Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Встречайте новый отечественный высокобюджетный фильм, который снят по мотивам романа советского разведчика Михаила Любимова «И ад следовал за ним», в котором события разворачиваются в 80-е годы. Режиссёр фильма Душа шпиона перенес действие в современность. Перед российским шпионом в Англии Алексом Уилки (Андрей Чернышов) стоит задача проникнуть в американскую разведку и выявить крота — нашего разведчика, передающего врагу агентурные сведения. Герой вынужден преодолевать невероятные препятствия, чтобы войти в доверие к американцам…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 4.371 (174)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.80 (9)
Разделы: Фильм, Детектив, Драма
Год выхода: 2015
Название фильма: Душа шпиона
Режиссеры: Владимир Бортко
Актерский состав: Пенни Джудд, Гленн Уэбстер, Кристина Бродская, Крис Коулин, Даниил Спиваковский, Андрей Чернышов, Малкольм МакДауэлл, Марина Александрова, Фёдор Бондарчук, Ханна Блэмайерс
Продолжительность фильма: 125 мин. / 02:05
Производство: Россия
Сценарий: Владимир Бортко, Михаил Любимов
Продюсер: Сергей Гуревич, Лариса Лебедовская, Наталия Бортко
Оператор: Елена Иванова
Композитор: Игорь Крутой
Художник: Дмитрий Малич-Коньков
Монтаж: Леда Семенова
Затраты на съемки фильма: $10 000 000
Сборы в России: $20 145
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 16 лет
Премьера в мире: 28 августа 2015
Премьера в России: 8 октября 2015, «Ленфильм»
Ключевые слова: драма, детектив
И ад следовал за ним ------ Я всегда основательно подхожу к выбору фильма для просмотра. Не хочется впустую потратить минимум полтора часа времени. Прочитав, что режиссер данной картины – Владимир Бортко, вопрос смотреть или нет, отпал сам собой. Бортко – это знак качества. За его плечами фильмы и сериалы, имевшие громкий и заслуженный успех. Среди них: сериалы 'Идиот', 'Мастер и Маргарита', 'Бандитский Петербург', 'Улицы разбитых фонарей', замечательный, еще советский фильм 'Собачье сердце', и другие. Режиссеру интересно творить в разных жанрах – в его репертуаре драмы, комедии, мистика с элементами фантастики и сатиры, криминальный детектив, историческая драма, драма с элементами фантастики и комедии, детективные фильмы. Главное – это то, что все, за что берется этот талантливый мастер, сделано на совесть. Либо по-настоящему, либо – никак. 'Душа шпиона' представляет собой новый для режиссера жанр – шпионский детектив. Бортко, как всегда, серьезно подошел к своей работе. Картина снята добротно. Съемки велись в Лондоне, во Франции, в Каире. Бюджет проекта составил $10 млн. Фильм снят по мотивам книги 'И ад следовал за ним', написанной бывшим советским разведчиком Михаилом Любимовым. Картина является своего рода опровержением, разрушением идеализированного, возвышенного образа разведчика, созданного еще в советское время. 'Душа шпиона' – это взгляд на мир разведки изнутри, глазами бывшего советского шпиона. В советское время было снято немало фильмов о шпионах. Тема, казалось бы, не новая. Но только Бортко показывает нам совсем иной, настоящий мир разведки. В этом мире почти невозможно встретить Штирлицев и Тульевых, принесших свою жизнь в жертву служению Родине, вере в Идею. Здесь все зачастую решают деньги. В этом продажном мире трудно различить 'белых' и 'черных' – 'своих' и 'чужих', ведь в любой момент Родину легко можно продать, если хорошо заплатят. Конечно, еще встречаются иногда истинные герои, но только сама система червива изнутри. Сложная и опасная работа сводится зачастую к переманиванию на свою сторону, интригам, козням. И в этой игре все методы хороши: убийство, шантаж, подкуп. Можно, конечно, списать происходящее на постсоветскую деградацию, обесценивание духовных идеалов и культ денег. Но только действие романа 'И ад следовал за ним' разворачивается в советское время. Это уже сценаристы решили перенести события фильма в наши дни. Итак, получается, что в советское время происходило примерно то же, что и сейчас, а значит, фильмы тех лет явно идеализировали эту профессию. Фильм 'Душа шпиона' ценен своей новизной. 'Душа шпиона'– это, в первую очередь, разоблачение. Режиссер словно приоткрывает перед зрителем театральный занавес, позволяя заглянуть за кулисы и увидеть все без прикрас. И с этой точки зрения картина – определенно успех. Чего мне, к сожалению, не хватило, так это той самой 'души' шпиона, которую нам обещало название. Образ главного героя Алекса (Андрей Чернышов) так и остается для зрителя не до конца раскрытым. Фильм – это преимущественно череда событий, среди которых внутренний мир героя – не самоцель. Он понемногу попутно приоткрывается для нас, конечно, когда мы видим Алекса в тех или иных ситуациях, но по большей части все равно остается загадкой. А ведь на самом деле в душе героя происходила глубочайшая драма, вызванная переосмыслением всей своей жизни, разочарованием в прежних идеалах, сомнениями в правильности выбора жизненного пути. На мой взгляд, столь глубокому внутреннему конфликту нужно было уделить куда больше внимания, тем более, что жанр картины – драма, и тем более, что речь идет о главном герое. Даже в ретроспективных кадрах, из которых мы узнаем о его проблемах с женой, больше событийности, чем психологизма. И это притом, что ретроспектива – идеальный прием для раскрытия внутреннего мира персонажей, ведь, как известно, корни проблемы часто стоит искать в прошлом. Также очень хотелось лучше понять героя Даниила Спиваковского – этому персонажу тоже явно было что сказать. Один из немногих положительных героев данной ленты, он прошел через многое, и многое его еще ждет впереди. Он напуган за себя и за оставшуюся в России семью, ведь он знает слишком много, чтобы враги так легко оставили его в покое. Думаю, что 'раскрытие' души этого персонажа придало бы фильму дополнительный накал. Возможно, если бы фильм, как и книга, назывался 'И ад следовал за ним', а не 'Душа шпиона', на вышеобозначенный недостаток легче было бы закрыть глаза. А так сразу обращаешь внимание на не полное соответствие названия содержанию. Но в целом, даже так, как все представлено в фильме, суть метаний главного героя ясна: Алекс ищет ответ на вопрос, не было ли все зря. Герой Федора Бондарчука, на мой взгляд, не нуждается в большем 'раскрытии', чем это сделано в фильме – здесь и так все понятно. Подытожим. Режиссер сумел осуществить поставленную задачу: показать зрителю мир разведки без прикрас. Хотелось больше души некоторых героев, но суть, опять же, режиссеру донести удалось. ------ Личное бессилие ------ Оказывается, не только фантазия о Вуди Аллене как режиссёре бондианы имеет место быть, но и Владимир Бортко снял очень интересную шпионскую драму, далёкую от блокбастеров династии Брокколи, но и не настолько 'спокойную и тихую', как недавний фильм 'Шпион, выйди вон' (Томас Альфредсон; по роману Ле Карре; 2011). Воспоминания из молодости (рубеж 80-х/90-х) периодически отвлекают русского шпиона среднего возраста от его заданий в Англии. Это не мешает его профессионализму и относительной насыщенности внешнего действия в фильме. Но весь фильм пронизывает чувство усталости и растерянности, витающее вокруг и порой захватывающее российского шпиона. Как это иногда бывает, непонятно - кто друг и кто враг, и зачем всё это происходит в окончательно запутавшемся мире с неясной расстановкой сил. Персонажи воплощают не столько разные стороны интриги, сколько разные позиции в растерянном мире вообще, а не только в шпионском мире. Пожилой персонаж Малкольма МакДауэлла держится за коммунистическую идеологию, весь XX век наводившей шороху, а теперь, несмотря на актуальность для многих, ставшей памятником подобно грозному на вид Карлу Марксу, около чьей могилы разворачивается одна из встреч. Главный злодей - перебежчик, для которого России больше нет; но есть денежные и ещё какие-то увлекательные соображения. Красавица-жена Алекса Уилки, главного героя, - просто во всём разочарованный человек (цитирует Хэмингуэя). Есть беглец из разведки, мечтающий скрыться навсегда от этих дел, стремящийся к мирной и порядочной жизни (хотя ему за неё приходится воевать). В фильм пригласили и Алексея Булдакова на чудаческую роль душевного мужичка с базара, который втянут в шпионаж словно для разоблачения чудаческой сущности этой работы (порой не отдаёшь себе отчёт в том, что развед. службы существуют на самом деле). Диалоги о жизни всё же преобладают в картине, пусть они не громоздки и связаны с сюжетным развитием. Моральный вывод пребывающего в относительном смятении Алекса Уилки непригляден и неутешителен для него самого. Приходится продолжать творить грязную работу, бороться злом против зла во имя всё того же идеала Родины и, как ни странно, порядочности. 'Мне можно', - так поясняет он свой поступок, потому что по сравнению со злодеем выглядит не такой свиньёй. Но этот выход - явно не выход; и, подавленный, понёсший большие жизненные потери и принёсший их другим, герой удаляется прочь. Так что, шпионский мир в фильме Бортко (и, возможно, в литературной основе - романе М. Любимова 'И ад следовал за ним', который я не читал) становится метафорой общего состояния (мира?). Метафоризм скрытый, разлитый в сюжете, в отношениях персонажей, в привычных атрибутах жанра - оттого и не скажешь поначалу, что это фильм с особым стилем, приёмом или мироощущением.
Фильм снят по роману советского разведчика Михаила Любимова «И ад следовал за ним». События в романе-первоисточнике разворачиваются в 80-е годы, но режиссер перенес действие в современность, в 2011-й год, сильно переработав сюжет.
|
Отзывы о фильме Душа шпиона