Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Музыкант на Манхэттене решает написать необычную книгу о странствующем человеке, который сталкивается с различными женщинами. Томная латиноамериканка напоминает ему возлюбленную из прошлого, а другая незнакомка кажется той, что посмела разбить сердце. Еще одна знакомая девушка пытается достучаться до сердца мечущегося искателя и помочь ему сбросить груз прошлых обид. Дочь осознает, что отец находится на распутье и пытается переосмыслить свои заботы, но переоценка приоритетов проходит болезненно, ухудшает психологического состояние больного мужчины и заставляет людей, находящихся вокруг него, принимать поворотные решения.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.504 (1 520)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.20 (1K)
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2020
Название фильма: Неизбранные дороги
Иностранное название ленты: The Roads Not Taken
Режиссеры: Салли Поттер
Актерский состав: Милена Чарнтке, Хавьер Бардем, Дмитрий Андреас, Катя Муллова-Брайнд, Сабина Камерон, Бранка Катич, Аарон Джошуа, Сальма Хайек, Эль Фаннинг, Дебора Уэстон
Продолжительность фильма: 85 мин. / 01:25
Производство: США, Испания, Великобритания, Польша, Швеция
Роли дублировали: Евгений Хазов, Юлия Горохова, Анастасия Лапина, Александр Груздев, Елена Шульман
Сценарий: Салли Поттер
Продюсер: Кристофер Шеппард, Джошуа Блум, Татьяна Беарс
Оператор: Робби Райан
Композитор: Салли Поттер
Художник: Карлос Конти, Линда Уилсон, Барбара Перес-Солеро
Монтаж: Салли Поттер, Джейсон Рэйтон, Эмили Орсини
Слоган: «One Man's Journey Into His Mind»
Сборы в США: $3 518
Сборы в мире: + $101 921 = $105 439
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: R
Премьера в мире: 26 февраля 2020
В 2013-м году режиссер Салли Поттер пережила невосполнимую утрату: ушел из жизни её младший брат - музыкант Ниr Поттер. Хотя, можно сказать, терять своего родственника она начала несколькими годами ранее: у Ниrа была острая форма возрастного слабоумия. Этот опыт режиссер перенесла на экран в «Неизбранные дороги». Драгоценное время, проведенное с Ником, очевидно, послужило вдохновением для героя по имени Лео - человека, запертого в ловушке своего разума. Увы, кажется, то ли монтаж подкачал, то ли сама идея передать запутанность мыслей подвела: фильм представляет собой не самую удобоваримую головоломку для просмотра. Если быть кратким, то Лео, находясь в неадекватном состоянии в наших днях, фантазирует, как бы изменилась его жизнь, избери он ранее другие пути: в одном варианте он остается в Мексике, в другом - пытается закончить свою рукопись и т. п.
Итак, Хавьер Бардем играет Лео - мужчину, который безразлично лежит в постели и повторяет ситуацию из «Море внутри». Ситуация, конечно, имеет больше общего с фильмами, в которых герои убегают от жестокого мира в альтернативную реальность - например, «Король-рыбак». Лео жил в США чуть более 30 лет, он разведен, а Эль Фаннинг играет дочь Лео. Дочь поставила собственную жизнь на паузу, чтобы поддерживать жизнь в Лео и эта тема также важна для «Неизбранных дорог».
Точную природу деменции Лео никогда не затрагивают на экране, но ясно, что он с ней давно смирился. Дочь пытается помогать отцу с рутинными делами, уверовав, что в его несвязанном бормотании скрыто нечто важное. Так оно и есть - это проблески параллельных реалий, перемежающихся с мучительными сценами текущего состояния Лео. На эти истории смотреть труднее всего: в них совсем нет воображения. Кажется, любой задумывался, как бы изменилась его жизнь, сделай он в свое время тот или иной судьбоносный выбор. В случае «Неизбранных дорог» подобное показали невероятно серо: депрессивный тон повествования никогда не разбавляется чем-то позитивным или счастливым.
Вообще разбить повествование на несколько отрезков является сомнительным решением. Это не позволяет сконцентрироваться на той или иной ипостаси Лео, особенно учитывая монтаж. Из-за этого сама реализация проекта становится всё более неясной. В целом в задумке нет ничего плохого, однако к каким-либо откровениям они приводят за 10 минут до конца и вряд ли этот вывод может назвать вдохновляющим и законченным. Скорее у «Неизбранных дорог» есть открытый конец, из-за чего все испытания, через которые прошли герои, становятся испытаниями ради испытаний, так как характер Лео не раскрывается ни в одной из историй, а дорожная карта его душевных терзаний так и остается покрытой мраком.
Любопытно, разве что сценарий фокусируется на внутренней стороне деменции, ан е на внешней. Деменция, независимо от её причины, определяется потерей самосознания. «Неизбранные дороги» работают, когда Бардем и Фаннинг находятся на экране вместе, когда девушка заботится о слабеющем отце. Несмотря на неубедительный кастинг (ну, не похожа Эль на дочь Хавьера!), всё же она обеспечивает достойную и откровенную актерскую игру. С другой стороны, Хавьер Бардем немного халтурит: он ходит с кислой миной, стонет и иногда творит абсурдные поступки.
У этой драмы в формате «мыльной оперы» куча проблем, поскольку тихий тон повествования не всегда допускает сильное выражение мыслей и эмоций. Ритм провисает, сцены о деменции слишком раздражают, а баланса между сюжетными линиями и фантазиями так и не удается найти. С другой стороны, вероятно, в этом и была задумка: «Неизбранные дороги» неочевидны и маршрут их неровный, впечатление от киноленты зависит, по большей части, от того можно ли во время просмотра отключить сознание совсем как герой фильма. ------ Слабоумие. Расщепление личности ------ Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен, Я, говорит, расстроен, Расчетверен. Распят! Ты, говорю, не воин, Ты, говорю, раздвоен, Распят и четвертован, Но ты - не из растяп.
Ментальное расстройство в основе полуторачасового сюжета. А что это такое? Деградация. Или попросту психическое заболевание с потерей себя как личности. Кто-то приходит к подобному рубежу слишком много «закладывая за воротник» или подсев основательно на наркотики. Кто-то в плен возрастному слабоумию попадает и итогом снижение функций интеллекта. Фокусировка на нежелательных мыслях ещё один капкан для ловли человека. Перегрузил голову «излишествами», она и «потекла» дав слабину - страхи, навязчивые действия расплатой, тревожность повышенная. Запер дверь или не запер? Выключил газ или нет? Оставил свет не погашенным? Неуравновешенность, перемена настроения ещё одним симптомом поездки на Канатчикову дачу... Думаете всё? Нет. Есть ещё и неврастения, шизофрения, сексуальные отклонения, стрессонеустойчивость... Впрочем, достаточно об этом. Перед нами конкретный, падающий в бездну субъект. Лео - 50 лет. Он у финишной черты. Загнал себя сам. Мыслями допёк.
Но знаешь?- этой ночью, к тебе придут враги: Я вижу их воочию, Я слышу их шаги... Ты слышишь? Не слышишь? Они ползут, шуршат... Они идут, как мыши, на твой душевный склад. И вскорости растащат, во мраке и в тиши Отколотые части твоей больной души.
Он то здесь, то не здесь. Он то с нами, то в грёзах тревожно-сладостных воспоминаний пике падения. Лица людей, события давно минувших дней, обрывки фраз, заострение воспалённого мозга на застреваниях своего опыта. Куцая кадровая круговерть режиссёрской мысли где зрителю предлагается многое додумать, домыслить самостоятельно. Возможно даже осуществив перенос в своё собственное я. В ошибки, в сокровенное погружаясь. Перебрасываемые мостки очагов пульсации с одной и той же значимой, но потерянной женщиной. Давным давно. И трагедия разлучившая, разведшая. С девушкой, чистой, улыбчивой лицом, дочь по возрасту олицетворяющей и появлением своим, подтолкнувшей к возврату из Греции...
- А что же будут делать они с моей душой? А что же будут делать, с разбитой, но большой? - Вторую часть - покрасят, а третью - разлинуют, Четвертую - заквасят, а пятую - раздуют, Шестую - подожгут, а сами убегут. Был человек не воин, был человек раздвоен, Был человек разрознен, а все, должно быть, врал.
Жена, вдруг появившаяся. Жена, пришедшая навестить. Жена, говорящая, что она стала успешной, в отличии от него (вот смех то...) Бывшая жена. Милая, приятная на вид. Но им ни разу «не озвученная» видением. Стало быть не значимая. Стало быть не ценная в походе собственного пути пяти десятков...
Перед нами «последнее прощай» слабеющего разума. То, с чем каждый живёт из нас. В себе. Возвращаясь раз от раза и перемалывая вновь и вновь. Стыдно, больно, тягостно. Но вот изменить уже, к сожалению, ничего нельзя. Почти. То, что и является достоянием личности. Каждым индивидуально. В накоплении. Отчасти, в сожалении. Это и есть те самые «Неизбранные дороги» о которых говорит режиссёр.
Прослышав о напасти, Мигать он начал чаще, И - сгреб он эти части, И ничего! - собрал. ------ «Ты помнишь моё имя?» ------ «Неизбранные Дороги» - это драматический фильм от режиссёра и сценариста Салли Поттер, показывающий один день из жизни человека по имени Лео, больного деменцией. Его дочь таскает его по врачам, заботится о нём и вообще единственная из всех терпеливо пытается понять, о чём он там еле слышно бормочет. А в его голове тем временем проносятся путанные воспоминания из прошлой жизни, кем он когда-то был и что потерял.
Выстраивание сопереживания к главному герою, увы, получается не до конца и то лишь к финалу, поскольку его историю чрезмерно коверкает рваный монтаж и невнятное повествование. По демонстрируемым поступкам и решениям Лео в прошлом выглядит не самым хорошим человеком, сочувствовать которому попросту не получается. Зато получается сочувствовать его дочери, которая в ущерб своей работы и личной жизни печётся о своём отце, хотя у неё есть свои причины этого не делать. Также, несмотря на яркую красивую картинку, уместную операторскую работу с «камерой из рук» и весьма атмосферный саундтрек (судя по титрам, Поттер куда лучшая композитор, нежели сценарист, правда), фильм довольно тоскливо и монотонно снят и заставляет скучать большую часть времени, поскольку эмоциональные моменты тут строятся в основном на периодических «слёзных» сценах, впрочем, весьма натурально исполненных главными актёрами. Плачут они много, но им веришь.
Кстати об актёрах. Тут хороши все: Хавьер Бардем, конечно, не открыл для себя новую роль (он уже снимался в подобном фильме «Море Внутри»), но отыграл натурально. Эль Фаннинг великолепна, и я не устану вручать ей неформальное звание лучшей молодой актрисы современности. Также отлично вписалась Сэлма Хайек со своей эпизодической, но важной ролью. Каким бы скомканным ни был по итогу сюжет, актёрский ансамбль, можно сказать, вытянул его из пучины уныния.
Фильмы о больных людях, очевидно, являются злободневными всегда, и интолерантность и жестокость со стороны окружающих тут также затрагивается.. Однако данный фильм на самом деле не совсем о деменции. Во-первых, болезнь фактически не упоминается в фильме ни разу, все говорят, что Лео «не с нами»; во-вторых, название картины указывает на основной её посыл. Иногда судьба подбрасывает такие неприятные сюрпризы, на которые твоё волевое решение уже повлиять никак не может, но нельзя сдаваться - нужно бороться чтобы оставаться с теми, кто тебе нужен и кто, несмотря ни на что, тебя любит.
Это хороший фильм для одноразового просмотра, не идеальный, с провисаниями, иногда скучный, но тем не менее несущий в себе важный посыл, актуальный всегда для каждого.
Съемочный период фильма продлился всего 26 дней. Интерьерныесцены снимались преимущественно на студии 3 Mills на востоке Лондона, аэкстерьерные - на натуре в испанском городе Альмерия (кинематографистывыдали его за Мексику и Грецию) и в Нью-Йорке.
|
Отзывы о фильме Неизбранные дороги