Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Жизнь простой девушки Натальи была обычной и тоже самой простой. Небольшой приморский городок, совместное проживание с мамой, только эпизодическая личная жизнь и никакой надежды на постоянство, а также ежедневная работа в зоопарке. По причине того, что Наталье нравится ее работа, среди своих знакомых она прослыла странноватой. Наталью это расстраивает, но бросать любимую работу она не собирается. Однажды жизнь преподносит Наталье сюрприз. Но сюрпризы бывают ведь разные: у Натальи за одну ночь отрастает пышный звериный хвост. Испуганная девушка в тяжелой панике ищет помощи и поддержки у профессиональных медиков, у народных целителей и шарлатанов, даже у священников. Преодолевая насмешки, подозрения и предрассудки, с которыми ей приходится теперь сталкиваться, Наталья постепенно обретает уверенность в себе и становится другим человеком.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.097 (3103)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.50 (630)
Разделы: Фильм, Драма, Фантастика
Год выхода: 2016
Название фильма: Зоология
Режиссеры: Иван И. Твердовский
Актерский состав: Дмитрий Грошев, Ирина Чипиженко, Владимир Сергеев, Валентина Попова, Людмила Шестакова, Юлия Пимкина, Маша Токарева, Александр Горчилин, Наталья Павленкова, Нина Свиридова
Продолжительность фильма: 91 мин. / 01:31
Производство: Германия, Франция, Россия
Студия: Arizona Films, MovieBrats Films & Animation, New People Film Company
Сценарий: Иван И. Твердовский
Продюсер: Наталья Мокрицкая, Ульяна Савельева, Мила Розанова
Оператор: Александр Микеладзе
Художник: Любовь Иванова, Анна Чистова
Затраты на съемки фильма: $1 200 000
Сборы в России: $12 469
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 18 лет
Премьера в мире: 3 июля 2016
Премьера в России: 24 ноября 2016, «Артхаус»
Ключевые слова: драма, фантастика
Идея не нова, но всё же женщина с хвостом, это интригует. При помощи этого несложного сюра, режиссёр смог вполне сносно обыграть наболевшие темы. Да, вышло беззубо, согласен, но смотрибельно, а это главное.
Весьма иронично показан наш развитый бюрократизм, который способен уничтожить всё благое, даже попытки излечения. Наша медицина погрязла в бумажках. Она ими пытается даже лечить. Каждый с этим сталкивался и это настолько страшно, что осталось только смеяться, ведь жизнь продолжается.
Также демонстрируется человеческая неспособность к переменам. Люди перестают быть собой, кидаются из крайности в крайность, что обязательно привлечёт нежелательное внимание - больное притягивает больное.
Вообще человек, то есть мы с вами, потеряли способность быть этим самым Человеком. Нам стало чуждо всё, что нас делает людьми. Сострадание, пускай даже сочувствие, ну или на худой конец, заинтересованность в ближнем, всё это отсутствует, в лучшем случае находится в зародышевом состоянии. Героиня не зря ходила в зоопарк, там спокойней, хотя бы не тычат пальцем. Их попросту нет.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это любопытная, местами едкая, сатира на нашу жизнь, где имеются лёгкие перегибы, но когда до героини доходит очередная сплетня, то становится горько от этой правды, пускай и с хвостом.
Всем желаю приятного просмотра!!! ------ Дело не в хвосте ------ Насколько вы в курсе, фильм добрался до Европы (Чехия, в частности) чуть ли не на полгода раньше, чем до наших киноэкранов, хотя создан он российским режиссером в России (Крым, Туапсе, Новороссийск и т. д.)
На самом деле, сюжет/аннотация/трейлер вполне могут смутить потенциального (именно российского) зрителя - и это вполне объясняет страну первоочередного проката, ведь у дамы среднего возраста, живущей где-то в приморском городке, внезапно вырос хвост, да еще и без кисточки на кончике.
Что можно подумать? Очередная дикая история.
Да. Только сильнее, насыщеннее и гораздо правдивее (и хвост тут ни при чем) - в отличие от упадочного Левиафана», снятого по книге даже не советского или российского, а вполне себе американского писателя.
К черту хвост. Дело действительно не в нем.
1. Дело в изменениях, а точнее, переменах, к которым человек никогда не бывает готов. Он теряется, пугается, шарахается из стороны в сторону - и просто лишается привычного уклада жизни.
2. Дело в людях. Людях, которые любят гнобить тех, кто не идет с ними на контакт, которые смех и издевательства считают нормой и вообще чужды полноценного человеческого отношения к непохожим на них.
3. Дело в бесконечной бумажной путанице, больничной бюрократии и абсолютному равнодушию большинства людей в разнообразных инстанциях.
4. Дело в девиациях, которые человечество начнет с готовностью принимать лишь спустя несколько веков (и то - не факт).
5. Слухи среди людей распространяются как эпидемия, и с этим никто ничего и никогда не сможет поделать.
И вот картина: добрая, красивая и отзывчивая женщина не знает, куда податься, когда у нее вырастает хвост. Она встречает хорошего человека, она живет с доброй и чересчур доверчивой матерью, она говорит правду и хорошо относится к животным из зоопарка... Но - не получает в ответ ни правды, ни добра, ни отзывчивости...
Так происходит всегда. И об этом нужно знать, помнить - и стараться избегать. ------ На каждый хвост найдется свой любитель ------ Признаюсь, я была заранее скептически настроена по отношению к «Зоологии», ибо обласканный фестивальной критикой фильм, вызывал подозрения: вот опять она, тема унылой российской действительности, дикое общество и нетерпимость к любой непохожести во всей красе. Ну сколько можно, надоело... Конечно, всё это есть в фильме, но не в тех долях, чтобы резать глаз или тяжелой гирей утянуть фильм на дно посредственности. Из минусов отмечу некоторую предвзятость по отношению к церкви, государственным больницам и всему, что с ними связано, женщинам сильно постбальзаковского возраста, якобы формирующим общественное мнение. Возможно, это объясняется молодостью режиссера, нежели действительно соответствует реальности. Молодость часто жестока к тому, что традиционно относится к «зрелому» миру.
Но несмотря на некоторые перегибы, фильм получился достойным. Используя простой прием в виде непрезентабельного атавизма, Твердовский, тем не менее, лепит тонкую, многослойную трагикомедию. Атмосферу фильма нельзя назвать красивой, хотя действие разворачивается на фоне волнующих морских пейзажей, под шум волн и крики чаек. Да и в самой героине нет эстетического лоска - обычная российская старая дева предпенсионного возраста, и еще этот ее лысый, живущий самостоятельной жизнью хвост. А вот тут-то и первая проверка на шаблонность восприятия. Мы чутко и болезненно реагируем на всякое нестандартное и чужеродное - плюемся, закрываем глаза, цокаем языком. А ведь по сути, ну что такое хвост? Во многих случаях - предусмотренная природой часть туловища, или отголоски животного, первобытного наследия, в сущности, ничего такого уродливого. Просто часть тела.
Но главная героиня, как и абсолютное большинство, не принимает эту непохожесть. Она ходит по врачам, носит длинные юбки, всяческими способами прячет свой постыдный недостаток. Вот только на каждый хвост найдется свой любитель. И героине, Наташе, если разобраться, сильно повезло, что она встретила того, кто полюбил ее такую, не совсем стандартную. Казалось бы, вот оно спасение от глобального, тоскливого одиночества, но нет. Ведь все хотят, чтобы их любили за их душеньку прекрасную, богатый внутренний мир или привлекательную внешность, а не за якобы уродливые недостатки. Вся проблема в том, что героиня сама не может принять свою инаковость. Принять себя целиком, таким, каков ты есть, иногда невероятно сложно, не правда ли?
Символичен образ кота Барсика, который «перепутал весну с осенью». Он слишком старый, говорит Наташа. Несложно провести параллели. Да и режиссер их не особенно маскирует: весь фильм старая кошка сидит взаперти и воет в пустой комнате, чтобы в конце концов быть похороненной в коробке из-под женских туфель-шпилек. Престарелая Наташа лишь на мгновение ощущает себя той самой весенней кошкой, рисуясь перед фотокамерой, но быстро приходит в себя, стыдясь своего порыва, и вновь возвращается в тусклую, каменную оболочку возрастной женщины.
Так что, возможно, хвост - метафоричное изображение поздней женской любви. А для Наташи это как позорный нарост, с которым она вынуждена ходить повсюду. Непривлекательный, неприличный, отчасти служащий для сексуальной разрядки, он отталкивает, вызывает отторжение, шокируя своей «неестестесвенностью».
Возможно, за этим хвостом каждый увидит свое. Да, и в конечном счете, у всех он есть, просто не все осмеливаются явить его миру. Проще сломать рентген-аппарат, который так грубо и без прикрас высвечивает то, что есть на самом деле.
Второстепенные персонажи прописаны в гиперболизированно комичной манере: и кукольные завитушки на голове квадратной начальницы, и бабушки в больнице - все на одно лицо, и вдохновенные целители душ, которые надевают шоры на глаза, обещая «всю вселенную в руках» - всё это отличный крем на многослойном трагикомедийном торте Твердовского, который, увы, не всем покажется съедобным. Пожалуй, прекрасны и естественны здесь только звери из зоосада.
Невозможно не отметить игру Натальи Павленковой, которая невероятно талантливо воплотила на экране довольно непростой, противоречивый образ Наташи.
В итоге: «Зоология» - гротескный сюр, ироничный и метафоричный, о том, как невероятно сложно принять себя и иметь смелость открыться счастью; о том, что наименьший путь сопротивления - стать как все. Но вдруг это равнозначно смерти? ------ Мы уйдём из зоопарка? ------ Я ищу таких, как я, Сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных. А когда я их найду- Мы уйдём отсюда прочь, мы уйдём отсюда в ночь- МЫ УЙДЁМ ИЗ ЗООПАРКА! Е. Летов
Со времён обезьян люди привыкли оценивать окружающих, разделяя всех на «своих» и «чужих», а эти статусы, в свою очередь, присваивать по наиболее заметным внешним признакам. Тот, кто похож на меня - «свой», и, чем больше похож (а кровный родственник, как правило, похож больше, чем просто соплеменник), тем он более «свой». «Свои» вызывают доверие и спокойствие, основанное на ощущении предсказуемости их действий (раз человек похож на меня, значит, похожи и его действия; себя я знаю, значит, знаю и его). Из этого спокойствия произрастает симпатия. Излишне говорить, что ощущение это ложное, и многим, относившимся к нему слишком серьёзно, оно дорого обошлось.
Те же, кто непохожи на нас, на том же самом животном уровне вызывают страх. Непохожий = непонятный, а непонятный - значит непредсказуемый. А дальше включается известный механизм «бей-беги-замри» в зависимости от того, как человек априори, а также на основании имеющегося опыта и вытекающих из него аналогий, оценивает соотношение сил между собой и чужаком. Чем безобиднее выглядит чужак, тем больше агрессии он вызывает в свой адрес.
Героиня Натальи Павленковой, получившей за роль в «Зоологии» несколько призов, среди которых награда за лучшую женскую роль на «Кинотавре» и «Белый слон», как раз один из таких примеров. Интеллигентная, тихая, застенчивая - она выглядит белой вороной среди своих хабалистых коллег по администрации зоопарка, и является всегдашней мишенью их тупых острот и жестоких розыгрышей. Но Наташа непохожа на них даже больше, чем кажется на первый взгляд. У Наташи есть хвост.
Вообще-то вырастание хвоста у человека является довольно редким, но, тем не менее, многократно наблюдавшимся явлением. С точки зрения медицины ничего особенного. Если бы Наташа жила в Индии, её вообще могли бы признать посланницей бога Ханумана и отнеслись бы к ней с почтением и благоговейным трепетом. Но она живёт в краях, где к хвостам (а также любым другим отклонениям от кем-то и когда-то предписанных стандартов) отношение совершенно другое.
Очевидно, что Ивана Твердовского интересуют не особенности внутриутробного развития человеческого зародыша, хвост в его фильме - это лишь метафора, и поэтому он делает его нарочито неестественным, бросающимся в глаза. Хвост - отличный образ, его можно до поры до времени скрывать, но нельзя прятать вечно, рано или поздно он вылезет наружу, и тогда человеку придётся иметь дело с окружающим миром, для которого в мгновение ока он превратится из «своего» в «чужого» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Интерьеры зоопарка для фильма выбраны, конечно же, неслучайно, и совсем не потому, что хвост делает Наташу похожей на животное. Напротив, среди персонажей фильма она единственная, кто сохраняет человеческий облик. Остальные демонстрируют весь спектр реакций: от упорного нежелания видеть очевидное до стремления воспользоваться обнаружившейся уязвимостью другого человека самым извращённым образом.
Твердовский не жалеет ни свою героиню, ни зрителей, не освещает темноту мира вокруг неё ни одним лучом света. В этом смысле финал картины, на первый взгляд кажущийся беспомощно открытым, при более пристальном рассмотрении представляется скорее актом милосердия режиссёра по отношению к зрителям. На самом деле, сюжет фильма раскрывается полностью, и единственная неопределённость, которая остаётся в конце, относится не к героям, а к зрителям. Ведь, в конце концов, герои фильма, хоть и до боли похожи на реальных людей, всё же вымышлены, но те, кто сидит в зале, - настоящие. И именно от них зависит, как будут чувствовать себя в обществе люди с хвостами, крыльями и другими признаками, отличающими их от усреднённой особи в популяции. Какие законы будут действовать - зоологические или гуманистические? Будет ли реакция на неизвестное сводиться к триаде «бей-беги-замри», или познающая сила разума будет расширять горизонты и ареалы обитания? Сможет ли тупая злобная обезьяна всё-таки эволюционировать в человека разумного? Режиссёр может задать эти вопросы, но ответы на них можем дать только мы. ------ Выход есть ------ Когда-то давно я читала, что в Англии людей, выделяющихся чем-то из толпы, называют ЧУДАКАМИ. Относятся к ним снисходительно при одном условии: их образ жизни не должен мешать окружающим. Пример, не английский правда, - женщина, кормившая голубей в парке, в фильме «Один дома». Помните, какой шок она вызывает своей «инаковостью» поначалу?
Иван И. Твердовский, мне кажется, снял фильм о женщине, которая не справилась со своим состоянием Иного, и об узости коридоров сознания людей, которые её окружают. Да и она ходит по тем же коридорам.
Однажды в юности на дискотеке в паузе между танцами я услышала возбуждённый ропот толпы. Оказалось, что на танцы пришла новая пара. Девушка была небывалой красоты: я помню её толстенную русую косу, лежащую на плече, огромные голубые глаза, изумительный цвет лица. Все присутствующие не сводили с неё глаз и громко шептались. Через 15 минут парень с девушкой ушли с дискотеки. А что помешало ей насладиться танцами и обществом своего партнёра? Бурная реакция толпы? Но ведь она наверняка ходила по улицам и на неё оглядывались.
Красота, как впрочем, и уродство выделяют человека из толпы. Уметь жить с этим сможет не каждый.
Теперь о втором «слое пирога» под названием «Зоология».
Вынесенное в заглавие, оно приравнивает мир существ на экране к одному знаменателю. Ни о какой любви в этом мире речи быть не может. Что заменяет животным это чувство? Правильно, инстинкт и привязанность высших животных к тем, кто их приручил. В этом зоопарке каждый сидит в своей клетке, и никто со своей расстаться не может и не хочет. В мире людей, правда, ходят слухи, что некоторые животные прорывают глубокие норы, чтобы вырваться из заточения. Потому люди принимают очень продуманные меры, чтобы такого не случилось.
Но иногда попытки бывают, потому что существуют пожарные ворота, оторванные сетки, возможность перелезть через забор. Не важно, что, перелезая через забор, всё равно попадаешь в клетку. Главное, что в твоём воображении в ней есть кресло, гамак и прочие удобства. А ещё важнее, что ты собираешься делать в этой клетке, жить как будешь? Вдруг откроешь притяжение лица, глаз, губ.... Вот-вот, и родится искорка, из которой можно вырастить нечто, ломающее клетки.
Чем всё закончилось, вы знаете.
У меня нет хвоста, но много лет я стояла перед своей матерью на коленях и говорила: услышь меня, я твоя дочь. Не важно, с какой высоты или низости, с чьего влияния, но в ёе коридоре сознания меня нет до сих пор.
Когда ты начинаешь открывать собственные клетки, много замков и смотрителей внутри и снаружи будут стоять на страже.
Первый замок называется «почему это произошло», а второй - «что с этим делать».
Не могу не закончить на своей любимой ноте. В русском языке буква П называлась «покой» и похожа она на ворота, Проход.
Если будешь смотреть с одной стороны - это вход. Посмотришь с другой - выход
|
Отзывы о фильме Зоология