фильм не самый простой. В нем немало драмы и настоящих человеческих переживаний. Отчасти сценарий был основан на реальных событиях и фактах. Некоторые участники подобных операций консультировали режиссера, а потому не стоит сомневаться в том, что хотя бы половина из показанного на экране основана на реальных событиях.
В этой истории финал может быть каким угодно. Это вам не шаблонное голливудское кино, в котором всегда найдется место непобедимым героям, орудующим пистолетом против гранатомета. Здесь эмоции настоящие, потому что создатели не побоялись поднять сложную тему и показать, что наши люди способны на подвиги даже ценою собственной жизни. И пока есть такие женщины, как Алла Николаевна, наш дух будет очень непросто сломить.
Ирина Купченко сыграла в фильме одну из ключевых ролей, и это просто надо видеть. Ее героиня, та самая Алла Николаевна, начинает вести сложную игру, рискуя жизнью, но при этом действуя на удивление грамотно и последовательно, словно настоящий полицейский переговорщик. Образ получился сильным и достойным. Женщинам нечасто удается быть в центре внимания подобных картин, но Петрухин точно знал, что делает, и не прогадал. Впрочем, о крутых парнях он тоже не забыл, пригласив на роли Андрея Мерзликина и Олега Тактарова, которые лично меня пока еще ни разу не разочаровывали, тем более в экшене.
«Последнее испытание», как уже было сказано, непростой фильм, но его необходимо посмотреть, чтобы в еще большей степени убедиться, что лишь вместе мы победим любую беду. Может быть не сейчас, но правда и справедливость просто обязаны рано или поздно восторжествовать, потому что неважно, кто начал войну - ее надо оканчивать раз и навсегда. ------ Не важно, кто это начал. Это нужно закончить ------ «Последнее испытание» - остросоциальный драматический экшен-триллер, вовсе не претендует, как может показаться на первый взгляд, на высокие лавры из-за своей многозначительности, но этот фильм точно останется в памяти каждого думающего зрителя, ибо все происходящее касается каждого из нас. Картина является прямым продолжением остросюжетной драмы «Училка», затронувшей в свое время весьма болезненные темы о воспитании детей и различиях поколений, где в обычной жизни одно понятие подменяется другим, а истинные причины душевной опустошенности так и остаются нерешенными, что приводит к глубокому одиночеству и озлобленности как к внешнему миру, так и к самому себе. Но в новом фильме авторы значительно поднимают планку поставленной задачи и с головой углубляются в политику, религию и социальную мораль современного общества. На протяжении фильма идет экскурс по истории развития славянского общества, основным принципам истиной веры «настоящего» мусульманина и вечной борьбе религиозных фанатиков, которые долгие годы прячутся за невидимой стеной непонимания и тотального заблуждения. В фильме постоянно идут споры о добре и зле, правых и виноватых, верных и ошибочных деяниях тех или иных вершителей судеб, ради которых люди идут или на самопожертвование, или проявляют чрезмерную агрессию по отношению к другим. Авторы поднимают на поверхность весьма непростые и в какой-то мере даже опасные темы для обсуждения, но, как оказалось, они нужны, они необходимы, и без них никак не обойтись, ведь именно с помощью диалога можно как развязать войну, так и закончить ее.
И все же, несмотря на важность смыслового посыла, в фильме наблюдаются весьма серьезные огрехи и недоработки, которые в первую очередь исходят из сценария. Авторы, как и в первой части, делают акценты на большое количество второстепенных героев, что, по сути, приводит к размываю первостепенного актерского ансамбля. Конечно, Училка, как главная героиня, стоит в центре всего повествования, но вот остальные просто теряются, как безликие лица в толпе, не играющие никакой роли в сюжетном развитии. Что они есть, что их нет история от этого ничего не теряет и не выигрывает. Но авторы целенаправленно уделяют внимание проходным героям, вместо того чтобы заострить акценты на более значимых персонажах. Было бы намного интереснее узнать судьбу молодых влюбленных, глубину взаимоотношений директрисы и ее кавалера, да и вообще детальное раскрытие учеников из первой части, на которых во второй авторы попросту махнули рукой, показав их в числе общей массовки. Но вместо этого идет повальная волна новых персонажей, которых зритель и не запомнит вовсе, и не придаст их присутствию никакого внимания. В итоге и новые герои не проявили себя, и старые никак не отметились должным образом, хотя вариантов сделать крепкую историю с акцентом на знакомых уже персонажей было множество.
Зато если говорить о самой постановке, то здесь по больше части претензий не будет, так как в рамках бюджета и имеющихся возможностей все сделано на достойном уровне. Конечно, отдельные профессионалы найдут к чему придраться, но для простого массового зрителя визуально-технические огрехи практически не заметны глазу, поэтому за картинку волноваться не стоит. Отдельного упоминания заслуживает музыка, благодаря которой многие драматические моменты достигаются наивысшей точки эмоционального сопереживания.
А про актеров и говорить почти нечего, потому что прекрасная Ирина Купченко просто затмила всех без исключения, хотя из-за сценария там вообще ни у кого не было шансов, потому что у многих всего лишь по две-три реплики за весь фильм.
И все же, несмотря на многочисленные претензии, картина смотрится с большим интересом, подталкивая к определенным мыслям и рассуждениям. Конечно, кто-то скажет, что авторы совершили серьезную ошибку, привязав события фильма к трагедии на Дубровке, тем самым пытаясь что-то донести зрителям. Хотя, как вариант, если и затрагивать те события, то это должен быть конкретный фильм о трагедии «Норд-Оста» со всеми вытекающими фактами и подробностями, а не какая-то мимо проходящая история. Здесь нужно было либо полностью абстрагироваться от событий прошлого и не упоминать об этом вообще, либо снимать совсем другое кино. А в итоге получается, что авторы пытаются удобно расположиться сразу на двух стульях, с одной стороны снимая продолжение своей выдуманной истории о приключениях Училки, а с другой вроде бы как приравнивают свое произведение к фильмам, основанным на реальных событиях. Правильно ли поступили авторы или нет, судить будущим зрителям, но посмотреть кино все же стоит, потому что по общей фабуле оно является неким отражением сегодняшней действительности, когда одних обманывают, других захватывают, а третьи, в частности правительственные структуры, с этим ничего поделать не могут. И в итоге пострадавшим приходится самим решать проблемы и бороться с несправедливостью. Приятного просмотра. ------ Надо помнить. И делать выводы... ------ Долго не решался смотреть данный фильм, ведь именно в его основу которой легли трагические события, произошедшие в 2002 году в Театральном центре на Дубровке в Москве, где демонстрировался мюзикл «Норд-Ост». Даже по прошествии такого приличного отрезка времени обо всем этом вспоминать очень больно и горько. Тогда, в «спасательной операции», в результате отравления газом, плохой организации вывоза людей в больницы и неэффективных и несвоевременных мер по оказанию им помощи погибли 130 заложников - сущий кошмар. А все, что там происходило, до сих пор вызывает много вопросов.
Но кино, оно на то и кино (а особенно основанное на реальных событиях»), чтобы попытаться побороть свои страхи, поразмышлять и найти компромисс в мыслях и произошедшем. Картина оказалась автономным продолжением (понравившегося в свое время) фильма «Училка» от того же Алексея Петрухина, но с уже совершенно другими приоритетами в сюжете и драматургии.
Что ж, фильм в итоге получился мощнейшим. Идя на него с осторожностью, я в итоге был прижат ударной волной напряженного сюжета к креслу, так и не оторвавшись от просмотра за все два часа хронометража. Да, это не документальное воспроизведение тех событий, но это скорее оказалось художественным напоминанием того, что никогда не должно повторяться. На руку картине играют качественная работа оператора и режиссёра. Кино выглядит реалистично, убедительно, по человечески страшным и самое главное динамичным.
Действие продолжается всё время, болеешь за беззащитных людей, ненавидишь террористов, недоумеваешь над управленцами и хочешь, чтобы хоть кто-то помог бесстрашному персонажу Ирины Купченко, побывавшей когда-то по эту сторону баррикад. Действие не оставляет равнодушным, потому что ситуация фильма с болью напоминает о подобных захватах в современной истории России. Хоть сюжет и очень напряжённый, но возможно для кого-то (не для меня) он окажется немного затянутым.
Рекомендую его особенно старшеклассникам и юношеству - он несёт положительную идею мира и взаимопонимания, а может и прощения, ради будущего без вражды и ненависти. Мы видим, как здравый смысл, мужество и логика противостоят агрессии. Сможешь ли ты в любой экстремальной ситуации стать тем человеком, который готов взять на себя ответственность за жизнь других? Есть ли у терроризма национальность? Как поступает государство во время террористических атак? Советую посмотреть, чтобы понять через какие настоящие испытания проходили (и, к сожалению, проходят) обычные люди, оказавшиеся ни в то время, ни в том месте.
В массовых сценах захвата зала террористами приняло участие 750 человек. Среди них были и реальные участники трагедии «Норд-Ост». Психологи посоветовали им преодолеть страхи прошлого на съёмках фильма с похожей трагической обстановкой. ------ Цвета декораций фильма – красный и синий - были выбраны не случайно. Через весь фильм красной нитью проходит тема противоборства двух сторон. ------ Елена Захарова снималась в картине на 9-ом месяце беременности. ------ В роли захваченного здания выступал мытищинский ДК «Яуза». Участие в съемках принимали сотрудники правоохранительных органов. ------ Две недели ушло на подготовку сцены расстрела полицейского автомобиля. Процесс «расстрела» машины снимали 6 камер Arri Alexa.
|
Отзывы о фильме Последнее испытание