Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Знаменитый российский режиссер Павел Лунгин представляет свою новую работу – современную экранизацию знаменитой повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», которая стала основой для оперы П.И. Чайковского. Сюжет перенесен в наши дни. Оперная дива София Майер спустя долгое время возвращается в Россию, чтобы осуществить постановку «Дамы Пик». Ей видится, что эта постановка, главная роль в которой когда-то и ее саму сделала знаменитой на весь мир, станет достойным завершением карьеры, после чего можно будет всецело отдаться преподаванию и поиску молодых талантов. Но пока София ищет молодых талантов для исполнения ролей в этом спектакле. Роль графини она оставила себе, но кто же сыграет Германна? Интрига накаляется, у артистов труппы не выдерживают нервы, и один из них решается на преступление…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.297 (1016)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.60 (44)
Разделы: Фильм, Триллер
Год выхода: 2016
Название фильма: Дама Пик
Режиссеры: Павел Лунгин
Актерский состав: Игорь Миркурбанов, Беник Аракелян, Мария Курденевич, Дмитрий Куличков, Владимир Симонов, Наталья Коляканова, Евгений Зеленский, Алексей Колган, Иван Янковский
Продолжительность фильма: 120 мин. / 02:00
Производство: Россия
Студия: Art Pictures Studio, Мастерская Павла Лунгина
Сценарий: Стивен Уолш, Павел Лунгин, Валерий Печейкин
Продюсер: Павел Лунгин, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Рудовский
Оператор: Леван Капанадзе
Художник: Евгения Панфилова, Екатерина Дыминская, Павел Пархоменко
Монтаж: Каролина Мачиевска
Затраты на съемки фильма: $3 500 000
Сборы в России: $502 105
Премьера в мире: 16 ноября 2016
Премьера в России: 17 ноября 2016, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Ключевые слова: триллер
Тройка Семерка Туз ------ Прошло уже около 25 лет с момента выхода «Такси Блюз», режиссерского дебюта Павла Лунгина, а мастер все продолжает методично исследовать тему «дна», копая каждый раз в новом направлении. Так, если в «Такси Блюз» фокус изучения был сосредоточен исключительно на низшем классе, то в «Даме Пик» еще и присутствует гламур. Сюжет в сюжете, аллюзии к «Пиковой Даме» Пушкина и переложенная на прозу известная опера Петра Чайковского, тоже в свою очередь берущая истоки у литературного произведения великого русского классика — вот главные составляющие этой загадочной ленты о бушующих страстях и амбициях, таланте, вероломстве и азарте, снятой под «безумную», как охарактеризовал ее сам Лунгин, музыку Петра Ильича. Тема «маленького человека», часто затрагиваемая в классической русской прозе, в нынешний век конкуренции и возможностей оказалась задвинута далеко на заднюю полку литературы и кино, и даже когда оттуда и достается, то в силу массового изменения ментальности рассматривается под смещенным на 180 градусов углом. Если Гоголь в «Шинели», Достоевский, Чехов некогда воплотили в своих «маленьких» героях собирательный образ среднестатистического русского человека, то сегодня таких людей называют на американский манер лузерами, а по-нашему неудачниками. Явление перестало быть интересно само по себе, а только лишь в контексте проблемы самореализации. Будь повесть об Акакии Акакиевиче написана в наши дни, последний должен был бы непременно встать с колен и доказать себе и миру, что он тоже не промах. В этом плане Павлу Лунгину, перенесшему действие знаменитой оперы Чайковского в современность, удалось сочетать классическое старое с новыми реалиями. В его Германне одновременно есть и что-то от Раскольникова и других «пигмеев», рожденных авторами предыдущих столетий, и вполне типичные для сегодняшнего времени черты. Предприимчив и порой нагл, он, в отличие от главного действующего лица «Шинели», ставит перед собой большие цели. Всегда вдохновлявший Лунгина контраст между блеском и нищетой, достигший своего апогея еще в «Олигархе», в «Даме Пик» заиграл новыми красками. Героев можно условно разделить на представителей дна и элиту, чей путь к успеху и интересует режиссера. Честная игра против беспринципности — ключевая антитеза, вокруг которой вертится все действо. Яркие, глубоко раскрытые характеры (кроме, пожалуй, покровителя-фаворита оперной дивы Олега, нужного скорее в качестве живой декорации, чем в каком-либо ином) взаимодействуют друг с другом на двух параллельных уровнях — в реальной жизни и внутри поставленной Софьей Майер оперы, где каждый из них гротескно воплощает себя самого. Театрализованное оперное действо — кульминация, имеющая ассоциативный отсыл не только к Пушкину, но еще и к библейскому сюжету об Адаме, Еве и змее, где у участников треугольника совпадают роли, но не пол. Внутри полной вакханалии из продуманных, масштабных декораций, нагнетающей драматизм музыки и профессионального пения главный женский персонаж (Софья Майер) под слоем белого грима вдруг, как некогда Дориан Грей, являет зрителю свое истинное лицо. «Дама Пик» — это кино, где главный герой не является ни «хорошим», ни «плохим»; где финал известен уже в начале, что нисколько не умаляет интригу; и которое при всем аллюзионном внешнем антураже по своей сути является абсолютно жизненной и прозаичной историей о людских слабостях и недостатках. ------ Дама Пшик ------ Я пытаюсь понять в каком состоянии наш кинематограф, если наши критики, даже Антон Долин, на полном серьезе фильм хвалят. Награждая его эпитетами - жанровое кино, глубокий психологический триллер, лихо закрученный сюжет. А главное, что фильм умело балансирует на грани массового и элитарного кино. Поэтому сборы меньше 500 тысяч долларов, при затраченных почти четырех? Умело балансирует. Ага. Как же. Оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми. О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и «Пиковая дама» для него шанс достичь желаемого. Он готов на всё, чтобы получить роль Германна, и об этом догадывается Софья, оставившая для себя роль Графини. Оперная дива начинает жестокую игру, в которую будут вовлечены все участники спектакля. Уже со сцены прибытия Софьи Майер в Москву я понял, что меня ждет очень плохой фильм. Оперная певица выходит из аэропорта и ее ждут сотни фанатов, скандирующие ее имя? Вы серьезно? Ее Rolls Royce 1936 года везут на поезде в Москву, вслед за обладательницей? Вы серьезно? Главный герой в точности тупо повторяет действия Германа из Пушкинского романа и это должно вменяемо смотреться в современной Москве? Вы серьезно? ТО ли Лунгин далек именно от масскульта, то ли далек от современной жизни, но все в его фильме напрочь искусственно. Совершенно искусственное подпольное казино, они так не выглядят уже лет 30, совершенно чужой текст в устах героев, когда Мария Курденевич ( мне печально, но это очень слабая роль) и Иван Янковский повторяли в адрес Ксении Раппопорт слово - 'сука', мне хотелось расхохотаться, совершенно карикатурные бандиты - армяне. Павел Семенович, что это? Бандитами в России могут быть только кавказцы? А если и они, то настолько дурновкусные? Вы забыли как блестяще живописали их в Олигархе? Это дурацкая калька с Балабановских 'черножопых' в трамвае чести вам не делает. Но самое невероятное, что фильм практически является полной копией Черного Лебедя. Точно такая же одержимость ролью. Там балет, тут опера. Точно такая же эротическая связь страждущего с дающим, точно такая же линия психического расстройства и самое несуразное, что ТОЧНО ТАКОЙ же финал по сути. Но там где Даррену Аронофски хватает чувства меры закончить картину, Лунгину ее недостает. Черный лебедь пугал, потрясал, ужасал ( прошу ничего не писать тех, кому он не близок. нас давно рассудили сборы, премии, награды, место фильма в истории, и миллионы зрителей), Дама Пик оставляет в полном недоумении. Из плюсов - музыка, костюмы, феерическая игра Ксении Раппопорт. она подтвердила свой статус, даже в слабой картине. Момент ближе к концу фильма, где она в гриме старухи -графини - это Голливуд. Когда-то Лев Додин сказал, я считаю, что для таких артистов как Петр Семак российское кино слишком мелкое. Так вот оно мелкое для Ксении. В нашей стране не снимают фильмы ее уровня, поэтому ее итальянская карьера отмечена всем миром, а тут она вынуждена соответствовать общему среднему уровню. Игорь Микрурбанов - царь. На данный момент - мой любимый театральный артист России, абсолютно зловещий, мрачный, убедительный, харизматичный, и он тут на своем месте. Но как же ему тесно в плоском сценарии! Как же много можно было вытащить из такого героя... Иван Янковский - красавец! Реальный красавец. Вот кто может и должен быть секс символом страны. За него не стыдно. Но давление, которое оказывается, отсылки к отцу, и конечно, деду, играют плохую службу. Местами он очень хорош. Но весь фильм, увы, не вытягивает. Много самоповторов. Но потенциал большой. За весь фильм мне понравилось минут 15. Сцена из самой оперы, и сцена с русской рулеткой. Где два русских парня стреляются при толпе китайцев. Напряженно. Смачно. Правдиво. Так и будет через 30-40-50 лет. НО. И это повтор. Владимир Сорокин закрыл эту тему навсегда. Сначала в Дне опричника, потом в Сахарном Кремле, ну а в гениальной повести Метель, он не оставил шансов хоть кому либо, хоть как-то высказаться на этот счет. Я вынужден признать, что это был самый скучный фильм за последние годы. Полагаю, со мной не согласятся многие. Ваше право. Я разочарован максимально, насколько вообще можно разочаровываться от ожиданий. ------ Обманутые трейлером ------ На что мы обращаем внимания, прежде чем посмотреть фильм? Синопсис и трейлер. Первый оказался интересным, а второй завораживающим, но запомните, никогда не доверяйте трейлерам, потому что они могут сыграть с вами очень злую шутку. По трейлеру мы понимаем, что нас ждет реально интересный сюжет, но увы и ах. А в тех моментах, когда актеры начинали петь, то явно заметно, что поют совершенно не они, а просто открывают рот под слова, за этим было неприятно наблюдать. Вспомните хотя бы такие зарубежные мюзиклы, как 'Отверженные' и 'Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит', в которых актеры пели сами, и по себе картины были очень интересными. Что касается актеров, то тут тоже не все гладко. Да, можно привести пример с недавним 'Орлеаном' Андрея Прошкина, где все герои так или иначе вели себя аморально, но если в 'Орлеане' понятно, что там какая-то своя атмосфера, то в нашем случае ничего не ясно зачем и для чего так делать. Всех описывать не буду, скажу только про одного актера, на которого возлагал надежды - это Иван Янковский. После 'Ночных стражей', где он сыграл главную роль, я понял, что актер из него 'так себе', но решил дать ему шанс в 'Даме Пик'. Он частично оправдал себя, если бы сюжет и другие актеры были хорошими. Янковский сыграл помешанного на роли Германа парня Андрея, который готов на все, чтобы получить заветную роль. Андрей очень неприятный тип, и то как он ведет себя со своей девушкой порой вообще вводит в недоумение, насколько может быть помешан человек на своей мечте. Конец фильма тоже оставляет смутное ощущение, поэтому лучше даже не смотреть его вовсе. Надеюсь, что Россия все-таки сможет чем-то удивить. ------ Страсть как лейтмотив. ------ Прежде чем говорить непосредственно о фильме, хочется оговорить три пункта, собственно, предшествовавшие самому походу в кино и формировали первоначальное впечатление о постановке. 1. Хорошей экранизации классики не было уже очень давно. В 21 веке, пожалуй, не было еще ни одной, которая заслуживала бы хоть сколько-нибудь серьезной оценки. Касается это как недорогих фильмов молодых режиссеров, так и мастеров, съевших не одну собаку, в том числе и на поприще экранизации. Например, Бортко и Хотиненко. Однако в чем несомненный плюс даже слабых экранизаций классики - увеличение популярности первоисточника, то есть литературного произведения. Кино, как более доступное искусство для молодежи, оказывает в данном случае огромную услугу своему старшему товарищу - литературе. И уже хотя бы поэтому стоит ценить то, что кто-то берется за экранизацию классики. 2. Павел Лунгин - режиссер, близкий к тому, чтобы стать живым классиком отечественного кино. Не уровня Тарковского, Данелия, Шукшина и иже с ними. Даже не уровня Кончаловского и Сокурова. Ниже. Но все-таки - классиком. Где-то не хватает таланта и глубины, но идейные и духовные ориентиры его верны, хороши, уважаемы. А тут еще и Ксения Раппопорт в главной роли. Ксения Раппопорт - этим все сказано. 3. Метаповествование (или metafiction, что звучит чуть вернее) - это всегда крайне интересно и захватывающе. Прием, заслуживающий большого уважения, большого интереса, но и требующий от создателя соответствующих усилий, глубины мышления. К тому же в данном случае метаповествование еще более 'мета' - театр в кино. Страсть - лейтмотив всего фильма. Все персонажи одержимы страстью. И эта страсть совершенно болезненна. Думается, что источником ее является скука или же пресность жизни. И вряд ли такое изображение стоит ставить в заслугу Павлу Лунгину. Глобальной проблемой нашего кино становится(а, впрочем, уже стало) отсутствие на экране настоящих людей. Нормальных, если хотите. Нас с Вами. От режиссера Лунгина стоило бы ждать этих самых настоящих людей, которые бы жили, страдали, переживали, менялись. Но... София Майер. Гениальная певица, знаменитая на весь мир. Властная, взбалмошная, уверенная, надменная, расчетливая, развращенная, сумасшедшая. Что ею руководит? Страсть. К деньгам, сексу, театру, пению, славе, острым ощущениям. Безусловно, сильный персонаж, сильно исполненный сильной актрисой. Но история ее выглядит брошенной на полдороги и должного развития не получает. Ее племянница. Тоже одержима страстью. К - парадокс - апатии. Андрея она то ли любит, то ли нет - совершенно не понятно. Софию она вроде ненавидит, но, в таком случае, ненависть ее странна. В театре она то ли хочет, то ли не хочет играть, о чем, кстати, неоднократно говорится в фильме. Зачем она соглашается играть и петь партию Лизы, если терпеть не может Софию и не хочет быть звездой? А вдобавок - сама признается, что не может играть эту роль в этой постановке. Да кажется и не хочет. Наконец, Германн. Думается, что и смысл, и задумка состояли в том, чтобы показать, как актер Андрей постепенно становится одержимым, сходит с ума, все больше отождествляя себя с персонажем Германна. И сколь талантливая мысль - показать постепенно нарастающую паранойю и одержимость, превращение Андрея в Германна, принятие на себя его жизни и судьбы, и огромное падение-выход из этого персонажа с одновременным крахом актера, певца и человека Андрея. Мощно! Вместо этого - мы видим уже сошедшего с ума Андрея, превращение которого происходит не ментально, не характером, не внутренне, а лишь по воле и слову сценариста. Не говоря уже о грубом лице актера Янковского, отпускающего наивные и высокопарные фразы, манерно кривя рот, что вкупе дает именно такую реакцию, какую демонстрирует Майер/Раппопорт - истерический смех. По иронии судьбы, думается, что Великий Дед Ивана Янковского справился бы с ролью просто изумительно, а слабости сценарии скрасились бы природным очарованием и харизмой актера. В результате, выходит довольно манерное притягивание за уши литературного произведения к сюжету фильма. Персонажи не живые - деланные. Связи с произведением Пушкина - нет. Как следствие - мы получаем очередной фильм-историю, коих множество, кои ровно на один раз. Ведь что заставляет пересматривать фильм? Вовсе не сюжет - его мы запоминаем с первого раза, повторять его не нужно. Исключительно игра актеров - совокупная работа режиссера, оператора и, собственно, актеров. Это, что называется, актерское кино. Это именно то, когда веришь, когда чувствуешь, когда понимаешь. Таковым был кинематограф СССР. Сейчас же мы снимаем лишь истории, сюжетики, с интригой, с необычной (читай - банальной и скучной) концовкой. А играть в них нечего. Два часа на экране пляшут манерные куклы, словно выбравшиеся манекены из 'гробов' Майер, чтобы устроить бал-маскарад. Гротеска, надо сказать, вообще хватает в фильме. Где-то он оправдан, в большинстве случае - нет. Совершенно нелепые мафии - русская, кавказская, азиатская. Зачем? Почему? Для чего? Еще более нелепые флэшбеки главного героя. Неоспоримо одно - фильм сделан качественно. Некоторые места - прекрасная работа операторов. Декорации театра в постановке - блеск. Два часа триллера - есть. Вместе с тем - слабый фильм, очень поверхностный. ------ Жизнь и страсть ------ Второй раз в жизни пишу отзыв на фильм. А почему? Потому что третий день после просмотра не могу его отпустить. И скажу коротко и сразу главное: в этом фильме есть жизнь и есть страсть. Именно этого не хватает нашему вялому, апатичному, а точнее астеничному постсоветскому искусству, которое (по словам Чехова о русском человеке) 'любит вспоминать, но не любит жить'. 'Дама Пик' - конечно, никакой не триллер, а настоящая греческая трагедия, только герой сходит с ума не на греческой, и даже не на датской, а вполне себе на русской почве. Другой парадокс: шикарная театральная постановка 'Пиковой дамы' Чайковского, с ее мощной выразительной сценографией, сюжетно откликающаяся на события фильма, - кажется не менее реальной, чем жизнь героев и зрителей. Надеюсь, она обретет самостоятельную судьбу. У лучших советских фильмов был этот месседж (посыл, пафос) - любить до смерти. И не так важно, что - идею, родину, человека, завиральную мысль, низкую страсть. Тот цветаевский 'жар в грудной ямке', оттого что у куклы глаза - 'страстные'. ('А потом стреляются - что кукла не страстная! Все поэты, и Пушкин - первый'.) И эта страстность делает произведение искусства общечеловеческим. Нет уже здесь ни эллина, ни датчанина, ни русского. Нет античности, золотого века, упадка империи. Эти чувства и эта энергия - вне времени и места. Грандиозная постановка и необыкновенная работа режиссера и актеров! PS. Ну а чтобы вернуться с небес на землю, немножко критики под занавес. Финальные кадры показались не так сильны, как могли бы быть. Национальная песня в ночном урбанистическом пейзаже потерялась, была невыразительна. Она бы звучала сильнее (тоскливей, или с надеждой, или с гневом - неважно), будь поддержана визуальным 'природным' откликом (этот мотив мог возникнуть и раньше, как кадры падения под лед).
Фильм основан на сюжете всемирно известной оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая Дама», написанной по одноименному произведению Александра Пушкина. ------ В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра, а главные партии исполнили молодые артисты Агунда Кулаева, Арсений Яковлев, Ирина Чурилова. ------ В процессе съемок было использовано пять манекенов-дублеров Ксении Раппопорт (София Майер) и один Марии Курденевич (Лиза). Чтобы добиться зеркального сходства и придать реальную мимику манекенам, художник-гример Елена Фомичева работала более 45 дней. ------ Съемки фильма проходили с марта по июль в Москве, в общей сложности съемочный процесс занял 60 дней. Два первых съемочных дня прошли 8 и 9 марта на берегу заледеневшего озера, основные же съемки возобновились 22 апреля на Мосфильме и завершились 19 июля. ------ Для съемок картины было задействовано 20 локаций: для фильма специально построили на «Мосфильме» театр, а на Плющихе возвели казино. Съемки также проходили у Большого театра, на Белорусском вокзале, на Пушкинской площади, в частном особняке в Жуковке и на других площадках. ------ Специально для сцен в театре и казино большую часть декораций выполнили вручную. Кроме того, в качестве консультантов были привлечены профессиональные крупье. ------ Для героев фильма было сшито 150 костюмов, помимо этого для массовки было сделано 50 футболок с изображением Софии Майер. ------ Исполнители главных ролей (Ксения Раппопорт, Иван Янковский и другие) брали уроки вокала у главы молодежной студии Большого театра Дмитрия Вдовина.
|
Отзывы о фильме Дама Пик