Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Основанная на документальных материалах картина Сергея Лозницы под названием Донбасс / Donbass рассказывает о событиях на востоке Украины. Герои вынуждены жить в условиях распада власти и семейных уз. Это цепочка из 13 перетекающих из одного в другой эпизодов, фактически воссоздающих в игровом кино истории, произошедшие на Востоке Украины. За основу сценария Лозница взял документальные материалы из любительских роликов на YouTube, снятые на территории ДНР в 2014—15 годах.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.673 (1579)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.00 (1598)
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2018
Название фильма: Донбасс
Режиссеры: Сергей Лозница
Актерский состав: Сергей Колесов, Георгий Делиев, Вадим Дубовский, Торстен Мертен, Борис Каморзин, Константин Итунин, Наталья Бузько, Светлана Колесова, Валериу Андрюцэ, Евгений Чистяков
Продолжительность фильма: 110 мин. / 01:50
Производство: Украина, Нидерланды, Германия, Франция, Румыния
Студия: Arthouse Traffic, Graniet Film BV, JBA Productions, Ma.ja.de. Fiction, Wild at Art
Сценарий: Сергей Лозница
Продюсер: Жак Биду, Мария Шустова, Хайно Декерт
Оператор: Олег Муту
Художник: Кирилл Шувалов, Дорота Рокепло
Монтаж: Даниэлиус Коканаускис
Затраты на съемки фильма: €2 500 000
Премьера в мире: 9 мая 2018
Зарисовки почти с натуры ------ Те, кто художественному кино предпочитает постановочные сюжеты «новостийных журналистов», могут и не читать рецензии. Могут и не смотреть фильм. Могут и не размышлять над проблемой, принимая за «чистую монету» то, что преподносят иные авторы.
Те же, кто пытается самостоятельно разобраться в сложной ситуации, сложившейся в отношениях между некогда братскими народами, будут искать самые разные материалы в виртуальном пространстве, которые включают в себя сводки с фронта от разных новостных агентств (по обе стороны линии разграничения), реальные видео и фото очевидцев, снятые на мобильные телефоны, посты в социальных сетях, и прочее... И кто-то даже посмотрит работу режиссера-документалиста, замахнувшегося на художественный жанр, Сергея Лозницы.
Поскольку режиссер - дока в документальном кино, то и свою работу над этим фильмом он пытался представить в подобной манере. И в этом изюминка «Донбасса». Хотя избежать некоторых ошибок автору все же не удалось. Под ошибками я имею ввиду слишком узкий срез историй и персонажей. Фильму явно не хватило разнообразия сюжетов, которые автор черпал из реальной жизни. А реальная жизнь всегда более разнообразна, чем то, что может войти в фильм, который зачастую ограничен временными рамками. А возможно, и финансами.
Разбирая же данный фильм, следует отдать должное создателям, которые, взяв за основу подлинные истории, облекли их в художественную оболочку, практически не меняя сути. А так иногда хотелось увидеть продолжение, услышать пояснения. Но нет, каждая из 13-ти историй появляется перед зрителем как-бы из ниоткуда и также в никуда уходит. Без комментариев. Без ремарок. Оставляя после себя лишь атмосферный шлейф послевкусия.
Для меня это послевкусие - ассоциация со зверинцем, с чем-то таким, чего не может принять мое сознание. Я с детства не люблю зоопарки, особенно передвижные. В них всегда какая-то безысходность. На всю жизнь в моей памяти запечатлелись грустные глаза животных, заточенных в малогабаритные клетки с устойчивым запахом урины, который ощущаешь за несколько десятков метров от зверинца, однотипное метание от стенки к стенке запуганного «царя зверей», и торчащая из решетки лапка обезьянки, выпрашивающей у посетителей хоть что-то съедобное...
Но вернусь к фильму. Не сочтите за спойлер, в любом случае вы не узнаете из ниже следующего комментария, кто там убийца, но апогеем этого перфоменса и самой удачной находкой режиссера считаю сцену бракосочетания, где на фоне всех выделяется Наталья Бузько с её героиней.
В этой сцене шикарно всё - от самих брачующихся до их выбора носить совместную фамилию «Яишница», от речи ведущей церемонии до поздравлений гостей. А самый шикарный троллинг от режиссера - выбор актрисы на роль ведущей этой почти шутовской церемонии - Натальи Бузько.
Замечательная артистка, которая в голове каждого нормального человека неизбежно ассоциируется в первую очередь с «Маски-шоу», а значит со смехом и вторым слоем, имеющимся у любого порядочного комика, и этот слой подчас важнее того, что лежит на поверхности.
Спасибо Наталье Бузько и Сергею Лознице именно за эту сцену. Потому что ею сказано всё о «народных республиках».
Тем же, кто критикует фильм не по художественным качествам, а по политическим, скажу одно: снимите свое кино на эту тему. Если у вас есть что сказать. ------ Зарисовки почти с натуры ------ Трагикомедия, обязательная к просмотру. Визуальный pop-up государственных стремлений напоказ всему миру.
Кино рассказывает о катастрофе, сравнимой с блокадой Ленинграда. Невероятен факт подобной жизни в Европе в 2019 году. Фильмом показана ничейная, ненужная земля - зона отчуждения здравого смысла, где потеряны нравственные ориентиры.
Один из сильнейших документальных режиссёров в постсоветском пространстве обращается к художественному жанру, желая донести беспристрастные факты до своих людей и европейских соседей. Камера, взмывая и фиксируясь, в верхней угловой точке сцены в конце фильма, подчёркивает меланхоличный нейтралитет, который режиссёр старается в рассказе соблюдать, несмотря на то, что речь идёт о преступлениях.
Некоторая ненатуральность актёрской игры в массовых сценах размывает границу между документальным и игровым фильмом, натурализуя происходящее: изображаемая актёром ложь оттеняется людьми, от которых не требуется ничего изображать, ведь они знают, что в данный момент съёмки им лгут, поэтому на их лицах застывает потерянное неловкое недоумение, недоверчивость.
Контраст малой узнаваемости актёров с их резкими, пронзительными персонажами погружает в фильм крепко, позволяя верить. ------ Это Донбасс, детка. Типичный Донбасс. ------ Донбасс - это не для всех. Это касается как фильма, так и региона в целом. Увидев высоченные рейтинги картины на Томато, а после награды Каннского фестиваля, вопрос о просмотре нового творения Сергея Лозницы даже не стоял. Мы собрались компанией и отправились субботним вечером на просмотр (как нам казалось) черной комедии, высмеивавшей нынешнее упадническое состояние некогда одного из самых прогрессирующих регионов Украины.
Сюжет
В фильме отсутствует целостный сюжет, а показывается тринадцать отдельных историй людей или групп людей, которых ничего не объединяет, кроме как место действия событий - Донецк, пригород и область. Часть историй не выдумана и в точности показывает то, что было на YouTube (конечно, с доработками самих авторов). Часть - выдумка и художественные идеи сценаристов и авторов.
Какие-то истории высмеивают события и играют на эмоциях слепых людей, какие-то показывают ужасное состояние отношение к тем, кто попал под молот и наковальню текущей войны. Какие-то показывают алчность, жестокость, бандитизм и полное отсутствие человечности. А кое-какие вгоняют в ступор, напоминая психоделику (это история про свадьбу).
«Донбасс» - это в меньшей степени черная комедия, а в большей - арт-хаус и гротеск.
Атмосфера
Фильм давит атмосферой и делает это постоянно. В некоторых моментах чувствуешь негодование, в некоторых смеешься с происходящего на экране, понимая, что там именно так, а кое-где тебе противно смотреть. Просто противно до отвращения. Но в тоже время все это погружает тебя внутрь - в серую жизнь, в бедность, в алчность, в безрассудство, в человеческий страх и жадобу. Практически все время мне было некомфортно, неуютно и попросту гадко смотреть. Я чувствовал напряжение людей в автобусе, когда «ополченец» просил «чего-то в супчик». Я бывал в таких «автобусах» и знаю эту тишину.
Итог
Знаете, я все это видел собственными глазами. Чего-то в меньшей мере, чего-то в большей, что-то сам ощутил на своей шкуре. «Донбасс» показывает изъяны нашего общества, пытаясь максимально приблизиться к событиям, проходящим на территории Донецкой и Луганской областей. Но он снимался, в первую очередь, для западных глаз, немногим напоминая фильм «Русский дятел» - для европейского зрителя эти кадры являются шоком. Для нас - это привычно и буднично. И это самое грустное.
Возможно, это гениально. А может быть - нет. Понять я этого так и не смог, поэтому оставлю фильм без оценки.
«А мы шо, на велосипедах должны ездить? Тебя от фашистов защищать!» ------ Это Донбасс, детка. Типичный Донбасс. ------ «Донбасс» - противоречивый, спорный и тяжелый фильм о войне, безнравственности и пустоте, в которую автор погружает зрителя на протяжении почти всего двухчасового повествования.
Режиссер Сергей Лозница хорошо знаком поклонникам авторского и документального кино. За его плечами такие картины, как «Кроткая», «В тумане», «Блокада» и другие. Он неоднократно номинировался и получал награды на всевозможных европейских кинофестивалях, включая фильм «Донбасс», за который Сергей Лозница получил Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру.
Основная сюжетная линия у «Донбасса» отсутствует, поэтому фильм больше воспринимается в рамках киноальманаха с определенным количеством короткометражных историй, в которых используются новые герои и разные локации. Они ничем не связаны и не являются частью чего-то одного, если не считать, что все события происходят на территории окруженной войной (или, как утверждает автор, на оккупированной территории). Практически все истории снимаются одним кадром, что придает некое ощущение реального присутствия в местах, где происходят те или иные события.
Сразу стоит отметить, что в фильме присутствует агрессивная проукраинская направленность, поэтому все ополченцы, городские жители и местные чиновники выглядят не в самом лучшем свете. Режиссер в очень жесткой форме проходит по многим представителям тех или иных профессий и специальностей. Здесь вас ждет проворовавшийся чиновник со своими дружками, которые обворовывают простой народ, оставляя у себя большую часть гуманитарной помощи. Вы познакомитесь с ополченцами, которые в буквальном смысле занимаются рэкетом, бандитизмом и похищениями людей. Зритель станет свидетелем, как местная власть подстраивает массовые убийства своих же граждан, чтобы потом на камеры журналистам говорить о жестокости украинской армии. Но самое противное коснется самих граждан Донбасса, которые представлены в образе тупых и агрессивных животных, которые готовы только рвать, кричать и сквернословить.
С одной стороны автор раскрывает все ужасы войны, тем самым намекая на бессмысленность всего происходящего, которая отчетливо прослеживается в большой сцене подвальной экскурсии, где мирные жители живут просто в нечеловеческих условиях. Смотреть на это действительно тяжело и страшно, но когда в кадре появляются маленькие дети и старики, становится уже просто невыносимо. Но с другой стороны режиссер преследует конкретную цель - дискредитировать ДНР и всех к этому причастных.
Конечно, любой разумный человек понимает, что при любом режиме всегда есть как хорошие люди, так и плохие, Но в фильме «Донбасс» хороших нет и в помине, если не считать нищих и голодных детей, зато есть одна чернота, грязь, насилие и смерть.
Разумеется, в фильме упоминается и об участии в военных действиях на территории Донбасса российских войск, но режиссер это делает очень деликатно и осторожно, словно не желая ссориться с большим братом, чтобы продолжить работать с российскими кинокомпаниями. В кадре мы видим «зеленых человечков», но кто они такие и откуда пришли, автор открыто не говорит.
В любом случае картина полна ненависти и презрения ко всем, кто борется за независимость и свободу ДНР. К фильму можно относиться по-разному, но с технической стороны он, конечно, снят хорошо, и вся визуальная часть выполнена в лучших традициях авторского кино. Актеры сделали все возможное, чтобы их героев можно было ненавидеть лютой ненавистью, поэтому в актерском плане все выполнено на отлично.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что фильм является ярким примером качественной пропаганды для определенных целей (в частности, для европейской части населения). Смотреть это кино или нет, вопрос неоднозначный, но в любом случае у фильма будут и ярые противники, и такие же поклонники, которые всячески поддержат режиссёра, поэтому выбор за вами. ------ Это Донбасс, детка. Типичный Донбасс. ------ Сергей Лозница стал очень плодовит в последнее время: начиная с 2010-го года, у него выходит как минимум один фильм в год. Самое главное - такой плотный график нисколько не сказывается на качестве выпускаемых картин. В этом году нас ожидает аж три фильма - «Донбасс», «Процесс» и «День Победы». Первый из них - он же единственный из трех художественный, остальные - документальные - добрался до широкого проката, и будет представлен аж в двадцати странах мира. Премьера фильма состоялась в рамках Каннского кинофестиваля, где Лозницу любят, в программе «Особый взгляд», где кино чествовали призом за лучшую режиссерскую работу.
Четвертый художественный фильм Сергея Лозницы представляет собой 13 небольших историй, которые плавно сменяют друг друга и связанных между собой местом действия, которым является, как понятно из названия, Донбасс, а конкретнее - Новороссия.
Кроме нетривиальной структуры сюжета, фильм может похвастаться хорошей операторская работой, которую выполнил Олег Муту ('Смерть господина Лазареску», «Милый Ханс, дорогой Петр»). Но самое примечательное - режиссура Лозницы. Его режиссерское мастерство достигло своего апогея, а фильм является квинтэссенцией всего его творчества: тут вам и гиперпобализация персонажей, и абсурд, и тема прибытия поезда. Неудивительно, что этот фильм отправили на соискание премии Оскар от Украины, а сам режиссер рассчитывает попасть в девятку претендентов, ведь в классическом, голливудском, понимании режиссерского ремесла, а именно работа с актерами, Лозница справился великолепно. Из каждого персонажа искрится жизнь.
Свой талант постановщик использует для того, чтобы показать абсурдность жизни на оккупированной территории Украины, но освещает он её однобоко. Режиссер все же лукавит заявляя, что весь фильм он находится в отстранении, и лишь в конце дает оценку происходящему. Вся картина подана под определенным углом и с конкретной точки зрения, и очень жаль, что как не крутись, как не вглядывайся в глубь (а заглянуть есть куда, и я вам советую), на поверхности тебя всё равно будет бить в лоб пропагандистская, политическая мораль. И в этом плане с фильмом тяжело, ведь исполнение вызывает восторг. Но на то это и художественный фильм, где автор волен выражать любую свою позицию, не так ли?
|
Отзывы о фильме Донбасс