Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Экранизация детских книг популярного немецкого писателя Михаэля Энде. Темнокожий мальчик-подкидыш Джим еще в младенчестве попал на крошечный островок Усландия, куда его доставили внутри почтовой посылки. С годами на острове становится слишком тесно, и Джим вместе со старшим другом-машинистом Лукасом отправляется в далекое путешествие. Их чудо-локомотив бороздит океаны, пробирается через зловещие ущелья, пересекает пустыни и разъезжает по волшебным городам. По пути друзья знакомятся с мнимым великаном, полудраконом, прекрасной принцессой и открывают целый мир чудес.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.281 (329)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.70 (455)
Разделы: Фильм, Приключения, Семейный, Фэнтези
Год выхода: 2018
Название фильма: Джим Пуговка и машинист Лукас
Иностранное название ленты: Jim Knopf und Lukas der Lokomotivfuhrer
Режиссеры: Деннис Ганзель
Актерский состав: Уве Оксенкнехт, Хеннинг Баум, Фолькер Михаловски, Милан Пешель, Ширли МакЛейн, Хон Пинг Танг, Кристоф Мария Хербст, Михаэль Хербиг, Соломон Гордон, Аннета Фрир
Продолжительность фильма: 105 мин. / 01:45
Производство: Германия
Студия: Malao Film, Rat Pack Filmproduktion GmbH, Studio Babelsberg
Роли дублировали: Ольга Кузнецова, Александр Коврижных, Даниил Эльдаров, Андрей Янайт, Дмитрий Филимонов
Сценарий: Эндрю Биркин, Дирк Анер, Джеймс В. Харт
Продюсер: Кристоф Фиссер, Михаэль Хербиг, Кристиан Бекер
Оператор: Торстен Бройер
Композитор: Ральф Венгенмайр
Художник: Матиас Мюссе, Патрик Херцберг, Шэйн Банс
Монтаж: Ана де Миер и Ортуньо, Уэли Кристен
Слоган: «Приключение начинается...»
Сборы в России: $98 824
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 6 лет
Премьера в мире: 29 марта 2018
Премьера в России: 28 июня 2018, «Capella Film»
На паровозе - по новой волшебной стране от Михаэля Энде ------ Почти с самых первых кадров фильма «Джим Пуговка и машинист Лукас» становится понятным, по чьей сказке он поставлен.
Сюжеты, слегка меланхоличных героев с грустными историями, которые удивительно органично переплетаются с юмором, атмосферу волшебных миров от немецкого писателя Михаэля Энде не спутаешь ни с какими другими, настолько они оригинальны и самобытны. Не найдется среди волшебных стран аналогов Горноземью, где обитает Джим, или стране Фантазии, куда попадает Бастиан из «Бесконечной истории».
За постановщиком Деннисом Ганзелем до «Джима Пуговки...» обращений к сказочному, да и просто фэнтези-жанру не числилось, если, конечно, не считать таковым стильно-вампирскую драму «Вкус ночи». Среди других же заметных проектов этого режиссера стоит выделить мощную драму «Академия смерти» - о закрытой школе времен Второй Мировой по подготовке элиты для Третьего Рейха, а также неплохое продолжение культового «Механика» со Стэйтемом.
Однако отсутствие опыта работы с детским материалом не помешало Ганзелю очень чутко отнестись в литературному первоисточнику и бережно перенести его на экран, сохранив уникальную атмосферу и самобытных героев. Дополнительную ответственность на режиссера накладывало и то, что «Джиму Пуговке...» предстояло стать, по сути, лишь второй заметной экранизацией произведений Энде после культовой «Бесконечной истории», поставленной соотечественником Ганзеля и одним из самых известных немецких постановщиков Вольфгангом Петерсеном. С нее последний, собственно, и начал свое восхождение в Голливуде в середине 80-ых. Да, был еще фильм о сиротке Момо Йоханнеса Шаафа, но при всех своих достоинствах статуса и популярности «Бесконечной истории» он не получил. Да и вряд ли имел шансы, особенно если вспомнить, что лента Петерсена с ее масштабными панорамами и локациями практически вся была отснята в павильонах и, тем не менее, остается любимой уже не одним поколением зрителей.
Заканчивая разговор об экранизациях Энде, надо вспомнить еще «Вуншпунш» (другое название - «Волшебный напиток»), еще одну «Момо» и двух «Джимов Баттонов» (то есть «Пуговок», снятых в 70-х и начале 2000-ых), но это все мультсериалы, а значит - другой формат. Изначально было понятно, что сравнивать фильм Ганзеля будут именно с «Бесконечной историей».
И это сравнение, считаю, он выдержал на «отлично». Сказка немецкого писателя узнаваема в каждом кадре и герое. Ну скажите, в какой сказке вы еще найдете такого уморительно-грозного полудракончика? Для начала вы некоторое время вообще не сможете точно сказать, кто перед вами, потому что происхождение Непомака (именно так его зовут) столь же оригинально, как его характер и привычки.
Да и в его сородичах, в которых уже легче узнать привычных нам ящеров, все же сложно найти буквальное портретное сходство, к примеру, со Смаугом («Хоббит») или Сапфирой («Эрагон»). К слову, именно к городу драконов на краю Гореземья относится мой единственный минус фильму. Для ее описания стоило выделить хотя бы еще минут 15 экранного времени, а то уж слишком беглым получился рассказ о них. Понятно, что книга неизбежно несет сюжетные потери при киноадаптации, но все же...
Или такого меланхолично-печального великана по имени Тур Тур, и тоже - грустной историей? Ведь в большинстве сказок и легенд их изображают совсем другими, но только не Михаэль Энде.
А кулинарные рецепты от императорского двора Мандалы, где монарх тоскует по пропавшей дочери-принцессе? Такие блюда даже в теории представить сложно, хотя «ингредиенты» сплошь знакомые, пусть и не всегда аппетитные. Да и многие жители этой страны обращают на себя внимание, скажем так, своими внешними данными.
Что уж говорить о крошечном Горноземье, мгновенно покоряющем зрителя своей живописностью, игрушечностью и домашним уютом! Под стать, наверное, одному из самых маленьких сказочных королевств его немногочисленные подданные во главе с королем Альфонсом, уже один титул которого - Без-Четверти-Двеннадцатый - заставляет улыбнуться. Ну а когда знакомишься с ним ближе, эмоций от него уже значительно больше и очень разных - от смеха до раздражения и даже гнева. Отличная работа актера Уве Оксенкнехта! В своего героя он намешал и важности, и чванливости и добродушия, и комизма, и даже немножко глупости, которая, как ни странно, только добавляет ему обаяния. Примерно такие же чувства вызывает и его поданный, он же советник, - Эрмель в исполнении Кристофа Марии Хербста. Кроме них, есть очень милая фрау Ваас, сыгранная Аннетой Фрир.
За еще один чудесно выписанный персонаж - паровоз Эмму, играющий в сюжете основную роль, надо сказать спасибо в первую очередь художникам, настолько удачно и красиво они его прорисовали. А с не менее удачной озвучкой Эмму чувствуешь и ощущаешь живым существом при первом ее появлении в кадре. Причем настолько, что управляющей ей машинист Лукас (к слову, отлично сыгранный Хеннингом Баумом), выглядит скорее ее другом и напарником, чем хозяином.
Нет никаких вопросов в фильме и к детским ролям. Юный Соломон Гордон очень убедителен в главной роли - Джима Пуговки: живой, энергичный, любознательный и озорной мальчуган. По ходу фильма Джим учится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, не терять присутствия даже в самых сложных ситуациях, заряжая своим оптимизмом и жизнелюбием как сверстников, так и взрослых. Все это Гордон играет удивительно просто и раскрепощенно, особенно если вспомнить, что роль Лукаса - его дебют в кино. Да и со своим главным экранным партнером Баумом быстро нашел общий язык. Так что будет очень интересно последить за его дальнейшей карьерой: при удачном подборе проектов перспективы Соломона кажутся весьма неплохими, актерскими задатками он точно не обделен.
Из других юных талантов в фильме обращает на себя внимание очаровательный Пинг Понг, сыгранный Иденом Гофом - еще один удавшийся дебют в кино! Ну и Лиэнн Эсперансат, конечно, хорошо справившаяся с ролью принцессы ЛиСи, пусть даже за весьма скромное по хронометражу время в кадре, отведенное ее героине. И тоже первая роль в кино! Хочется верить, что благодаря интуиции и режиссерскому чутью Ганзеля мы в будущем получим трех как минимум хороших актеров.
Возвращаясь же ко взрослым ролям, безусловно, надо упомянуть еще легендарную Ширли МакЛейн («Детский час», «Язык нежности», принесший ей «Оскар», «Гамбит», «Невероятная жизнь Уолтера Митти» и многие-многие другие), озвучившую дракониху - Миссис Скалозуб.
Итог: экранизации «Бесконечной истории» сорокапятилетней давности фильм Ганзеля не проиграл ни в чем. Благодаря этому у нас теперь как минимум две очень хорошие киноадаптации Михаэля Энде. И хочется верить, что не последние, так как его оригинальные сюжеты и герои - благодарный материал как для полного метра, так и для телевидения. ------ Когда хочется сказки ------ Был в Германии такой детский писатель - Михаэль Энде. В 1960 году он выпустил один из самых известных своих приключенческих романов - книгу про афроамериканского мальчика Джима и его большого друга машиниста Лукаса, которые вместе с (живым? волшебным?) паровозиком Эммой отправляются на поиски приключений.
У книги есть несколько мультипликационных экранизаций, но вот полнометражки до сих пор никто не делал. А герр Деннис Ганзель взял и снял. И вроде как снял достоверно первоисточнику, хотя точно я судить не могу, так как этот самый первоисточник и в руках-то никогда не держал. И если не знать, насколько странной выглядит история в книге, то фантасмагориям фильма можно изрядно удивиться.
Вкратце, есть где-то в океане страна Медландия, состоящая из крошечного острова, на котором живут четыре человека и паровоз Эмма. Однажды им приходит посылка, в посылке - младенец. Они все вместе начинают его воспитывать, парень растёт сорванцом и мечтает стать машинистом как Лукас. Вскоре король Медландии решает, что места в государстве стало слишком мало, потому приказывает избавиться от Эммы. Лукас заступается за свою родную паровозиху (?) и решает уплыть вместе с ней далеко-далеко. За ними увязывается малыш Джим и начинаются всякие приключения - поиски принцессы, драконы, всякие великаны и прочая фэнтезийная штука.
История может похвастаться масштабом, а вот фильм получился весьма камерным, вероятно из-за бюджетных ограничений. В то же время некоей душевной теплоты он преисполнен в достаточном количестве, чтобы прочувствовать ребяческий авантюрный дух загадочного приключения при просмотре. Технические проблемы, конечно, налицо - полупрофессиональный каст, балансирующий на грани банального отыгрыша, средний уровень CGI, что, в целом, можно оправдать малобюджетностью, ну и некие сценарные издержки, не дающие фильму как следует раскрыться - хронометраж хотя бы в два часа дал бы свои плоды в плане развития персонажей и их мотивации.
Но это всё снобизм, потому что лента для младшей целевой аудитории, и видно, что сделана она в этом плане добротно и с душой. Посмотрев этот фильм лет десять назад, я, вероятно, остался бы под сильным впечатлением. Но и сейчас, в целом, получил от картины то, что ожидал. Милая сказка для любого возраста, фантастическая, красивая, местами увлекательная. К тому же временами на поверхность выглядывают серьёзные темы, которые редко затрагивают в подобного рода произведениях, что определённо ещё один плюс. А если учесть, что полнометражные детские сказки выходят на большие экраны довольно редко, эту работу немецких ремесленников можно даже порекомендовать как одну из самых крепких. ------ В фильме много философских тем ------ Страна-производитель этого фильма - Германия - и если это сказка, то обязательно нравоучительная и нестрашная. Самое интересное, Германия уже славилась своими сказками, произведёнными на студии ДЕФА в ГДР. Тогда эти сказки смотрели все социалистические страны, и особенно сказки студии ДЕФА любили советские дети. Слоган фильма - «Приключение начинается...» - раскрывает весь сюжет фильма. Приключения представлены пошаговой историей чернокожего мальчика Джима Пуговки и белого, взрослого машиниста Лукаса. Фильм лёгкий, но он поднимает слишком недетские (скорее философские) темы.
В этом фильме поднимаются слишком философские темы. Так например, современные дети должны помнить о каких-то королях, и что они ещё бывают глуповатыми (это в мире кабельных каналов качества Full HD и фильмов-комиксов). В фильме есть отсылка к китайской культуре, и высмеиванием её дворцовых церемониалов. В этом фильме есть немного из фэнтези (это драконы). В фильме поднимается тема «европейской бездетности»: европейцы слишком хорошо живут, что им некогда рожать детей (хотя они всех малышей любят независимо от их цвета кожи). Поднимается в фильме тема «одиночество человека в мире». Эти темы очень сложные и их политкорректно обыгрывают в фильме.
В фильме восхваляется качество немецкой техники. Немецкий поезд-вездеход никогда не ломается и ему везде можно проехать. Немецкая культура, когда детям улыбаются, а за глаза считают лишними, проявляется во всей красе. Раз приключение начинается, то оно и хорошо заканчивается. Ведь это сказка. В фильме показывается европейская толерантность к людям другой кожи, другой культуры. Вообще это сказка о современных проблемах европейцев, но только обыграно мягко для детей возраста 6+.
Этот фильм классический аналог сказок студии ДЕФА. В них есть всё и мораль, и острые проблемы реального мира, и дружба, и глупый король, и драконы, и, самое главное, что всё хорошо заканчивается. В этом фильме нет мам, есть добрая тётушка и безудержно рыдающий папа. Маленькие дети в Германии уже в 2018 году постоянно сталкиваются с детьми иммигрантов, которые тоже любят шалить, играть и читать сказки о себе подобных. ------ Любимая сказка детства ожила ------ Мой первый отзыв на Кинопоиске. Пишу его про фильм, незаслуженно обделённый вниманием.
Сказку «Джим Пуговка и машинист Лукас» я помню очень хорошо. Одна из моих любимых сказок детства, читанная-перечитанная много раз. Помню, я даже писал письмо Джиму и Лукасу, надеясь, что в этот раз почтальон ничего не напутает.
Думаю, учитывая вышесказанное, легко понять высокий уровень моих ожиданий к фильму. И скажу не затягивая - ожидания полностью оправдались.
Авторы фильма очень бережно отнеслись к материалу. Не опошлили, не осовременили его, как это часто бывает нынче с киноадаптациями. Да, заменили пару имён в каких-то своих целях, но я могу это принять, потому что главное осталось: умильная серьёзность господина Пиджакера, Лукас, скручивающий лом в бараний рог, услужливый малыш Пинг-Понг и самое главное - атмосфера искренней доброты, которой пронизан мир Джима Пуговки. Атмосфера настолько старательно переданная, что иной раз на глаза наворачивались слёзы ностальгии - ведь это именно то, как я представлял себе события в книге!..
Была и вторая книга про Джима, где пробуждается Золотой Дракон, где друзья знакомятся поближе с Чёртовой дюжиной и где Джим наконец узнаёт, откуда он родом. Учитывая крайне низкие сборы фильма, увы, вряд ли можно рассчитывать, что продолжение будет снято. Но первый фильм не был оборван клиффхэнгером, как это часто делают, он - самостоятельная, завершённая история.
И я советую вам сводить детей на этот фильм, неважно, читали они книгу или нет - надеюсь, им понравится добрая, чистая сказка. А если у вас детей нет - сходите сами, ребёнок, что всё ещё живёт в вас, скажет вам спасибо.
В фильме это не показано, но в одноимённой книге (1960) Джим отказывается учиться читать и писать. Так было в жизни самого автора Михаэля Энде (1929-1995), которого когда-то пытались научить грамоте при нацистском режиме.
|
Отзывы о фильме Джим Пуговка и машинист Лукас