Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Историческая лента «Союз спасения» погрузит зрителей в события, которые происходили в Российской империи в 1815-1817 годах. Тогда, после окончания Отечественной войны 1812 года и после завершения заграничных походов русской армии, молодые офицеры, которые своими глазами увидели, как устроены порядки в Европе, захотели внутренних изменений в своей стране. Однако власть не была готова пойти на эти изменения. И тогда молодые и прогрессивно настроенные дворяне стали организовывать тайные общества. Союз спасения стал одной из первых таких организаций.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.235 (63 390)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.90 (905)
Разделы: Фильм, Биография, Драма, Исторический
Год выхода: 2019
Название фильма: Союз Спасения
Режиссеры: Андрей Кравчук
Актерский состав: Павел Прилучный, Антон Шагин, Максим Матвеев, Иван Колесников, Леонид Бичевин, Александр Домогаров, Виталий Кищенко, Сергей Перегудов, Игорь Петренко, Иван Янковский
Продолжительность фильма: 136 мин. / 02:16
Производство: Россия
Студия: Первый канал, Дирекция Кино
Сценарий: Олег Маловичко, Никита Высоцкий
Продюсер: Михаэль Шлихт, Константин Эрнст, Анатолий Максимов
Оператор: Игорь Гринякин
Композитор: Дмитрий Емельянов
Художник: Сергей Агин, Екатерина Шапкайц, Олег Колодько
Монтаж: Илья Лебедев
Слоган: «Мы вышли. Нам не вернуться»
Затраты на съемки фильма: 800 000 000 руб.
Сборы в мире: $11 401 318
Сборы в России: $11 646 104
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в России: 26 декабря 2019, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
«Видишь там, на горе, возвышается крест. Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.» ------ «Союз Спасения», 2019. Режиссёр - Андрей Кравчук.
Наверняка, многие уже видели эту ленту. Фильм рассказывает о событиях, связанных с попыткой государственного переворота 1825 года. О чем хочется сказать.
Большинство декабристов в фильме представлены одержимыми, неопытными молодыми людьми, жаждущими крови во имя сомнительной идеи свободы и порочащими и без того шаткое положение самодержавия в России. При том, что основные положения оппозиции того времени заимствованы из трудов деятелей эпохи Просвещения Франции - Руссо, Вольтера, Робеспьера и др.
Павел Пестель - один из лидеров декабристского движения. В фильме он изображен обычным нервным казнокрадом. На деле же, Пестель - создатель проекта «Русская правда», где Россия - это республика, с парламентом, Конституцией, полной отменой крепостного права и передачей части земельного фонда крестьянам. Деньги - не только из казны, но и свои, он тратил на организацию восстания и вербовку новых сторонников для борьбы с самодержавием.
Сцены с Муравьевым-Апостолом сопровождались музыкой Бутусова «Прогулки по воде». Интересно, как долго это выбирали? Эта же музыка в сцене казни через повешение. Испанский стыд за все.
Женской темы, известной в народе как «жены декабристов», нет вообще. Но почему-то одну роль все-таки придумали - для Софьи Эрнст, конечно - Анна, невеста Муравьева-Апостола.
В те дни декабрьского восстания 1825 года в Петербурге была оттепель, снег таял и никак не мог лежать таким сибирским уверенным слоем, тем более сугробами. Этот известный факт запечатлен на картинах художников и в очерках современников. Это определяет ход событий, как и когда мы говорим про влияние морозов на Отечественную войну 1812 года с армией Наполеона.
И все бы ничего, но бюджет этого фильма - 980 млн руб.
Бесконечно прекрасно снят Петербург. Зимним и заснеженным для меня он выглядит еще красивее.
Превосходны костюмы и их идентичность той эпохе - на мои познания в истории моды. Отличная работа художника по костюмам.
А вообще - фильм красивый и много прекрасных актеров. Жаль только, что пропаганда и цель популяризации ленты у массового зрителя лишают картину истинного посыла исторических событий тех времен. ------ Восстание, изменившее Россию ------ Картина освещает драматические события, происходившие в Российской империи в декабре 1825 года, когда гвардейские полки вышли из подчинения и отказались присягать на верность императору Николаю I. В историю это событие вошло, как «Восстание декабристов». «Союз спасения» охватывает события сразу после окончания Отечественной войны и вплоть до казни революционеров.
Здесь хочется, прежде всего, высказать благодарность всем, кто принимал участие в создании данной картины - она получилась. Получилась именно такой, какой и должна быть - жёсткой, правдивой и, что самое главное, беспристрастной. Исторические события показаны предельно откровенно, подстать той эпохе, в которой они произошли. Сложно представить, сколько сил ушло на декорации и костюмы, но, надо отдать должное, облик Санкт-Петербурга, да и вообще, России начала XIX века воссоздан великолепно.
В фильме достаточно массовых батальных сцен, которым уделено много времени. Разгром неподвижно стоящих мятежных гвардейских полков, атака кавалерии, пушечная канонада, паника на городских улицах, кровь и безумие - снято практически безупречно и оставляет сильные впечатления. Всё это сопровождается динамичным звуковым сопровождением.
Вообще, качественное звуковое сопровождение хочется отметить отдельно, так как про данный аспект наши фильмоделы зачастую забывают или уделяют ему недостаточно времени. Здесь же над звуком поработали отменно, он не мешает и не отвлекает от происходящего, но грамотно дополняет картинку, усиливая драму и нагнетая атмосферу. Отдельное спасибо звукорежиссерам за финальный саундтрек «Прогулки по воде» от Наутилуса Помпилиуса - по моему, получилось в тему.
Актёрская игра вышла эмоциональной и запоминающейся. Главные действующие лица - молодые декабристы - тайно вынашивают свои планы, многих притягивает романтика революционных идей и желание свободы. На противоположной стороне - верная императору старая гвардия. Сомневающийся император. Жажда назревших перемен и преобразований в обществе против традиционных устоев, в этом духе противоречий и существовало государство Российское в то время. На мой взгляд, актёрский состав отработал отлично, чтобы передать именно эти настроения.
Что хочется сказать в итоге. Исторические драмы получаются у нас неплохо, это именно та жанровая ниша, которую нам необходимо занимать. Ибо про нашу историю хорошо снять можем только мы сами. Хотелось бы, чтобы подобные исторические фильмы появлялось в прокате почаще, это лучше, чем тупое копирование западных фильмов. «Союз спасения» стоит посмотреть для лучшего понимания нашей истории, событий тех лет, ведь эти события имели сильнейший резонанс в российском обществе и повлияли на судьбу становления нашего государства в дальнейшем. ------ Восстание, изменившее Россию ------ В целом полезный, познавательный фильмец, с красивой картинкой. Я давно недоумеваю почему при таком значительном количестве интересных событий в истории нашей страны режиссёры ограничиваются лишь узким кругом заезженных тем. Единственный фильм про декабристов был снят целых 55 лет назад. И тот фильм был прекрасен и актёрским составом, и сюжетом, и картинкой и музыкой.
Я с интересом пошёл на новый фильм в первый же день показа в кинотеатре. и не пожалел.
Плюсы
- фильм систематизирует знание о событии (исторический контекст, показаны все основные действующие лица, разъяснены мотивы восстания и причины его провала)
- картинка. Как жителю Санкт-Петербурга мне было интересно посмотреть на Сенатскую площадь того времени, красный Зимний, Исаакиевский в лесах
- понравилось как исполнили Николая 1, Пестеля, Рылеева, Милорадовича и главу сената
- интересный выбор музыкального сопровождения (русский рок в оркестровой обработке). Как минимум распознал Наутилус, Кино, Мумий тролля, Басту
- понравилось, что нет разделения на хороших и плохих, как на самом деле в истории обычно и бывает. И у декабристов и у Николая 1 своя правда. жизнь не чёрно-белая
Минусы
- игра некоторых ведущих актёров не убедительна. но, в целом, терпима
- немного суховат, не хватает эмоционального накала. местами кажется, что смотришь добротный костюмированный документальный фильм.
Итог: Буду рекомендовать к просмотру
7,5 из 10 ------ И третий блин - комом! ------ Эта авторская команда уже отметились двумя «историческими» блокбастерами «Адмирал» и «Викинг» - невнятными двухчасовыми трейлерами к несуществующим фильмам. Что-то подобное я ожидал увидеть и в их третьем совместном проекте, на этот раз посвящённый восстанию декабристов. Фильм, я смотреть не хотел, но пошёл, движимый личной заинтересованностью. Ведь в свою молодость (в 1975), я не только со всей страной широко отмечал годовщину тех декабрьских событий, но, даже самолично участвовал в школьной реконструкции по мотивам тех давних событий. Забегая вперёд скажу - фильм моих опасений не развеял, а даже усугубил, так и оставшись для меня непонятной заявкой на постановку не то боевика, не то комикса, не то исторической драмы. Хорошо, хотя бы смеха не вызвал!
Иногда бывает, что в литературе незначительный исторический случай становится основой для маленького рассказа или даже романа, но здесь мы наблюдаем обратное - огромный исторический пласт превращается в подобие наброска, невнятно мечущегося под пером авторов между кучей нагромождений в ущерб главному. Главное (на мой взгляд) в тех событиях - это, даже не сами события, а образы восставших, их судьбы, мировоззрение и то, почему они решились на столь неординарный по тем временам шаг - бросить вызов монархии. А что мы узнали о них в этом фильме - да ничего! Одинаковые с виду молодые люди чего-то себе там думали, да и придумали - выйти на площадь под крики «Даёшь царя Константина!». Даже мне, изучавшему те события, было трудно понять, что их привело к такому решению. Исторической реминисценции, предшествующей событиям, в фильме нет, а без неё никак не понять движущей силы восстания. Авторы оставили нам лишь одну зацепку - все хотели на царствие Николая, а декабристы - его старшего брата Константина. Но это стало не началом событий, а всего лишь поводом к выступлению. Заговор тлел задолго до декабря 1925, и у него было много причин, но в фильме вы этого не увидите, скатившись вместе с авторами к банальному дележу трона и к неким неясным намёкам о конституции. Так сужать историю конфликта негоже, тем более, если ты замахиваешься на историческое полотно.
Ну, хорошо, не влезала в фильм предыстория событий, но о героях-то можно было хотя бы что-то рассказать? Ан-нет! И герои не интересуют авторов - у одного вся предыстория уместилась во встречу с Наполеоном в годы детства, у другого в выбегающую вслед жену с ребёнком, у третьего вовсе не понятную девушку, предлагающею тому вернуться в музыкальный салон. Кто эти дети и девушки - вовсе не спрашивайте, видимо все они вкупе с героями стали лишь трамплинами для показа компьютерных возможностей и лихо нарисованных пушечных выстрелов. Как будто авторов интересовала только финальная сцена фильма, где все чётко и понятно - рвущиеся снаряды, сабли, кони, трупы. Но это же всего лишь финал фильма, а не сам фильм. Фильм без внятного сюжета, но с хорошей компьютерной работой, не фильм, а компьютерная игра. И компьютерные изыски не заслуга режиссёра, у режиссёра другая задача - рассказать историю. А её тут и нет.
В начале фильма всех героев подписали титрами - этот, мол, тот, этот - тот. Но, не дав героям больше никакой истории, уже через пять минут после титров все они сливаются в одну бесформенную массу высоких красавцев в одинаковых костюмах, истошно орущих одни и те же лозунги. К середине фильма ловишь себя на мысли, что вообще не понимаешь, кто из них кто и зачем N1 побежал туда, а N2 - обратно. Хоть опять начинай титры печатать под ними. Авторы в ущерб внятному сюжету решили охватить всех и сразу, введя в фильм бесконечное количество героев и отведя каждому не больше нескольких минут. Получилась форменная каша, за которой логику героев вообще не рассмотреть - кто-то куда-то побежал, кто-то выстрелил, кто-то за сердце схватился. В монументе это не важно, главное-масштаб. Видимо, на масштаб и нацелились авторы фильма. Компьютерная графика на высоте, но она же не может заменить сюжета.
Непонятны бесконечные отсылки в украинскую глубинку к Муравьёву-Апостолу (если, я, конечно, не ошибаюсь - не мудрено в таком калейдоскопе героев). Слишком много времени этому уделили, а оно совершенно никак не влияет на главный сюжет, разворачивающийся вдалеке. Авторам нужно было связать героя с сюжетом, и это надо было сделать, но не в ущерб основному действию, разворачивающемуся на берегах Невы. Оба этих сюжетных пласта не удалось вплести в один фильм, и получилось, что оба они существуют параллельно и совершенно отдельно, размывая и без того шаткую сюжетную конструкцию фильма.
К недостаткам стоит отнести и саундтрек фильма. Авторами двигала благая мысль, приблизить те далёкие события к современному зрителю, сделав упор на хиты недавних лет. К каждой из аранжированных по-новому композиций у меня нет претензий, но вот их уместность в том или ином месте фильма вызывает вопросы, граничащие с раздражением. У каждой из этих композиций (будь то Баста или Муми-Тролль) есть своя аура, привязка ко времени, исторический фон - и, право, не стоило мешать события декабристского восстания с недавним прошлым страны. Современного звучания это фильму не прибавило, а только отвлекало, делая тебя заложником не тех событий, которые развивались на экране, а личных переживаний, связанных с той или иной песней. Конечно, я понимаю авторов, желавших приблизить историю к нашему дню, постоянно апеллируя к вечной теме «власть-молодёжь-площадь», но идя на этот фильм мне было интересно увидеть ту историю, которая свершилась в 1825 году, и меньше всего хотелось каких-то аналогий.
Резюмируя могу сказать - авторы желали угодить всем, но не угодили никому. Конечно кино - не учебник истории, но взяв за основу конкретное историческое событие, необходимо было освятить его полно, не на комиксной основе, чтобы не оставалось «белых пятен» после его просмотра. Но этого у авторов и не получилось. Сюжета, практически, нет - лишь хаотичные зарисовки из разных мест в разные годы. Характеров нет, лишь абрисы главных героев. Да и с исторической точки зрения - фильм полный «ноль» - изучавшим историю тех событий - не интересно восполнять своими знаниями недочёты режиссёра (сами хотели бы что-то новое узнать). Ну а тем, кто не знал о тех событиях - я вовсе не завидую - сделать это по фильму будет крайне трудно, если вообще возможно. Получился очередной гибрид рекламного ролика и сокращённого сериала, где лишь «тени мечутся в грозу», сами не понимающие - как их сюда занесло. ------ Фокусы с бокалом или тема декабристов не раскрыта ------ Первый канал, Дирекция кино, новый блокбастер продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова, звёзды первой величины, бюджет в 12 миллионов долларов. Громкие слова, реклама по всем телевизорам страны и что же? Получился ли фильм?
На мой взгляд - скорее да, чем нет. Хотя... в некоторых моментах возникали прямые вопросы.
В прочем, обо всём по порядку.
- Одним из главных плюсов картины, является сочная, красивая картинка. За это хочется сказать спасибо оператору фильма Игорю Гринякину и цветоустановщикам.
- Второй главный плюс картины - это работа художников по костюмам. Экранная форма соответствует форме реальной. Костюмеры вдохновлялись картинами Джорджа Доу. Помните наверное парадные портреты героев 1812 года? В школьных учебниках? Таким образом, Эрнст, Максимов, Кравчук и прочие товарищи, создавшие предыдущий исторический «шедевр» (я о «Викинге»), избежали ошибок связанных с формой, деталями быта и другими вещами.
Но форма формой. А что с содержанием?
Перейдём к актёрам и заметим, что актёры тут в большинстве своём вызвали вопросы. Почти все попали в образы, кроме разве что Пестеля, ну Прилучный более похож на мажора, невротика, персонажа комичного, ну никак не декабриста, одного из организаторов декабристского мятежа. В этой роли, лучше сыграл Игорь Петренко, сыгравший майора Баранова. Хотя это моё личное мнение, мне показалось так, кому-то иначе.
Антон Шагин действительно талантливый актёр. Но он не сыграл Рылеева. Он сыграл Петрушу Верховенского. Те же слова, те же кривляния, та же интонация.
Это можно сказать и о Максиме Матвееве. Абсолютно невыразительная актёрская игра.
Остальные декабристы, мне не запомнились. Они серы до безобразия.
Но актёры старшего поколения спасают этот «блокбастер».
Милорадович, сыгранный Домогаровым, действительно заставляет вызывать сочувствие к себе. Я не переписываю, чью-то рецензию, это моё мнение, совпадающее со мнением многих. Человек пытавшийся предотвратить бунт и человек для которого порядок был превыше всего и который сразу признал Николая Павловича.
Гуськов в роли генерала Щербатова тоже убедителен.
Я бы отметил роли Артёма Ткаченко и Влада Ветрова в роли командира Черниговского полка.
Виталий Кищенко сыграл Александра I. Уставшего от власти и задумавшегося о вечном. В фильме даже есть намёк, на то, над чем будут спорить историки и не только. Я о том, действительно ли Александр Павлович устранился от короны и стал старцем Фёдором Кузьмичём.
Но... мне больше всего понравился великий князь Николай Павлович сыгранный Иваном Колесниковым. Он собран, он за порядок, он не соответствует навязанному образу Николая Палкина, который начал складываться ещё во времена его царствования. Пожалуй, нет более несчастного царя, которого не очень любили и во времена монархии и в советский период. На это конечно были свои причины. Я не сторонник Николая I, но он у меня вызвал больше сопереживания, чем эти интеллигентики-декабристы, которые не ясно чего хотели.
Кстати, о птицах. Почему не раскрыты декабристы? Где их воинские подвиги? Где их интеллектуальные плоды? Я про их идеологию.
Где «Конституция» Муравьёва? Где «Русская Правда» Пестеля? Где воззвание «К Русскому народу» Трубецкого?
Нельзя было уделить этому минут 5, хотя бы?
Почему, декабристы показаны, как стая тайных заговорщиков? Не декабристы, а кружок заговорщиков из романа «Бесы» Фёдора Михайловича Достоевского. Заговор ради заговора. И всё.
Да и название фильма малоудачное. «Союза спасения» в 1825 году не было. Как и «Союза благоденствия». Было Северное и Южное общество. И всё.
Но яркий минус фильма, что он создан как заказ. Заказ на тему протестов. Сам Анатолий Максимов сказал, что он был задуман ещё в 2012 году. После событий на Манежной. Это ли не говорит, о посыле фильма. О месседже, который должен дойти до каждого. Тема такая злободневная. К тому же в стране брожения в среде интеллигенции и учащейся молодёжи. Ну, надо же им, этим представителям «пятой колонны», показать, чем все игры в революцию заканчиваются. Напугать, так сказать. Смотри что 200 лет назад случилось! Ты крови хочешь?
Вывод хочу сделать следующий. «Союз спасения» в разы лучше «Викинга», предыдущего творения Первого канала и Дирекции кино. Но минусов в нём не меньше, хотя плюсы тоже есть. Например, мне понравилась музыка. «Прогулки по воде» в симфоническом звучании - это конечно неплохо.
Съёмки начались в Москве, в начале 2018 года. Фильм снимался в Санкт-Петербурге, Белгородской области и в Гатчине. ------ Для съёмок в Белгородской области возвели кинодеревню из 22 домов, храма, колодцев, ульев, навесов, мостов. После там был организован этнографический музей, так как кинокомпания «Дирекция кино» подарила постройки местной администрации. ------ Так как действие фильма происходит в начале XIX века, когда в моде были бакенбарды и усы, художникам по гриму пришлось изготовить сотни разных образцов, чтобы каждому актеру достался комплект подходящего цвета. ------ Золотые эполеты для мундиров изготавливались вручную. ------ В течение полутора лет весь производственный процесс фиксировался на 360-градусную камеру Samsung 360 Round. Это первый подобный опыт в российском кинематографе. ------ С помощью компьютерной графики воссоздан Санкт-Петербург первой трети XIX века: Исаакиевский собор стоит в лесах, потому что тогда он только строился, а Зимний дворец был бледно-терракотового цвета. ------ Для съёмок были изготовлены точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания. ------ Знамена мятежных полков в фильме в точности повторяют штандарты восставших. На создание одного полотна вручную уходило не меньше месяца. ------ Во время съемок кульминационной сцены на Сенатской площади в Санкт-Петербурге стоял мороз - температура воздуха опустилась до -24°C, которые ощущались как -30°C из-за высокой влажности, поэтому румяные щеки и покрасневшие от холода носы - это не грим. Актёры и массовка спасались термобельем и согревались в автотранспорте в перерывах между дублями.
|
Отзывы о фильме Союз Спасения