Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Вольная экранизация мистико-психологической повести Генри Джеймса «Поворот винта». В отличие от книги, действие фильма «Няня / Поворот» происходит в современном мире, когда молодая девушка соглашается стать няней для двух детей, оставшихся без родителей. Ей ещё не раз предстоит пожалеть об этом решении, когда она поймёт, что не единственная, кто присматривает за этими детьми.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 4.483 (1 594)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 3.80 (7K)
Разделы: Фильм, Драма, Ужасы
Год выхода: 2020
Название фильма: Няня
Иностранное название ленты: The Turning
Режиссеры: Флория Сиджизмонди
Актерский состав: Барбара Мартен, Дарлен Гарр, Финн Вулфард, Ким Адис, Джоэли Ричардсон, Бруклин Принс, Ниал Грег Фултон, Маккензи Дэвис, Денна Томсен, Карен Иган
Продолжительность фильма: 94 мин. / 01:34
Производство: Ирландия, Канада, Великобритания, США
Сценарий: Кэри Хэйес, Чад Хэйес, Генри Джеймс
Продюсер: Скотт Бернштейн, Джо Хоумвуд, Рой Ли
Оператор: Давид Унгаро
Композитор: Нэтан Барр
Художник: Паки Смит, Найджел Поллок, Леони Пендергаст
Монтаж: Дуэйн Данэм, Гленн Гарлэнд
Слоган: «Watch the Children With Care»
Затраты на съемки фильма: $14 000 000
Сборы в США: $15 472 775
Сборы в мире: + $3 119 932 = $18 592 707
MPAA-рейтинг: PG-13
Премьера в мире: 23 января 2020
Поворот винта ------ Мрачная готическая история о двух детях, живущих в старинном поместье и их няне экранизировалась неоднократно и фильм Флории Сиджизмонди стал тринадцатой по счету версией этого произведения. Действия разворачиваются почти в наши дни (в 90-е годы ХХ века, если быть точным).
Молодая няня Кейт Мэнделл получает работу по уходу за 8-летней Флорой, которая осталась без родителей. У девочки есть старший брат Майлз за которым девушке тоже приходится приглядывать. Начиная с самой первой ночи в большом поместье, Кейт начинают одолевать жуткие видения и каждый новый день в стенах особняка превращается в кошмар.
Один из положительных эпизодов фильма - претензия режиссёра на готическую атмосферу. Её Сиджизмонди удалось передать неплохо. Хотя если брать в расчет старину особняка и наличие в нем старых предметов интерьера, готичность должна была бросаться в глаза. Но все же вот эти вот скрипучие лестницы, тусклое освещение, оставляющее вне зоны видимости темноватые и жутковатые углы, серая унылая погода с не менее депрессивными пейзажами за окнами, запущенный за неимением хозяина сад и дремучий зловещий лес за забором - по части создания нужного «киноклимата» «Няня» реализована неплохо и готова предоставить зрителю порцию мрачных кадров. Общую картину добавляет жёсткая и требовательная экономка мисс Гроуз, являющая собой само средоточие британской манерности и выдержанности и добавляющая общей картине черно-белых тонов. В аналогичной манере представлена и героиня Маккензи Дэвис, всегда одевающаяся как 60-летняя дама в платья с рюшечками.
Я уверен, что в повести описано и рассказано обо всём, что в фильме пытались показать, но сделали это крайне поверхностно, сказав «А» и не дойдя до «Б». Тема с головами кукол в фонтанчике в оранжерее, во многом маниакальное поведение Майлза, в адекватности которого сомневаешься при каждой его следующей выходке, объяснение того, почему 8-летней Флоре нельзя покидать поместье - на эти, как и на многие другие вопросы режиссёр попросту не даёт ответа, хотя данные аспекты в конечном счёте могли повлиять на толкование финала.
Большая часть событий, связанных с участием Финна Вулфарда даёт возможность оценить его как ребенка-дьяволенка, который в силу солидного статуса его имени может творить что хочет (этакий мальчик-мажор). Это вводит в заблуждение, уводя зрителя совсем не в том направлении. А такие эпизоды как угроза в салоне автомобиля и вовсе усиливают такой эффект. Равно как и присутствие Флоры на постере, где у девочки достаточно тяжелый взгляд. Может сложиться мнение, что с ней все не так как с обычными детьми и она есть само Зло. Это тоже вводит в заблуждение, как и слова экономки касательно девочки, что она не такая.
Сиджизмонди пытается сделать упор на постоянно ухудшающееся состояние няни, которая все чаще выходит из себя и срывается. Но справедливости ради - мало какая няня сможет остаться выдержанной и спокойной в тех ситуациях, когда дети ее просто доводили.
Режиссёр не нашла способа отделить иллюзию от реальности, чтобы у зрителя была хоть какая-то возможность понять или додумать чем всё закончилось. В связи с этим показ двух концовок, идущих одна за другой выглядит так, будто нам отдали финал на откуп, мол, какую хотите такую и выбирайте. А исходя из концовки в конечном счёте должно было сформироваться представление о показанных ранее событиях.
Создатели «Няни» словно решили позаигрывать со зрителем и намеренно вводили его в заблуждение, выдавая реальные факты за недостоверные и наоборот. Однако на выходе получилось так, что зрителю пришлось путаться в смеси сумасшествия, исходящего от действующих лиц и пытаться разобраться в истинных причинах происходящего. Финал, как уже писалось выше, ответов не дал, так как и он продолжил двойственную трактовку всего происходящего ранее.
С учетом достаточно солидного для ужастика бюджета (14 миллионов баксов), в фильме наличествует невразумительная попытка применить компьютерную графику, вылившаяся в итоге в неясные размытые образы, которые явно не тянут на серьезные вложения. Конечно может дорогостоящей оказалась аренда поместья, где проходили съёмки (вероятно это не так).
Фильмов про старинные особняки, в которых творится какая-то чертовщина, где когда-то происходило нечто леденящее кровь, сегодня не хватает. Из последних в памяти всплывает «Винчестер. Дом, который построили призраки», а также более ранние «Призрак дома на холме» да «Особняк «Красная роза». Хотелось бы больше. И качественнее.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра. ------ Да кому какое дело ------ Роман Генри Джеймса «Поворот винта» был много раз экранизирован и практически всегда фильмы по его мотивам добивались определенного успеха у зрителей. Режиссеры могли корректировать сюжет по своему усмотрению, так как рассказ Джеймса был приправлен массой допущений, из-за чего каждый автор сам решал, как представлять события и на что ставить акцент. В 2020 году увидела свет еще одна версия «Поворота винта», но она не может дотянуться не только до прошлых экранизаций, ни тем более романа-первоисточника, оказавшись еще одним дешевым триллером, все больше разочаровывающим к финалу.
По каким-то мне непонятным причинам сюжет фильма «Няня» разворачивается в первое половине 90-х годов, когда совершил свое самоубийство Курт Кобейн. Это обстоятельство вообще никак не влияет на историю, и может режиссер хотела таким вот образом провести какие-то параллели и намекнуть на психическое состояние главной героини, но на деле это вообще не имеет никакого значения. Сам антураж 90-х тоже не использован для продвижения сюжета, и непонятно, зачем все происходит конкретно в этот период. Если авторы хотели избежать использования мобильного телефона и интернета, то их отсутствие было бы несложно объяснить даже в наше время.
Сама история крутится вокруг молодой гувернантки Кэйт Манделл, которую приглашают в роскошный викторианский особняк для того, чтобы опекать и воспитывать лишившуюся родителей девочку Флору. Помимо нее в доме оказывается миссис Гройс, занимающаяся бытовыми делами, а также неожиданно вернувшийся из школы старший братец Флоры, Майлз. С этой тесной компанией нам предстоит просидеть полтора часа времени, и готовьтесь, что вам по большей части будет просто скучно.
Довольно быстро Кэйт начинает замечать в особняке странные отражения и ужасные силуэты. Но как знать, что это именно. Может быть здесь прописались призраки, а вдруг с няней играет в непростые игры ее воображение, которое подстегнулось расшатанной психикой. Над этим вопросом режиссер предлагает нам с вами биться самим, но когда доходит дело до финала и двух разных вариантов происшествия, вообще нет никакого желания задумываться о том, что тут происходит.
Вроде бы «Няня» стоит 14 миллионов долларов и для категории жанра ужасов эта сумма очень даже хороша, но спецэффекты тут оставляют желать лучшего. Графика совсем невыразительная и выдает свою неприхотливость в самый неподходящий момент. Хотя бы особняк был снят хорошо и вызывал трепет, как в «Призраках дома на холме» Яна де Бонта. Но ведь этого так мало для того, чтобы фильм получился интересным и пугающим. Генри Джеймс такую историю точно бы не оценил.
Не знаю, зачем и кому пришла в голову задумка еще раз переосмыслить «Поворот винта», но сделано это было зря. Такие большие перспективы были просто уничтожены бездумным подходом к делу. ------ Зачем и почему? ------ Этот фильм имел все шансы на то, чтоб быть неплохим. Трейлер был столь мрачным, загадочным, обещал сочный антураж 90-х, смешанных с готикой и приправленные мистикой и вкусным налетом тайн, но... Не тут-то было. Фильм принес сплошное разочарование и заставил почувствовать себя не особо далеким человеком в виду того, что концовку мне пришлось пересмотреть трижды и я ее так бы и не поняла, не прочитай пересказ повести, которой вдохновлялись создатели.
Что же не так с этим фильмом? Для начала возьмем сеттинг. Повесть была написана еще в 19-м веке, так что антураж старого готического поместья с великолепными садами, прудами и лабиринтом из комнат, понятен. Непонятно, зачем туда впихнули 90-е. Видимо только из-за хайпа, поднятого «Очень странными делами» и «Оно», но там атмосфера 80-х напрямую влияла на сюжет, характеры, была отдельным персонажем, здесь же - это просто данность и странноватые наряды главной героини. То, как показали поместье, мне не понравилось. Авторам не удалось погрузить нас в его атмосферу, они не воспользовались великолепными помещениями. В отличие от «Призрак дома на холме» и «Винчестер. Дом, который построили призрак» здесь дом просто есть, но он где-то на заднем плане.
Героиня какая-то никакая. Вроде симпатичная девушка, но ты не чувствуешь к ней симпатии, не знаешь особо ее истории. Кто она вообще? Где до того работала, почему вот так с бухты-барахты решила посвятить свою жизнь этим детям? Кто ее нанял? Мы видим ее маму, но не знаем, что с ней. Раскрытие персонажа нулевое. Никакой предыстории. Она гувернантка, но за весь фильм детей нормально ничему не учит, отчего складывается впечатление, что она и не учитель вовсе. Почему такие состоятельные люди решили ее нанять?
На фоне никакой гувернантки ситуацию с персонажами могли бы спасти дети, но не тут-то было. Если малышка Флора еще способа вызвать какой-то отклик в сердце, то Майлз никакущий. Он не резко негативной, но и не позитивный. При том, что актера я обожаю по его прошлым ролям, здесь наблюдать за ним скучно - ну не тянет он на тяжелого подростка. Единственный, кто хоть как-то играет - старая экономка, но ее слишком мало.
Кино откровенно нудное, поступки главной героини странные - почему не запереть двери спальни, чтоб озабоченный подросток не беспокоил по ночам, почему не вестись на глупые детские игры и розыгрыши? Много банальщины и уныния, нет саспенса, от конца ты не ожидаешь ничего особенного, так и выходит. Вот только странная и подборка финальных кадров ввергла меня в откровенную злость и презрение к создателям - что это было?
Короче, фильм совершенно не обязателен к просмотру. Это не такой шлак, как недавнее «Проклятье», может понравиться неискушенному в данном жанре зрителю, у которого за плечами нет большого количества годных мистических хорроров, но для меня это очередной проходняк, о котором через пару дней и не вспомнишь. ------ Зачем и почему? ------ «Няня» Флории Сиджизмонди, очевидно, вдохновленно классическим романом «Поворот винта». А ещё, само собой, большое значение для атмосферы киноленты сыграли готические кинематографические произведения: от грандиозного саундтрека и мрачных декораций до странноватых сексуальных оттенков - вполне амбициозный взгляд на клаустрофобию и концепцию триллера, в частности. С другой стороны, «Няня» вышла невероятно нечеткой: любопытный, на первый взгляд, триллер-хоррор-детектив-драма быстро разваливается под натиском скуки и двусмысленных психологический инсинуаций, подрывающих сам сторителлинг. Иными словами, напряжения в «Няне» отчаянно не хватает и то, что в чужих руках казалось бы провокационным, в этой картине выглядит приземленным и... банальным.
Учительница-гувернантка Кейт переезжает в большой особняк, чтобы заняться воспитанием семилетней Флоры, страдающей от психологической травмы из-за смерти родителей. Бывшая няня, кстати, вообще покинула страну из-за загадочных обстоятельств. Готическое поместье имеет свои темные тайны, запертые в холодных стенах. В доме также живет домработница, которая отнюдь не облегчает карьерный рост Кейт. Жуткий шепот по ночам и ужасные видения не пугают храбрую девушку, а вот нервы будут проверены на прочность 15-летним братом Флоры по имени Майлз, неожиданно вернувшимся из школы-интерната. Вскоре именно Майлз, капризный и избалованный подросток, начнет разводить слухи о призраках.
У «Няни» был значимый пример для подражания - «Невинные» Джейка Клейтона 1961-го года. Создатели добавили одну важную и, наверное, слегка пикантную деталь - центральным в «Няне» стал конфликт двух женских сил. Персонажи в лице Кейт и прислуги миссис Гроуз являются иллюстрациями, написанными широкими мазками. Вообще «Няня» - очень условный фильм, в который захотели добавить весьма сложных тем, но лишь царапнули поверхность: женщины могут действительно сходить с ума, если им не верить; или тема внутреннего отрицания сверхъестественных иррациональных вещей. Динамика отношений должна была стать первостепенной чертой «Няни», однако не может рассматриваться в качестве точки опоры фильма: скучность повествования и тягомотина вместо выяснения отношений сильно бьёт пол впечатлению.
Создатели пытались сыграть также на чувстве саспенса и тем не менее, даже его стилизовали с каким-то безвкусным эффектом. Внимание к деталям уступило место незначительным пустякам: без атмосферы и без тревоги. Эстетическая игра света и тени была заменена на какую-то серую бледность. Психологические компоненты? Их тоже заменили на ледяное и процедурное развитие событий.
Что касается актерской игры, то достаточно сложного (в теории) персонажа Кейтн актриса Маккензи Дэвис, увы, сводит до одномерной «королевы крика». Возможно, в этом была многогранная задумка сценаристов, вроде как обновление истории «Поворота винта» до весны 1994-го (единственное значение которого заключается в репортаже о самоубийстве Курта Кобейна в начале фильма), но надо быть честным - Дэвис просто схалтурила. Наш любимый пацан из «Очень странных дел» Финн Вулфард, похоже, также не смог найти ничего общего со своим образом, так что и ему пришлось лишить Майлза фактуры и оттенков. Положение лишь спасает Бруклин Пирс, напоминания, почему-то, о своей же роли из «Проекта Флориды».
Несмотря на талантливый актерский состав, немного густую атмосферу и неплохой производственный дизайн, «Няня» страдает от вялого сюжета и кульминации, время которой приходит в самый неожиданный момент. Кажется, при съемках были задействованы талантливые люди, однако до чего же кинолента самодовольна и неопрятна! Все это проваливается в одну за другой сюжетную дыру и неоднозначная заключительная последовательность сцен, вероятно, расстроит аудиторию, привыкшую к поискам глубинного смысла. «Няня» в итоге - слабый фильм, который решили сделать непостижимым для того, чтобы залатать отдельные нарративные недостатки, т. е. накинув одеяния «Начала» Нолана или «Других» Аменабара. У зрителей, правда, вряд ли возникнет чувство из разряда «что мы только что посмотрели?», но... таков путь.
Экранизация повести «Поворот винта» («The Turn of the Screw») Генри Джеймса (1843-1916).
|
Отзывы о фильме Няня