Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Любители захватывающих исторических фильмов будут рады новой картине Тимура Бекмамбетова «Бен-Гур». Это история любви, предательства и мести. Бен-Гур, римский аристократ и потом знатного иудейского рода, был коварно предан своим лучшим другом. Лишившись состояния, положения в обществе и семьи, он долгие годы был рабом на галерах. Но спустя много лет Бен-Гур возвращается в Рим, чтобы найти своего бывшего друга и отомстить ему за годы страданий и унижений.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.908 (7336)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.70 (15 724)
Разделы: Фильм, Музыка из фильма, Боевик, Драма, Приключения
Год выхода: 2016
Название фильма: Бен-Гур
Иностранное название ленты: Ben-Hur
Режиссеры: Тимур Бекмамбетов
Актерский состав: Марван Кензари, Мойзес Ариас, Айелет Зурер, Йохан Филип Асбек, Назанин Бониади, Морган Фриман, Родриго Санторо, Тоби Кеббелл, Джек Хьюстон, София Блэк-Д'Элиа
Продолжительность фильма: 123 мин. / 02:03
Производство: США
Студия: LightWorkers Media, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Paramount Pictures, Sean Daniel Company
Роли дублировали: Елена Харитонова, Дмитрий Поляновский, Антон Савенков, Варвара Чабан, Данил Щебланов
Сценарий: Лью Уоллес, Джон Ридли, Кит Р. Кларк
Продюсер: Шон Дэниэл, Марк Барнетт, Дункан Хендерсон
Оператор: Оливер Вуд
Композитор: Марко Белтрами
Художник: Марко Фурбатто, Наоми Шохан, Роберто Карузо
Монтаж: Боб Муравски, Ричард Фрэнсис-Брюс, Доди Дорн
Слоган: «Брат против брата. Раб против империи»
Затраты на съемки фильма: $100 000 000
Сборы в США: $26 410 477
Сборы в мире: + $67 650 834 = $94 061 311
Сборы в России: $4 555 916
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 16 лет
MPAA-рейтинг: Детям до 13 лет просмотр не желателен
Премьера в мире: 17 августа 2016
Премьера в России: 8 сентября 2016, «Централ Партнершип» 3D
Ключевые слова: боевик, драма, приключения
Сравнительный анализ ------ Мы живем в эру римейков и перезапусков. Необходимо это признать и принять, нравится это или нет. Настало время обновления и для «Бен-Гура» - экранизации романа «Бен-Гур: история Христа». Версию 1959 года причисляют к одному из самых монументальных и гениальных творений кинематографа. И тут возникает одна из многих проблем новой версии – это именно тот случай, когда есть возможность сравнить с кинематографическим оригиналом. Проблема, тем не менее, не так уж и значительная, поскольку не все могут быть знакомы с версией 1959 года. Но на свет вылезает ещё один нюанс, который так просто отбросить не получается. Речь идёт об ожиданиях. Кто-то ожидал обновление и подгон оригинала под современного массового зрителя, а именно – лучше и эффектнее, но так, чтобы смысловая составляющая не затерялась. Иными словами, часть зрительской аудитории рассчитывало на не менее гениальное произведение, чем версия 1959 года. Другие синефилы ждали провал и катастрофу. Результат, как всегда, где-то посередине. Согласитесь, что для создателей, в том числе и для режиссера Тимура Бекмамбетова, подобные ожидания публики накладывают определенную ответственность. И факт остается фактом, что именно эта последняя версия «Бен-Гура» доказывает, что всякий раз, когда зрителям представляют «переосмысление» или «обновление» какого-то исходного материала, создателям необходимо, как минимум, всё хорошо перепроверить перед выходом картины в свет. Сюжет является сложной и эпической историей жизни Иуды (Джуды) Бен-Гура – выходца из богатого и знатного еврейского дома. Действие происходит в древней Иудее времен римской оккупации. Преданный и ложно обвиненный своим другом детства, Иуда обречен на рабство. Сознательно я не буду сравнивать сюжетные тонкости этой картины с версией 1959 года. Изменения сюжета продиктованы, по большому счету, желанием сократить историю. Естественно, предпринято это для уменьшения хронометража, ведь оригинальная картина была длиннее почти на полтора часа. Но лично я расценил многослойный сюжет оригинального произведения, как карточный домик. Попытки переставить сюжетные структуры привели к тому, что домик разрушился. Кульминация в виде гонок на колесницах и процесса распятия осталась, само собой, неизменной, но за счет сокращения пути, который приводит к финалу, логика повествования местами теряется. Лично я всегда считал, что «Бен-Гур» является прекрасным примером истории о прощении и искуплении. «Бен-Гур» образца 2016 включает в себя эти темы, но расширяет и другие проблематики: насилие, месть и жестокость человека к человеку. Пусть зритель решает, хорошо это или нет. К тому же, особенностью «Бен-Гура» всегда был тот факт, что судьба главного героя переплетается с самим Иисусом Христом. Несмотря на то, что персонажа Родриго Санторо можно смело причислять к одному из главных героев картины, и у него даже больше экранного времени, чем в версии 1959 года, сутью его персонажа в фильме можно пренебречь. Внимательный зритель вспомнит, что в старом фильме у Иисуса практически не было никакого диалога (единственное исключение – сцена, в которой Иисус дает воду Иуде), да и, можно сказать, его лицо не демонстрировали. Но в то же время он являлся одним из центральных символов картины. Если удалить персонажа Иисуса из этой версии, то, по большому счету, ничего не изменится с точки зрения сюжетной составляющей. Здесь же, кстати, для Христа написали оригинальные диалоги, в которые вложили какие-то мысли. Но, будем честны, выглядит это всё «для галочки». Когда же Иисус обращается к библейским мотивам («Прости их, они не ведают, что творят»), то в фильме это кажется поразительно неуместным. Иными словами, в киноленте 'Бен-Гур' образца 2016 года представлен «очеловеченный» Иисус, образ которого служит потребностям сюжета. По актерской игре. Здесь без сравнения с оригиналом, к сожалению, не обойтись. Чарлтон Хестон в свое время получил заветную статуэтку Оскара за роль Бен-Гура. Словно античный герой, Хестон был рожден для подобной роли. Хьюстон же… ну, он просто перспективный привлекательный молодой актер. Он искренен в своей актерской игре, но чего-то не хватает. Например, многозначительного вида. Тоби Кеббелл вышел спорным выбором на роль Мессаллы. Возможно, опять же, сказался сценарий, так как в этой версии злодею позволено быть злодеем. А этот Мессалла слишком мягкий. Конечно, можно отметить своего рода драматическую иронию, когда его характер становится более суровым, но лично я не считаю, что фильму 2016 года это уж так необходимо. Морган Фримен сыграл роль шейха, который дает Иуде средства для гонок на колесницах. Морган щеголяет удивительно неуместными седыми дредами. Лауреат премии Оскар в этот раз сыграл как-то уж слишком монотонно. С точки зрения режиссуры, Бекмамбетов старается подражать Спилбергу или Ридли Скотту. Экшн в сцене знаменитых гонок на колесницах не такой уж и захватывающий, даже несмотря на обильное использование CGI. Пыль из-под копыт лошадей маскирует, конечно, отдельные огрехи графики, но лучше бы снимали «по старинке». Да и во время многих экшн-сцен оператор трясет камерой, словно припадочный, из-за чего многие батальные сцены просто тяжело уловить. В заключении отмечу следующее. Версии 1959 года три вещи гарантировали место в зале славы кинематографа. Во-первых, большой бюджет. Во-вторых, превосходная актерская игра и отличные костюмы, настраивающие на нужную атмосферу. И, наконец, огромное внимание к деталям и легионы статистов, способные даровать настоящее ощущение масштабности. Если первые два ингредиента чудо-фильма присутствуют в версии 2016, то третьей составляющей явно не хватает. Но, несмотря на недостатки и тот факт, что «Бен-Гур 2016» вряд ли понравится любителям оригинального 4-х часового фильма, картина вышла не такой уж и плохой. Просто это типичный, и местами отчасти скучный, «эпик», единственное предназначение которого – занять фанатов «Игры престолов» или «Викингов» в межсезонье. ------ Что американцу смерть, русскому хорошо… ------ Несмотря на то, что ко всем голливудским экзерсисам Тимура Бекмамбетова (уроженец Казахстана уже достаточно длительное время работает на две страны) в США относились сравнительно лояльно, стомиллионный пеплум «Бен Гур» начали ругать ещё задолго до выхода. Всё дело в том, что если в «Президенте Линкольне: Охотнике на вампиров» четырёхлетней давности Тимур покусился всего на одну американскую святыню, то бишь заглавного президента Линкольна, национального героя-мученика и лицо с пятидолларовой купюры, то «Бен Гуром» он замахнулся аж на две. Первой стал первоисточник Лью Уоллеса, супербестселлер, единодушно признанный критиками самой влиятельной христианской книгой XIX века, умудрившийся сместить с первой позиции «Хижину дяди Тома» Бичер Стоу. Вторым поводом для раздражения стал одноимённый фильм Уильяма Уайлера, снятый в 1959 году за пятнадцать миллионов долларов, но умудрившийся при этом заработать в мировом прокате в десять раз больше, будучи номинированным на одиннадцать «Оскаров». Так что, для американцев бекмамбетовская версия «Бен Гура» вовсе не означала «много шума из ничего» - этот «наглый русский» покусился на святое, на национальные каноны, так что ещё на стадии продакшна фильма ему предрекали громкий провал. Но так ли страшен оказался «Бен Гур», как его малевали американские критики? Давайте разберёмся беспристрастно… У жителя Иудеи времён Римской Империи Джуды Бен Гура было всё: знатное происхождение, дом- полная чаша, любящие мать и сестра, красавица- жена и лояльное отношение римлян, обеспечиваемое сводным братом Джуды, Мессалой, ставшим настоящим героем Рима благодаря прежним боевым заслугам. Однако досадное недоразумение в один миг перечёркивает благополучную жизнь иудея: его обвиняют в пособничестве в покушении на прокуратора Понтия Пилота, в результате чего мать и сестру Джуды приговаривают к распятию на кресте, его жена вынуждена спасаться бегством, а сам Джуда должен пожизненно стать рабом на галерах. И Мессала не только не использует своего влияния для смягчения приговора, а принимает активное участие в этом роковом для Джуды решении. Чудом выжив, Джуда возвращается в Иудею, поклявшись жестоко отомстить сводному брату за предательство. Опасения критиков относительно нового «Бен Гура» оказались далеко не беспочвенны- Бекмамбетов не только вольно перекроил некоторые сюжетные ходы книги, превратив, например, мальчишек-соседей в сводных братьев, но и обернув несколько наивный финал фильма Уайлера о христианском всепрощении в слезливо- умилительный хэппи-энд нового «Бен –Гура», превратившегося тем самым в самый смехотворный финал за всю историю существования пеплумов. Неудивительно, что в родном американском прокате фильм с треском провалился, заработав в первый уик-энд проката всего десятую часть своего бюджета. Но что нам, собственно, до американцев, ведь если перефразировать известную поговорку «Что американцу- смерть, русскому – хорошо»- с позиции российского зрителя, большинство из которых оригинального фильма Уайлера не смотрели и романа Уоллеса не читали, новый фильм Бекмамбетова вовсе не так уж и плох. Художник что по натуре, что по образованию, Бекмамбетов нередко так увлекается визуальными красотами на экране, что большинство его картин в силу этого становится набором пёстрых картинок, за что Тимура нередко ругают все, кому не лень. С «Бен Гуром» же режиссёр, кажется, нашёл то, что давно искал- где, как не в пеплуме, с его тюрбанами и халатами, блестящими на солнце злотыми шлемами и алыми плащами центурионов, величественными скалами и бескрайними пустынями, выплеснуть всю свою любовь к визуальному эстетству? Бекмамбетов занимается этим легко, почти играючи –«Бен Гур» - это набор великолепных костюмов, блистательных панорамных видов и масштабных спецэффектов, снятых камерой мастеровитого оператора Оливера Вуда. Да, фильм Бекмамбетова по-комиксовому прост, и искать здесь каких-то тайных деталей, как в «Гладиаторе» бессмысленно, но вместе с тем это такая же забавная ремесленная поделка, как «Исход: Цари и боги» Ридли Скотта, «Геракл» Брета Ретнера или «Помпеи» Пола Андерсона. Просто, не нужно сравнивать его с предшественником, а отключив скепсис, насладиться прекрасным зрелищем – «Бен Гур» того однозначно стоит. ------ Я коней напою... ------ Заокеанские проекты Тимура Бекмамбетова не существенно отличались друг от друга. Схема следующая: кто-то не шибко высокого положения в обществе, хочет отомстить, его находит мастер учит хитрым приёмам, и выпускает в свет, лить кровь недругов. Таковыми были «Особо опасен» да «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Но пришла пора что-то менять! И отныне главный герой сперва принц на коне, затем раб на галлерах, а затем по отработанной схеме: учащийся у мастера никто, а после мстящий кто. Встречайте – «Бен-Гур»… Конечно, колесница «Бен-Гура» получила вколёсную палку от критиков, и не смогла финишировать в финансовой гонке. Фильм освистали критики, растоптали зрители, пожалуй даже чересчур, ведь «Бен-Гур» достоин звания худшего фильма года, в той же степени, что новые «Охотники за привидениями» - лучшего. Хотя, проблемы у фильма имеются. Неровный темп – некоторые сцены сильно затянуты, в то время как другие пролетают как будто в впопыхах. Переходы резки, и оставляют чувство, что не достаёт каких-то деталей. Сам же фильм стремится показать больше, чем может в себя вместить. Диалоги просты, как и выражения лиц их произнёсших. Фильм больше продюсерский, в нём мало Бекмамбетовской экспрессии, он не так сильно выделяется из ряда голливудских собратьев, как предыдущие работы Тимура. Да и блокбастером этот фильм назвать тяжело. Как и тяжело назвать бронзой бочку меди в которую добавили две капли олова. Явно мало… Но и плюсы имеются. Во первых, это не пустое кино. Мораль в нём есть, а значит львиной доле менее освистанных коллег есть чему завидовать. Фильм хорош визуально. Отличные декорации и костюмы, древнеримский антураж выполнен на ура. Имя Оливера Вуда не значит, что будет тошнить как на американских горках, ракурсы очень удачно подобранны. Саундтрек звёзд не хватает, места в памяти не просит, ему хватает доли заполнять собой музыкальный вакуум, и эта задача ему по силам. А тот экшн, которого две капли, по Бекмамбетовски ядрёный, хоть и плохо отрендеренный. Колесницы дрифтуют, сталкиваются, переворачиваются и разбиваются в щепки, зрелищно как машины в «Форсаже». И хоть это первый «детских» фильм Бекмамбетова, местами он довольно жестокий, в сравнении со своими pg-13 собратьями. «Бен-Гуру» подходит описание «библейская драма с экшн-вкраплениями». Новый фильм Бекмамбетова не претендует на звание фильма года (ни лучшего, ни худшего), на звание «убийцы оригинала», он хочет развлечь (удалось) и просветить (в меньшей степени), и двух часов времени определённо стоит. ------ Фильм про Бена-Гура? ------ На самом деле, как мне кажется, Тимур Бекмамбетов умудрился снять за американские деньги фильм не только о Бене-Гуре, но и второй фильм в фильме о США и политической ситуации в этой стране. Когда Мессала возвращается из военного похода, он говорит Бену:'Его звали Понтий Пилат, он напомнил мне за что мы сражаемся, во что верим. За цивилизованный мир, за прогресс, процветание, стабильность, но при этом мы лишали свободы ни в чем не повинные народы, только потому, что они были другими.'Никому ничего не напоминает сие откровение?Не знаю хотел ли Тимур провести аналогию между США и Римом, но тем не менее у него это вышло совсем не плохо. Такие же лозунги использует США по всему миру, дабы продать и пропихнуть свою так называемую' демократию'- дерьмократию, которая таковой является только на бумаге, всем и вся. На этом аналогии и параллели, как оказалось, не закончились. Второй звоночек поступил от Моргана Фримэна, когда он говорит: 'это же римлянин - за деньги он сделает все.'Америку не напоминает? Ну и наконец разберем финальнаю сцену на колесницах, как по мне, так тут ясным по белому все написано. Черные лошади под Мессалой символизируют Барака Обаму и его уходящее в лету правительство, а Бен-Гур, который явился для него по настоящему 'темной лошадкой' на белых лошадях, символизирует несколько другие ценности, другое отношение к миру и справедливости, к войне и, наконец, другую политическую элиту во главе с Дональдом Трампом. Тимур сделал прогноз и не ошибся. Ну а если отринуть политическую риторику, то фильм, конечно, получился красочным, ярким и интересным, если не вдаваться в исторические детали. ------ Экономичный блокбастер ------ После этого фильма главное чувство, которое превалировало во мне над всеми остальными, - недоумение. От того, что за кино, собственно, хотел снять Тимур Бекмамбетов? Он хотел показать, как можно снять зрелищный блокбастер за маленькие деньги? Или удивить всех, переведя изначально заточенное на эпичность повествование в камерный формат? Какой бы из этих случаев не имел место, замыслы постановщика потерпели почти полный провал, потому что были обречены на неудачу так же изначально. Эпичность «Бен-Гура» заложена в самом романе Лью Уоллеса, а наиболее известная его экранизация Уильяма Уайлера закрепила этот статус окончательно. Фильм 1959 года я посмотрел еще перед походом на бекмамбетовского «Бен-Гура». Картина оставила восторг по всем пунктам. Поэтому от ремейка образца 2016 я не ожидал прорыва, но рассчитывал по меньшей мера на впечатляющую картинку, благо современные технологии давали тут куда бОльшую свободу действий, чем 56 лет назад. Ну и актерскую игру, конечно. Однако на деле все оказалось гораздо плачевнее, чем я ожидал. Доминирующие в кадре крупные планы лиц вкупе с мизерным количеством планов панорамных фактически убили картину, не дав толком проникнуться ни эпохой, ни ее нравами и настроениями, ни ее совреме6нниками, ни историей как таковой. Картинка абсолютно не дает почувствовать, что сделана в XXI веке, и скорее напоминает весьма среднюю костюмную-историческую драму. К тому же, без особого внимания к деталям и антуражу того времени, за что лично я ценю историческое кино в первую очередь. Особенно ярко это проявилось в сценах на галере и последовавшего морского сражения, тоже снятого крупным планом, поставившем крест на потенциально зрелищном и эффектном эпизоде. Последний гвоздь в крышку гроба забила никакая актерская игра. Ни Джек Хьюстон, ни Тоби Кеббелл не достойны даже из-за угла смотреть на Чарлза Хестона со Джеком Хоукинсом, не то что рядом стоять. Все остальные также не впечатляют. Слабым лучиком света остался лишь Морган Фриман. Он сыграл на своем обычном высоком уровне, но, увы, роль у него никак не главная, и он лишь смог подсластить пилюлю. С оглядкой на это «Бен-Гур» точно не станет фильмом, работой в котором Моргану стоит сильно гордиться. Хотя и стыдиться – тоже. Плюсов в ленте я для себя отметил всего лишь два. Первый – относительно удавшаяся ключевая сцена гонки на колесницах. Проблема в том, что она по определению должна была превосходить в зрелищном плане ту же сцену в фильме 1959 года. Опять же, технологии позволяли. Но где там! Сцены сняты как минимум на одном уровне, а по ходу действия пару раз закрадывалась мысль, что 56 лет назад Уайлер снял даже лучше. Почему? Все те же крупные планы, ставшие для Бекмамбетова в его «Бен-Гуре» навязчивой идеей. К слову об идеях. Единственной из них, которая не вызвала у меня протеста, стала пересмотренная сюжетная линия с Иисусом Христом, снятая принципиально иначе, чем у Уайлера. Это может нравиться или нет, но, на мой взгляд, в сюжет у Бекмамбетова она вписывается вполне органично и смотрится неплохо: сцены с участием Христа в фильме лучшие и, к сожалению, единственные в этом роде. Описать в целом свои впечатления от «Бен-Гура» Тимура Бекмамбетова могу тремя «с»: слабо, сумбурно и скучно. Ждал большего, хоть и ненамного.
По настоянию режиссёра Тимура Бекмамбетова была выстроена арена для скачек на колесницах, а сцены на ней снимали, по возможности, без использования компьютерных технологий. Режиссёр считал, что это абсолютно необходимо для реалистичности. ------ Изначально премьеру фильма запланировали на 26 февраля 2016 года, но в октябре 2015 её перенесли на август 2016 года. ------ На роль Эстер вначале была утверждена Галь Гадот, но эта актриса была вынуждена покинуть проект из-за съёмок в других фильмах. ------ Главную роль предложили Тому Хиддлстону, но он предпочёл сыграть в фильме «Кинг-Конг: Остров черепа» (2017). ------ Шестая экранизация романа Лью Уоллеса (1827-1905) «Бен-Гур: история Христа» (1880). Вначале появился короткометражный немой фильм «Бен-Гур» (1907), затем Фред Нибло снял фильм «Бен-Гур» (1925); фильм «Бен-Гур» (1959) Уильяма Уайлера стал обладателем 11 премий «Оскар»; в 2003 году на DVD вышел мультфильм «Бен-Гур»; в 2010 году вышел канадский телесериал «Бен-Гур» постановки Стива Шилла. ------ Фильм Уильяма Уайлера «Бен-Гур» (1959) получил 11 наград «Оскар», что до сих пор является рекордом по количеству золотых статуэток. Первое место по общему количеству наград «Бен-Гур» (1959) делит с фильмами «Титаник» Джеймса Кэмерона (1997) и «Властелин колец: Возвращение Короля» Питера Джексона (2003). ------ Прежде чем утвердить на роль Эстер актрису британо-иранского происхождения Назанин Бониади, авторы фильма рассматривали кандидатуры Софии Бутеллы, Моран Атиас и Наталии Уорнер. ------ Некоторые занятые в фильме актёры снимались в фильмах по комиксам издательства DC Comics. Исполнитель роли шейха Илдерима актёр Морган Фриман сыграл Люциуса Фокса в фильмах Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало» (2005), «Темный рыцарь» (2008) и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012). Айелет Зурер сыграла Лару Лор-Ван, мать Супермена в фильме Зака Снайдера «Человек из стали» (2013). ------ Вначале на роль Понтия Пилата утвердили Педро Паскаля, но сыграл её, в конце концов, Йохан Филип Асбек. Оба эти актёра снимались с телесериале «Игра престолов». ------ Роль сестры Бен-Гура Тирзы вначале предложили Оливии Кук, но сыграла её София Блэк-Д`Элиа. ------ Эта экранизация короче предыдущей версии «Бен-Гура» (Уильям Уайлер, 1959) на 1 час 27 минут. ------ Морган Фриман читает текст от автора в начале и конце фильма. Запись почти всего текста была сделана в городе Кларксдейл, штат Миссисипи. ------ Из версии, выпущенной для Ближнего Востока и мусульманских стран в других частях света, вырезали сцену общения Иисуса в исполнении Родриго Санторо с главным героем.
|
Отзывы о фильме Бен-Гур