Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Страховой агент Макс расследует исчезновение Артура. Задание приводит его в странную гостиницу, предназначенную специально для самоубийц.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.267 (218)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.40 (238)
Разделы: Фильм, Детектив, Драма
Год выхода: 2019
Название фильма: Отель для самоубийц
Иностранное название ленты: Selvmordsturisten
Режиссеры: Йонас Александр Арнбю
Актерский состав: Николай Костер-Вальдау, Йоханна Вокалек, Кая Уилкинс, Андерс Мосслинг, Роберт Арамайо, Ян Бейвут, Соня Рихтер, Тува Новотны, Кейт Эшфилд, Педер Томас Педерсен
Продолжительность фильма: 90 мин. / 01:30
Производство: Дания, Германия, Норвегия
Сценарий: Расмус Бирч
Продюсер: Миккел Йерсин, Катрин Пор, Ева Якобсен
Оператор: Нильс Тастум
Композитор: Миккел Хесс
Художник: Мерете Бострём, Симона Грау, Сабина Энгелберг
Монтаж: Йоргос Мавропсаридис
Сборы в мире: $3 955
Премьера в мире: 3 октября 2019
Смысл есть ------ Не могу сказать, что являюсь фанатом этого актёра, но признаюсь фильм начал смотреть именно из-за него. Николая Костер-Вальдау конечно же после ошеломительного успеха «Игры Престолов» можно смело отнести к кассовым актёрам. И подкупает именно то, что он действительно качественно работает даже в таких средних, по моему мнению, фильмах как этот. Сразу же чувствуется не голливудский почерк картины, триллеры европейцы снимают по особенному. Тут мрачноватые серые тона, интерьеры квартир, ресторанов и отеля практически в одном стиле, смесь хай-тэка с минимализмом. Создаётся впечатление что всё снимали в одном павильоне. И даже норвежскую или датскую пристань, бурную реку, и горы Скандинавии скорее всего снимали во второй половине дня, либо в пасмурный день, что бы не было солнечного света, и соответственно ощущения яркости картины.
Фильм подкупил актуальностью темы. Сегодня в мире по статистике очень много случаев самоубийств. Самое интересное, что в процентном соотношении количество людей, которые решают свести счёты с жизнью в развитых странах намного выше, чем в странах, где качество уровня жизни намного ниже. Многие замечают, что в странах, где преобладает религия ислам суицида намного меньше. Вот для сравнения в например в Норвегии 10,4 процента всех смертей, а в Пакистане 3,1 процента. Самоубийство противоречит многим религиозным постулатам, так же как однополые отношения, или например убийство человека. Но про убийства и про однополые отношения снято много фильмов, а вот про тему самоубийств по пальцам пересчитать. И мне показалось, что если хоть чисто по сценарию, тут была попытка показать любовь к жизни, и сомнения главного героя поквитаться с жизнью, то где-то в глубине чувствуется, что данные отели имеют место быть и могут быть узаконены, как пристань для реальных людей и их «оправданного» желания. Были споры узаконить публичные дома, были споры относительности законности однополых браков.
Самоубийство - это явление, имеющее место быть везде и это явление не исчезает, а к сожалению растёт. И мне понравилась сама попытка режиссёра затронуть эту тему. Представить этот отель, как законный объект, обслуживающий данное явление. Если зритель это представил, то у режиссёра это получилось, а раз идея была донесена, то наверное можно сказать, что фильм со смыслом. Фильм стоит посмотреть, вдохнуть полной грудью, посмотреть вокруг, и продолжать жить с желанием жить. ------ Мы когда-то умрём. Мы когда-то всегда умираем ------ - Вы когда умрете? - Это никому не известно и никого не касается. - Ну да, неизвестно, подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате. - Девять месяцев, и двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит... ... Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?
«Мастер и Маргарита», 2005, реж. В. Бортко
Воланд у М. А. Булгакова с лёгкостью пророчил судьбу и продолжительность века любому желающему. Будь то председатель правления МАССОЛИТа или обычный заведующий буфетом Варьете. И это понятно Воланд он на то и Воланд, чтобы творить подобные прогнозы. А вот большинству из ныне здравствующих срок отмеренного судьбой праздного шатания по жизни, неизвестен. Год? Десять лет? Пятьдесят? Но ведь всё может произойти так же как и с продвинутым Михаилом Александровичем Берлиозом. В одночасье. Подскользнулся на масле и, под трамвайное колесо в аккурат. Чик, головы как не бывало. Вот ведь незадача.
Все стремления, все потуги, все планы «коту под хвост». Чья-то злая ирония. Усмешка.
В центре сюжета скандинаво-германской ленты «Отель для самоубийц» страховой агент Макс. Чья-то смерть это страховой случай для него. Его хлеб. Его работа. Обыденность. Выплаты семье, детям, близким причитающегося «гонорара». Главное, соблюсти все правила, учесть все нюансы. Закон, во главу угла мерилом правоты поставить. Беседуя с женой пропавшего клиента, вдруг как-то нехорошо стало. Выпил воды и упал в обмороке тут же. Что такое? Не стар вовсе. Едва-едва полтинник разменял.
Когда минуты роковые настают, И волны черные до неба достают, В недобрый час, В недобрый час. Мы повторяем, как все люди на Руси: «Помилуй, Господи, нас грешных и спаси». В который раз, В который раз.
Депрессия наваливается. Паника одолевает. Разум съежившемся в страхе грецким орехом. Что делать, что делать, что делать? Как быть, как быть? Ухожу-ухожу-ухожу. Впереди состояние полного овоща? А может не дожидаться трагической развязки? Может быть в петлю? Может быть с камнем на дно? Самоубийство разве не лучший выход? Жену не мучить, подвести черту самостоятельно и решительно.
Хмарь настроения в тоске с проблесками бодрящейся улыбки на полтора часа. Холодная размеренность тягучими планами с вдавленным в кадр лицом. Вязкость в замедленности с затухающей жизнью из каждой сцены. Режиссёр намеренно водит нас по потаённым последним мгновениям ещё дышащего мыслью, но угасающего разума. «Шаг, остановка. Другой, остановка». Созерцательность и застывание правят бал...
А между тем, драма плавно перетекает в детектив. Есть оказывается где-то в отдалении, в горах, некий отель эвтаназии. «Аврора» имя ему (Аврора, между прочем - это богиня утренней зари в римской мифологии). Там «кончают людей» в соответствии с их последней волей. Так что? Не махнуть ли? Всё лучше удавки на шею...
Чего здесь больше? Реальности живописного полотна в контрактном обязательстве сторон или разрастающейся в голове злокачественной опухоли? Где кончается очевидное и начинается болезнь? Одно переплетается с другим. Зрителю не поясняют что именно мы наблюдаем, позволяя выбрать направление потока мысли на своё усмотрение.
Уход из мира самоопределением основной посыл картины. Эвтаназия, размышлением. Нордическое кино на все сто процентов. Скупое на эмоцию, движение, всплеск.
Если «Во всё тяжкое»(2018) персонажу Джонни Деппа удалось обрести платформу под ногами в момент кризиса и «пришпорив лошадь» погнать её по кочкам и буеракам в галопе, Максу в «Отель для самоубийц» подобная мысль в голову не пришла. И каждый «пошёл» своим путём.
А ведь прав был Воланд у М. А. Булгакова - какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями? Впрочем у каждого свой выбор. Своя правда.
Кино на любителя подобных зрелищ. Медленно-заторможенное. Исключительно в чёрно-белых тонах. Но интересное. Интересное своей необычностью тоскливой хмари. Вне сомнения. ------ Пора уходить ------ Мне даже в мыслях сложно предположить, что должно случиться с человеком, чтобы он хотел добровольно лишить себя жизни. Это что-то вроде психического заболевания или глубокая депрессия, иначе как можно в трезвом рассудке взять и лишить себя удивительной возможности наблюдать за солнечным закатом, или ощущать приятное дуновение теплого весеннего ветра. Однако это оказалось лишь поверхностным суждением, потому что в некоторых случаях человеку необходима смерть... Теперь же рассмотрим вопрос с точки зрения главного героя нордической драмы-триллера «Отель для самоубийц».
Итак, прошу знакомиться: Макс и Ларке, семейная пара, чей огонек страсти давным-давно потух. Макс работает страховым агентом, но особого счастья это ему не приносит. Он просто делает свое дело и уже забыл, что такие простые жизненные радости. Поедание овощей на обед стало для него синонимом всей жизни. Не лучше дела обстоят и у Ларке, его жены. Она также устала от всего и непонятно, чего ждет. Вместе они могли бы быть еще долго, даже несмотря на всю печаль и апатию, но вдруг выясняется, что Макс смертельно болен.
Не желая продлевать мучения во всех смыслах слова дольше положенного, Макс решает отправиться в отел для самоубийц, где его гарантированно уведет на тот свет и пути назад не будет. Решение непростое, но наш герой на это соглашается и мы вместе с ним отправляемся в дорогу, где познаем немало откровений и поймем, что жизнь все-таки гораздо более сложна, чем большинство из нас считает.
Развитие событий здесь протекает медленно, но при этом фильм интересен и мне хотелось узнать, чем же все тут окончится. Мы узнаем всю подноготную Макса и его жены, и может они не самые приятные в мире люди, но на их примере мы видим целый букет проблем среднестатистических европейцев, которые и сами уже не знают толком, чего хотят. Так что Макс и Ларке - фактически лакмусовая бумажка современного общества, которое меня, если честно, все больше печалит.
Интересно, что роль Макса сыграл Николай Костер-Вальдау, которого я раньше видела в «Игре престолов». Ему по плечу героические роли, а тут он сыграл слегка апатичного, от всего усталого мужчину. Очень разительное преображение, заслуживающее уважения. Но все же он мог чуть больше постараться, чтобы показать истинную искорку, но образ таков, что ее нет, ну и да ладно. Все-таки актер должен играть самые разные роли.
Музыкальное сопровождение фильма местами настраивает на медитацию. Но тут нет вины композитор, потому что он подстраивал свою работу под режиссеру. Саундтрек создает атмосферу не хуже, чем игра актеров и находки Йонаса Арнбю, так что по крайней мере даже у самых требовательных зрителей не должно быть претензий хотя бы к этому аспекту фильма.
Как итог, «Отель для самоубийц» далеко не самое легкое зрелище. Оно полно метафор и аллюзий, но в этом самый сок. Поэтому если вам хочется посмотреть неспешное, но умное и заставляющее о многом задуматься кино, то «Отель для самоубийц» вполне может вам подойти. Но на особые улыбки и позитив, наверное, не рассчитывайте. ------ Пора уходить ------ Макс и Ларке - типичная европейская семья. Он - унылый страховой агент с импотентно обвисшими усами. Она - засушенная, обезжиренная дама с многочисленными (как у шарпея) морщинистыми складками в уголках губ. Супруги ведут увлекательную жизнь. Они задорно хрустят спаржей на завтрак, и запивают вкусняшку изысканным напитком густо - зелёного цвета. Я не совсем разобралась в том - что именно они пьют. Выглядит эта амброзия, как фреш из свежего навоза, или же, как смузи из прошлогоднего силоса. Инициатором этой чудной диеты была Ларке. Очевидно, что её идеалом мужчины является ручной козлик, или ещё какое - то парнокопытное. Всю первую половину фильма я ждала - когда же кормёжка окажет своё целебное действие, и Макс начнёт мычать? Хотя, я могла неправильно интерпретировать намерения Ларке. Возможно, она рассчитывала, что у Макса вырастет тучное, тугое вымя, и он полностью обеспечит семью экологически чистым, здоровым молоком, заряжённым положительной энергией. Кто знает?
Ожидания Ларке оказались напрасными, и вместо огромного вымени, у Макса выросла крохотная опухоль. В мозгу. Логично рассудив, что подобная жвачно - парнокопытная жизнь не имеет дальнейшего смысла, Макс решил убить себя. Несколько забавных попыток сделать это самостоятельно, успеха не принесли, и тогда, Макс решил воспользоваться услугами профессионалов. Пользуясь своим служебным положением (грязный коррупционер!) он получил информацию о чудном отеле, рекламным лозунгом которого служит оптимистичный слоган: Уходя - уходи! Отель работает по принципу стопроцентного КПД. Обратного хода нет. Одностороннее движение.
Как говорится - «срамота в глазах смотрящего», и там, где кто - то увидел глубокую философскую притчу о смысле жизни, или жёсткую экзистенциальную драму, я увидела злую сатиру, и тонкую издёвку над всеми современными трендами, над этим мусором, которым забита голова среднего европейца. Веганство, эвтаназия, цифровой аутизм, феминизм - режиссёр Арнбю, вдоволь поиздевавшийся над стереотипами в своём дебютном фильме «Когда звери мечтают» продолжает глумление в «Отеле для самоубийц». Арнбю снял тонкое, язвительное кино, упаковав основные идеи в обёртку то ли драмы, то ли детектива. Фильм не предполагает лобового истолкования, он тоньше и умнее, чем кажется на первый взгляд. Неторопливый темп повествования нарочитая эмоциональная обеднённость, монохромная манера съёмок - в кадре никогда не появляется солнце, все это - родовые пятна любого скандинавского фильма. Но это - всего лишь форма, а гораздо важнее содержание.
Макс решил убить себя - и что тут такого? Психологи говорят о том, что самоубийство - форма пассивно - агрессивного поведения и бла - бла... Дескать, вот убью я себя, и только тогда, когда я буду лежать в комфортном (и желательно дорогом) гробу, красивый и недоступный, вы сволочи поймёте - какого прекрасного, умного, и гениального человека вы потеряли! Режиссёр очень зло обыгрывает зависимость современного человека от чужого мнения и гаджетов (сцены неудачных самоубийств). Европеец должен всегда улыбаться - даже, когда у него рак. Вернее не так. Не «даже» а именно тогда, когда у него рак, он должен улыбаться особенно широко. Неважно, что у тебя в голове опухоль размером с арбуз, этикет никто не отменял! How are you? I m fine! Это невежливо - обрушивать на других свои проблемы, поэтому - у меня всё отлично, я собираюсь вышибить себе мозги. И конечно же, даже смерть абонента не может служить оправданием для того, чтобы не ответить на входящий звонок.
В конце фильма Арнбю включает что - то среднее между «Матрицей» (сцена, в которой Нео обнаруживает себя плавающим в питательном бульоне, и подключённым к системе запутанных шлангов) и старым, прекрасным фильмом «О, счастливчик» с молодым и наглым Макдауэллом главной роли. Зачем? А кто же его знает, что он хочет нам сказать? Стройте свои предположения, может быть угадаете.
Итог.
Необычное кино, предполагающее, что зритель совершит над собой усилие, и попробует разгадать заложенные в нём смыслы.
|
Отзывы о фильме Отель для самоубийц