Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Режиссер и продюсер Александр Куликов («Морпехи», «Быть или не быть», «Вий 3D») порадует зрителей своим новым фильмом – фантастической драматической картиной «Пришелец». Мы увидим космонавта, который оказался один на незнакомой планете. Сначала он думал, что планета необитаема. Но потом с ним вступило в контакт нечто, что навсегда изменило его сознание и отношение к жизни. В результате цепи трагических случайностей на далекой планете в одиночестве оказывается космонавт. Его жизнь находится в постоянной опасности. Нечто необъяснимое, вступившее с ним в контакт, навсегда изменит его. С этой минуты он станет потерянным и для себя и для людей. И сколько раз ему придется умереть, чтобы доказать, что он жив…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 4.487 (2781)
Разделы: Фильм, Драма, Приключения, Фантастика
Год выхода: 2018
Название фильма: Пришелец
Режиссеры: Александр Куликов
Актерский состав: Андрей Смоляков, Юрий Цурило, Прадьюмна Чаттерджи, Руслан Устинов, Юнчен Жуань, Александр Куликов, Максим Виторган, Григорий Сиятвинда, Анна Банщикова, Игорь Огурцов
Продолжительность фильма: 91 мин. / 01:31
Производство: Россия
Сценарий: Михаил Расходников, Ольга Расходникова, Александр Карпов
Продюсер: Альберт Саркисян, Александр Куликов, Алексей А. Петрухин
Оператор: Сергей Павлов
Композитор: Сергей Немировский, Сергей Дудаков
Художник: Мария Турская
Монтаж: Илья Андрашников
Затраты на съемки фильма: 350 000 000 руб.
Сборы в России: $220 601
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в России: 8 ноября 2018, «Люксор»
Обман года ------ Аннотация и трейлер наводили на мысль об отечественном варианте фильмов «Чужой», «Контакт» и даже «Грани будущего». И я с нетерпением ждала премьеры.
Начало было многообещающим. Куликов, царство ему небесное, вполне себе смотрелся в роли космонавта. Марсоход в виде собачки - полнейшая милота. Интригующая модель смартфонов. Однако, для удачного проекта этого мало. Спустя примерно 20 минут началось нечто (как бы так без мата) непонятное.
Международная миссия не означает международное обсуждение (хотя бы), как спасти космонавта. Всем плевать, даже руководству страны, чьим гражданином является этот самый космонавт.
В ЦУП можно спокойно зайти, если ты репортер/журналист, да вообще, без разницы, кто.
Более того, в ЦУПе можно устроить студию для ток-шоу с элементами реалити.
Умница/красавица/комсомолка почему-то влюблена в храброго воина, а живет с... даже не знаю, как его определить.
Этот самый чел, являясь, как нас хотят убедить, гением-связистом, при обнаружении аномальных звуков с Марса бежит к своей невесте, а не к руководителю полетом.
Руководитель полета - ученый с такими боевыми навыками, что лихо раскидал троих ВООРУЖЕННЫХ спецназовцев.
Что авторы хотели сказать? О чем я должна задуматься? Что в стране коррупция? Что общество бездушно? Это, без сомнения, животрепещущие темы. Даже спорить не буду.
Но ведь я пришла на фантастический фильм про космос. И хочу посмотреть на космос.
Где «нечто необъяснимое, вступившее с ним в контакт...»?
Я честно ждала, что необъяснимое сделает космонавта высшим разумом или маньяком-убийцей, на крайний случай - инкубатором для монстра. А про коррупцию и бездушие можно же фоном показать. Зачем же так явно и топорно?
Или возможно авторы просто сигнализировали нам о фантастическом распиле бюджета фильма? - за пёсика-марсоход ------ Чапаев и пустота ------ «Пришелец» Александра Куликова - определённо событие в кинематографе. Космической фантастики в России и так примерно как жидкой воды на Марсе, а уж когда тебе переходит дорогу сам Ридли Скотт, то это особая честь. Пришелец даже попытался подать на Марсианина в суд, но куда там с деревянной сабелькой на железный трон - иск отклонили. Сценарий пришлось переписывать, и вот что из этого вышло.
Первая в истории человечества пилотируемая миссия на Красную планету в самом разгаре. Корабль с четырьмя российскими космонавтами на борту пытается примарситься, но его встречает жесточайшая песчаная буря. В связи с аварийной ситуацией Директор ЦУП и руководитель миссии Александр Григорьевич принимает трудное, но гуманное решение: всё отменить и возвращаться на Землю. Командир корабля Александр Чапаев залезает в исследовательский модуль-лабораторию и сбрасывает его на поверхность Марса, чтобы остальные спаслись. ЦУП замирает. По гладким щекам психолога Беловой текут две слезинки.
Но недолго музыка в ЦУПе не играла, недолго манерный ведущий в нём не танцевал. Оказалось, Чапаев жив и даже не ранен в руку. На спасение - тринадцать месяцев, и единственный способ добыть на это денег - это устроить лайв-телешоу «Марсианин» (выкуси, Ридли). Болезненно скрипя своим большим сердцем, Александр Григорич принимает новые реалии.
Помните сцену, когда буровики-смертники из фильма «Армагеддон» медленно идут к камере под героическую мелодию? Или любую другую подобную сцену? Не самый тонкий ход. Но иногда такое даже работает и к горлу подступает торжественный ком, особенно если это снабжено предысторией и вставлено в повествование в разумном месте. «Пришелец» же так начинается. Возможно, чтобы опередить NASA во всём. Начинается так, что хочется бежать из кинотеатра, и только деньги, заплаченные за попкорн, удерживают тебя в кресле.
Поверх торжественной музыки звучит торжественный и задумчивый диктор, задающий в пространство пару риторических вопросов вселенского масштаба и космической банальности. И всё, вот и вся предыстория, после этого сразу героизм. Суровая, но человечная решимость на добром лице командира Александра (позже она сменится на располагающую улыбку). Придыхание, энтузиазм и справедливость в точных и смелых указаниях директора Александра. Музыка всё торжественнее. Два командира, два капитана, Саша и Саня, два сослуживца-вэдэвэшника (тот, что на Земле, посмотрит долгим взглядом на соответствующее выцветшее фото, не сомневайтесь). Нужно сообщить Сане плохие новости. «Если хотите, я!» - вытерев слёзы, предлагает психолог Белова. «Нет, я сам!» - непреклонен Саша.
На другом полюсе шкалы добра и зла - супер-Рогозин недалёкого будущего и бандитской внешности, министр не совсем понятно чего, явно относящегося к теме, кандидат в президенты, обезьяна с ракетами, просто Господин Министр, может, и не «она утонула», но «он остался на Марсе», денег нет, но вы держитесь. Чудовищный, карикатурный, плоский, жадный до власти антигерой, который кормит мясом собственную пуму на поводке: никаких полумер и рефлексий, абсолютно чёрный персонаж.
Из серой зоны добру и ВДВ противостоят российский и глобальный шоу-бизнес - воплощение тупости и меркантильности, поглотивших человечество. Номер один - телемагнат с еврейской фамилией и лицом, пугающе напоминающим лицо Бориса Моисеева. Точнее опознать не удаётся. Магната почему-то показывают только сзади - гусары, ваш выход. Номер два - ведущий шоу омерзительного вида, подчёркивающий свою духовную нищету фразой: «Сделать женщину счастливой легко, но дорого». В серое болото зла затягивает и Петю, жениха психолога Беловой с повадками тупого травоядного животного.
Развлечение - работа, деньги - совесть, «Звёздная случка» - покорение космоса, настоящее - напускное, десантура - богема, проникновенный взгляд - фальшивая ухмылка. Вот примерная суть конфликтов. Постановка поверхностная, схематичная; упругие ягодицы психолога в облегающем х/б отвлекают ненадолго; играть, кроме Смолякова (да и то), никто не хочет или не умеет. Самые заметные успехи на ниве нежелания и/или неумения проявляет Александр Куликов, исполняющий роль Чапаева. Определить, по своей инициативе Куликов-актёр это делает или по просьбе Куликова-режиссёра, не проще, чем разглядеть Фобос без телескопа.
CG не блестящая, но удобоваримая. Меня давно удивляет, как российские компьютерные графики (люди, а не линии) умудряются укладывать в смешные 5-10-миллионные бюджеты картинки не совсем позорного качества. Не зря их потом (людей, а не картинки) американцы воруют и уводят в Кремниевое рабство. А русские связисты будущего, видимо, преодолели скорость света: общение Земли и Марса происходит без каких-то там задержек из-за какого-то там расстояния. Чего только не сделаешь ради шоу в прямом эфире.
Напыщенную закадровую риторику - кто мы? куда идём? кому всё это нужно? - подхватывает Чапаев. Всё ж лучшее занятие, чем сенсорная депривация в перерывах между телемостами, сопровождающаяся внутренними голосами, голубыми сполохами, лемовскими мотивами и прозрачными призраками, движениями напоминающими Хищников. А вообще-то, если подумать, это Хищники похожи на призраков. Жди, ХХ Century Fox, ещё один иск. «Зачем мы живём?», - шепелявит девочка в студии сквозь первые выпавшие зубы. «Чтобы сделать что-то новое! Чтобы мир стал лучше!» - поучает детишек космический странник. Вот это уровень.
И поэтому так странна и несправедлива, примерно как одна населённая планета в галактике, единственная годная философская потуга в самой концовке фильма, не дающая нам просто плюнуть и растереть. О том, что мы сами создаём реальность, а потом пытаемся её осознать. Нет, заключительные размышления не переворачивают фильм с ног на голову, но в бочке дёгтя приятно встретить ложку даже разбавленного мёда. Если это было то самое изменение сценария, начатое с конца, то можно только сожалеть, что создатели не захотели или не успели изменить больше. Глубины последним смыслам придают внешние события: в 2016 году Куликов погиб в вертолётной катастрофе. Если вы готовы терпеть полтора часа бреда сивой кобылы ради приличного финала - милости просим в кино. ------ Страдают все - и на Земле и в космосе... ------ Пришелец - фильм долгожитель, точнее долгосоздаватель. Еще перед выходом Марсианина Ридли Скотта стали говорить, да и судиться, что Голливуд украл сценарий, а российский Марсианин уже снимается. Вот теперь появилась возможность сравнить.
Графика наша на удивление понравилась даже больше. Никогда бы не поверила, что так скажу. Дорого, сразу видно, и у нас такого не припомню.
В сценарии: планета - цель полета, катастрофа, одинокий герой, спасший команду и оставшийся один на Марсе - ну вот же оно сходство! Но это первые 5 минут, а дальше все другое. Если у Скотта ни минуты драматургии, радостный астронавт и банальное «спасем его!», то в Пришельце драматургии хоть отбавляй.
Сумасшествие героя, безумие телемагнатов, зарабатывающих деньги на человеческом горе. Зная, что у Скотта все кончилось хорошо, так и ждешь, когда же героизм начнется, а тут и корабль уж вернулся с его сокомандниками, да и новый корабль все никак не строят для возвращения, а тут как развязка настает, что аж ненависть к современным «хозяевам» жизни накатывает.
Вот и эмоции, и вечные ценности, и встреча с неизвестным. Концовка разрывает мозг, в основном в сравнении с тем, что зрителя последние десятилетия всеми силами пытаются отучить мыслить. А фильм вообще иной!
Наряду с повальным интертейментов для подростков можно порадоваться, что появляются фильмы духа Тарковского.
Стоить проверить - поймешь ли?
Из минусов - персонажи заклешенные: ведущий телешоу Сиятвинда - аналог из 5 элемента, безликий всемогущий медиамагнат - тот, что уже «снимался» в десятке фильмов. Только мне кажется, что режиссер сделал это нарочито, однотипность меркантильного мира продемонстрировать.
Да много он, видимо, сказать что-то хотел, о чем понять смогут не все... ------ Страдают все - и на Земле и в космосе... ------ Фильм не избежал некоторых болезней отечественного кино, таких как невнятность некоторых сюжетных линий, приблизительность и неточность некоторых сцен, порой очень неживых диалогов, однако фильму удается держать зрителя в напряжении и удивлять. Порой странные решения создателей фильма действительно выглядят неожиданно. Графика сделана на достойном уровне, если бы фильм вышел тогда, когда планировался, это вообще был бы прорыв. Музыка в фильме порой добавляет неплохой атмосферы и объема, но местами бывает очень стандартна. Запомнились некоторые актерские работы, хотя по-честному можно выделить только очень наивную и честную игру Александра Куликова.
Отечественное кино часто бывает очень противоречивым, в нем сплетается желание создателей угодить зрителю, поразить эффектами или удивить масштабом, но все-таки самое главное в кино это простая человеческая эмоция, которая через экран кинотеатра через людей, которые играют в фильме, через музыку, изображения передаётся зрителю. В этом фильме носитель этого искреннего человеческого посыла является Александр Куликов. Через дебри сюжетных хитросплетений, актерских потугов и кстати говоря не плохой компьютерной графики пробивается человеческая и вполне понятная линия главного героя. Этот фильм о поиске себя в безумном и противоречивом современном мире. О нашем обществе потребления, которое уже не до конца понимает куда движется и что является истиной ценностью в жизни. ------ Чапаев и Красная планета ------ Современное фантастическое кино - это набор сложных спецэффектов и высокотехнологичных трюков, за которыми подчас не стоит никакой сюжетной мысли. Поэтому приятно, что «Пришелец» выбивается из этого ряда и вместе с богатой визуальной палитрой предлагает зрителям возможность подумать над глубокими философскими вопросами.
Космонавт Чапаев остается в живых после крушения космического корабля на Марсе. Запертый в четырех стенах лаборатории, один на неизвестной планете, герой борется не столько за физическое выживание, сколько за выживание души.
Александр Куликов, исполнивший главную роль в фильме, трагически погиб в 2016 году и от этого каждый новый кадр с ним пронизан трагической предопределенностью. Фразы, сказанные героем, наполняются дополнительным смыслом.
Но неправильно будет говорить, что фильм полностью держится только на драме. Динамичный сюжет и отличная компьютерная графика, не уступающая по качеству американским аналогам, не позволит заскучать. Тем более, что создатели не стали увлекаться и сделали приятный для современных фильмов хронометраж в 91 минуту.
«Пришелец» - достойная проба российских кинематографистов поработать с жанром «умной научной фантастики».
|
Отзывы о фильме Пришелец